Действующий

Рекомендация о развитии образования взрослых

III. Содержание образования взрослых

9. Деятельность по образованию взрослых в перспективе непрерывного образования и обучения не имеет теоретических границ и должна отвечать конкретным ситуациям, возникающим в связи с особыми потребностями развития, участия в жизни общества и расцвета личности; она касается всех аспектов жизни и всех областей знаний и относится ко всем людям, независимо от уровня их достижений. При определении содержания деятельности по образованию взрослых первоочередное внимание следует уделять специфическим потребностям групп, находящихся в наименее благоприятных условиях с точки зрения образования.

10. Гражданское, политическое, профсоюзное, кооперативное образование следует нацеливать в особенности на развитие самостоятельного и критического суждения и на выработку или развитие способностей, необходимых каждому для того, чтобы быть готовым к изменениям, которые оказывают влияние на условия жизни и труда, путем активного участия в управлении делами общества на всех уровнях процесса принятия решений.

11. Не исключая подходов, направленных на достижение краткосрочного решения в конкретной ситуации, мероприятия по техническому или профессиональному образованию, как правило, следует нацеливать на приобретение квалификации, которая была бы достаточно широкой, чтобы облегчить последующую адаптацию в случае перемены профессии, и давала бы возможность критического понимания проблем трудовой жизни. Следует объединить техническое и профессиональное обучение с общим гражданским образованием.

12. Следует, чтобы мероприятия, направленные на поощрение культурного развития и художественного творчества, одновременно помогали ценить имеющееся культурное и художественное наследие и содействовали созданию новых ценностей и новых произведений путем раскрытия творческих возможностей, присущих каждому человеку или каждой группе.

13. Участие в образовании взрослых не должно быть ограничено по признаку пола, расы, географического происхождения, культуры, возраста, социального положения, опыта, веры или предыдущего уровня образования.

14. Что касается женщин, образование взрослых должно быть объединено, насколько это возможно, с современным социальным движением в целом, направленным на достижение самоопределения для женщин и предоставление им возможности сделать вклад в жизнь общества в качестве коллективной силы, и, таким образом, сосредоточиться на некоторых аспектах, в частности, на:

а) поисках условий равенства между мужчинами и женщинами в каждом обществе;

б) освобождении мужчины и женщины от предвзятых моделей, навязываемых им обществом во всех областях, в которых они несут ответственность;

в) гражданской, профессиональной, психологической, культурной и экономической независимости женщины как условии ее жизнедеятельности в качестве равноправной личности; г) знании положения женщин и деятельности женских движений различных стран с целью укрепления солидарности, невзирая на границы.

15. Что касается оседлого или кочевого населения сельских районов, то при проведении мероприятий по образованию взрослых следует, в частности, стремиться:

а) предоставлять им возможность использовать технические достижения, а также методы индивидуальных или коллективных действий, позволяющие повысить их уровень жизни, не вынуждая их отказываться от своих собственных ценностей;

б) устранять изолированность отдельных лиц или групп;

в) готовить отдельных лиц или группы, которые вынуждены порвать с сельским хозяйством, несмотря на усилия, направленные на предотвращение излишнего обезлюдения сел и деревень, к новой профессиональной деятельности в сельских условиях или, в случае ухода из села, к ведению нового образа жизни.

16. Что касается отдельных лиц или групп, оставшихся неграмотными, а также отдельных лиц или групп, которые из-за недостаточности средств и недостаточного образования или слабого участия в жизни коллектива сталкиваются с трудностями социальной адаптации, то следовало бы, чтобы мероприятия по образованию взрослых были направлены не только на предоставление возможности приобретения основных знаний (чтение, письмо, счет, знания о природе и социальных явлениях), но и на облегчение им доступа к производительному труду, на развитие их самосознания и понимания проблем, связанных с гигиеной, здравоохранением, домашним хозяйством и воспитанием детей, и на развитие их самостоятельности и расширение их участия в коллективной жизни.

17. Что касается молодежи, которая не смогла получить достаточного уровня общего образования или квалификации, то мероприятия по образованию взрослых должны дать ей возможность получить дополнительное общее образование, что позволит ей лучше понимать проблемы общества и играть в нем более активную роль, а также получать доступ к профессиональной подготовке и общему образованию, необходимым для работы по соответствующей специальности.

18. Что касается лиц, желающих приобрести общеобразовательную или профессиональную подготовку получением официальных свидетельств, которые они не смогли получить в свое время по причинам социального или экономического характера, то образование взрослых должно позволить им получить подготовку, требуемую для выдачи такого рода официальных свидетельств.

19. Что касается лиц, страдающих физическими или умственными недостатками, то мероприятия по образованию взрослых должны быть, в частности, направлены на оказание содействия в восстановлении или компенсировании ограниченных или утраченных физических или умственных возможностей и на то, чтобы помочь им получить знания, а если необходимо, и профессиональную подготовку, необходимые для включения их в жизнь общества и для работы по специальности, совместимой с их недостатками.

20. Что касается рабочих-мигрантов, беженцев и этнических меньшинств, то следует, чтобы мероприятия по образованию взрослых, в частности:

а) позволили им приобрести лингвистические и общие знания, а также техническую и профессиональную подготовку, которая позволила бы им временно или окончательно включиться в жизнь общества страны пребывания и, в случае необходимости, включиться вновь в жизнь общества страны своего происхождения;

б) помогали им быть в курсе развития культуры, текущих событий и социальных изменений, происходящих у них на родине.

21. Что касается безработных, в том числе и безработных, имеющих образование, то следует, чтобы мероприятия по образованию взрослых способствовали, в частности, адаптации или изменению их технической или профессиональной квалификации с целью дать им возможность найти новую работу или вернуться на прежнюю работу и содействовать критическому пониманию ими своего социально-экономического положения.

22. Что касается этнических меньшинств, то следует, чтобы мероприятия по образованию взрослых позволили им свободно выражать свои чаяния, получать образование самим и их детям на родном языке, развивать свою собственную культуру и изучать другие языки помимо своего родного языка.

23. Что касается людей пожилого возраста, то следует, чтобы мероприятия по образованию взрослых были, в частности, направлены на то, чтобы:

а) обеспечить лучшее понимание современных проблем и проблем молодого поколения;

б) помочь разумно использовать досуг, укреплять здоровье и находить больший смысл в жизни;

в) обеспечить знание основ проблем, стоящих перед теми, кто закончил трудовую жизнь, и средств их решения для тех, кто собирается закончить трудовую жизнь;

г) дать возможность тем, кто закончил трудовую жизнь, сохранять свои физические и интеллектуальные способности и продолжать участие в жизни коллектива, а также дать им доступ к областям знаний или к видам деятельности, к которым они не получили доступа в ходе своей трудовой жизни.