Действующий

Рекомендация о развитии образования взрослых

X. Международное сотрудничество

61. В целях содействия развитию образования взрослых, улучшения его содержания и методов, а также поиска новой стратегии образования государствам-членам следует усилить свое сотрудничество на двусторонней и на многосторонней основе.

В этих целях им следует стремиться включать в международные соглашения, касающиеся сотрудничества в области образования, науки и культуры, конкретные положения, относящиеся к образованию взрослых, и содействовать развитию и укреплению в рамках ЮНЕСКО образования взрослых.

62. Государствам-членам следует делиться своим опытом в области образования взрослых с другими государствами-чпенами, предоставляя им техническую и, в случае необходимости, материальную или финансовую помощь. Они должны оказывать систематическую помощь в осуществлении мероприятий по образованию взрослых странам, желающим получить такую помощь через ЮНЕСКО и другие международные организации, включая неправительственные, в целях социального, экономического и культурного развития этих стран.

Следует принимать меры предосторожности с тем, чтобы международное сотрудничество не приняло форму простой передачи структур, учебных программ, методов и техники иного происхождения, а состояло бы в стимулировании развития в самих заинтересованных странах путем создания соответствующих учреждений и хорошо скоординированных структур, приспособленных к конкретным условиям этих стран.

63. Следовало бы принять меры на национальном, региональном и международном уровнях в целях:

а) регулярного обмена информацией и документацией о стратегии, структурах, содержании, методах и результатах образования взрослых, а также о проведении исследований в этой области;

б) подготовки преподавательских кадров, способных осуществлять свои функции за пределами своей страны, в частности в рамках двусторонней или многосторонней технической помощи.

Этим обменам следует придать систематический характер, в частности между странами, сталкивающимися с одинаковыми проблемами и могущими применять одинаковые решения; в этих целях следует проводить совещания, в частности в региональных или субрегиональных рамках, для ознакомления с соответствующим опытом и для изучения условий, в которых этот опыт мог бы быть применен; целесообразно также создавать совместные службы в целях обеспечения большей эффективности проводимых исследований.

Государствам-членам следует поощрять соглашения о подготовке и принятии международных норм в важных областях, таких как преподавание иностранных языков и основных предметов с целью оказания помощи в создании единообразной системы оценки знаний.

64. Следует принять меры для содействия распространению и использованию аудиовизуальных средств обучения, учебных программ и материалов. В частности:

а) приспосабливать это распространение и использование к потребностям и особенностям различных стран с учетом их культурной самобытности и уровня развития;

б) устранять, насколько это возможно, мешающие этому распространению и использованию препятствия, связанные с правилами, регулирующими коммерческую или интеллектуальную собственность.

65. Для облегчения международного сотрудничества государствам-членам следует применять к образованию взрослых нормы, рекомендуемые в международном плане, в частности в том, что касается представления статистических данных.

66. Государствам-членам следует поддерживать деятельность ЮНЕСКО как специализированного учреждения ООН в ее усилиях по развитию образования взрослых, в частности, в области подготовки, исследований и оценки.

67. Государствам-членам следует рассматривать образование взрослых как всеобщее дело, заниматься возникающими в связи с этим практическими последствиями, содействуя установлению нового международного порядка, с которым ЮНЕСКО связала себя обязательствами в качестве рупора мирового сообщества в научных, образовательных и культурных вопросах.


Текст документа сверен по:

"Сборник документов, касающихся международных
аспектов высшего образования"
СПб., 2000 год