Действующий

Рекомендация о развитии образования взрослых

II. Цели и стратегия

2. В общем плане целями образования взрослых должно быть содействие:

а) укреплению мира, международному взаимопониманию и сотрудничеству;

б) развитию критического понимания основных проблем современности и социальных изменений и способности принимать активное участие в прогрессе общества с целью достижения социальной справедливости;

в) все большему осознанию отношений, связывающих человека с окружающей его физической и культурной средой, и развитию стремления к улучшению этой окружающей среды, к уважению и охране природы, общего наследия и общественной собственности;

г) созданию понимания и уважения разнообразных обычаев и культур как в национальном, так и в международном плане;

д) все большему осознанию и осуществлению различных форм коммуникации и солидарности на семейном, местном, национальном, региональном и международном уровнях;

е) развитию способности приобретать - самостоятельно, в группах или в условиях организованного обучения в специально созданных для этой цели учебных заведениях - новые знания, квалификацию, вырабатывать взгляды или формы поведения, содействующие всестороннему расцвету личности;

ж) обеспечению сознательного и эффективного включения личности в трудовую жизнь путем предоставления мужчинам и женщинам технического и профессионального образования высокого уровня, а также развитию способности создавать, самостоятельно или в группе, новые материальные блага и новые духовные или эстетические ценности;

з) развитию способности понимать в достаточной мере проблемы, связанные с воспитанием детей;

и) развитию способности творчески использовать время досуга и приобретать любые необходимые или желаемые знания;

к) развитию необходимого умения пользоваться средствами массовой информации, в частности радио, телевидением, кино и печатью, интерпретировать различную информацию, адресованную обществом современным мужчинам и женщинам;

л) развитию способности учиться учить.

3. Образование взрослых должно базироваться на следующих принципах:

а) оно должно основываться на потребностях учащихся и использовать их разносторонний опыт в развитии образования взрослых; первоочередное внимание в перспективе коллективного развития должно быть уделено группам, находящимся в неблагоприятном положении с точки зрения образования;

б) оно должно полагаться на способность и стремление всех людей развиваться в течение всей жизни как в личном плане, так и в плане социальной деятельности;

в) оно должно побуждать интерес к чтению и развивать стремление к культуре;

г) оно должно стимулировать и поддерживать интерес взрослых учащихся, обращаться к их опыту, стимулировать и поддерживать веру в себя и обеспечивать их активное участие на всех этапах процесса образования, в который они вовлечены;

д) оно должно быть приспособлено к конкретным условиям быта и труда, учитывать личные качества взрослых учащихся, их возраст, семейное, социальное, профессиональное положение, среду, в которой они живут, и характер взаимосвязи этих факторов;

е) оно должно обеспечивать участие отдельных взрослых, групп и общин в принятии решений на всех этапах процесса обучения, включая определение потребностей, разработку учебных планов, осуществление и оценку программы, и планировать мероприятия по образованию взрослых с учетом изменения среды, в которой трудятся и живут взрослые;

ж) оно должно организовываться и осуществляться гибко с учетом социальных, культурных, экономических и институционных факторов каждой страны и общества, к которым принадлежат взрослые учащиеся;

з) оно должно содействовать экономическому и социальному развитию всего общества в целом;

и) оно должно признавать в качестве неотъемлемой части процесса образования формы коллективной организации, созданные взрослыми для решения их повседневных проблем;

к) оно должно признавать, что каждый взрослый, мужчина или женщина, в силу своего жизненного опыта, является носителем культуры, что дает ему возможность выступать в процессе образования, в котором он участвует, одновременно в качестве обучающегося и обучающего.

4. Каждому государству-члену следует:

а) признать образование взрослых необходимым и специфическим компонентом своей системы образования и постоянным элементом своей политики социального, культурного и экономического развития; таким образом, ему следует содействовать созданию структур, разработке и выполнению программ и применению методов образования, отвечающих потребностям и чаяниям всех категорий взрослых, независимо от пола, расы, географического происхождения, возраста, социального положения, мировоззрения, вероисповедания или ранее полученного образования;

б) признать, что хотя в определенной ситуации или в определенный период образование взрослых может играть какую-то компенсирующую роль, оно не предназначено для того, чтобы заменить соответствующее образование молодежи, которое является предпосылкой полного успеха образования взрослых;

в) ликвидируя изоляцию женщин от образования взрослых, содействовать обеспечению равенства доступа и полного участия женщин во всем комплексе мероприятий по образованию взрослых, включая подготовку к получению квалификации, дающей возможность выполнять работу или обязанности, которые до сих пор были привилегией мужчин;

г) принимать меры в целях содействия тому, чтобы в программах образования взрослых и общинного развития участвовали члены наиболее обездоленных групп, городских или сельских, оседлых или кочевых, и в частности неграмотные, молодежь, не получившая достаточного общего образования или квалификации, рабочие-мигранты и беженцы, безработные трудящиеся, представители этнических меньшинств, лица, страдающие физическими или умственными недостатками, лица, которые сталкиваются с трудностями социальной адаптации, и заключенные. В этой связи государствам-членам следует принять участие в поисках новой образовательной стратегии, направленной на установление более справедливых отношений между социальными группами.

5. Место образования взрослых в каждой системе образования следует определить с целью: