Недействующий

  

Проект N 320661-3

    

Вносится Правительством
Российской Федерации

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О собраниях, митингах, демонстрациях,
шествиях и пикетированиях

     

Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (далее -публичное мероприятие).

Глава I. Общие положения

     

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о публичном мероприятии

1. Законодательство Российской Федерации о публичном мероприятии основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение публичного мероприятия.

2. Публичное мероприятие, проводимое в рамках избирательных кампаний, референдумов и всенародных обсуждений, регулируется соответствующим законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Статья 2. Основные понятия


Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия и пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм, акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, общественных и религиозных объединений. Целью акции является свободное выражение и формирование мнений, а также требований по различным вопросам жизнедеятельности;

собрание - совместное присутствие граждан, собравшихся для коллективного обсуждения каких-либо профессиональных, организационных, социально-бытовых и иных вопросов в специально отведенном или приспособленном для этого месте;

митинг - массовое присутствие граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных событий преимущественно общественно-политического характера;

демонстрация - организованное публичное выражение общественно-политических настроений;

шествие - массовое прохождение граждан с целью привлечения внимания к каким-либо проблемам;

пикетирование - форма публичного выражения мнения, осуществляемая без шествия и звукоусиления путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации;

уведомление - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - орган исполнительной власти) или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия, за исключением собрания, в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка;

территории, непосредственно прилегающие к зданиям и объектам - земельные участки, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.

     

Статья 3. Принципы проведения публичного мероприятия

Проведение публичного мероприятия основывается на следующих принципах:

законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации;

добровольность участия в публичном мероприятии.

Глава II. Порядок организации и проведения публичного мероприятия

     

Статья 4. Организация публичного мероприятия


К организации публичного мероприятия относятся:

оповещение возможных участников и уведомление соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления;

ведение предварительной агитации;

изготовление и распространение средств наглядной агитации;

другие действия, совершаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

Статья 5. Организатор (организаторы) публичного мероприятия

1. Организатором (организаторами) публичного мероприятия могут быть граждане Российской Федерации (митингов, демонстраций, шествий и пикетирований - с 18 лет, собраний - с 16 лет), политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, общественные и религиозные объединения, взявшие на себя обязательство по его организации и проведению.

2. Не может быть организатором (организаторами) публичного мероприятия:

а) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;

б) политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения, общественное или религиозное объединение, деятельность которых приостановлена, прекращена или запрещена в установленном законом порядке.

3. Организатор (организаторы) публичного мероприятия имеет право:

а) проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, указанных в уведомлении либо измененных в соответствии с предложением органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания;

б) вести предварительную агитацию в поддержку целей публичного мероприятия через средства массовой информации путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, допустимых законодательством Российской Федерации;

в) уполномочивать отдельных участников публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению;

г) организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граждан;

д) использовать при проведении собраний, митингов, демонстраций и шествий звукоусиливающую аппаратуру и устройства (аудио-, видео- установки и другие) с уровнем звука, соответствующим стандартам и нормам, установленным в Российской Федерации.

4. Организатор (организаторы) публичного мероприятия обязан:

а) направить в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия и прилагаемое к нему письменное обязательство по организации и проведению публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона;

б) за 3 дня до даты проведения публичного мероприятия информировать орган исполнительной власти или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении;

в) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении или измененных в соответствии с предложением органа исполнительной власти или органа местного самоуправления;

г) требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и объявленного регламента его проведения. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора (организаторов), могут быть удалены с места проведения данного мероприятия;

д) обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществлять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;

е) приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий, а также нарушения регламента проведения мероприятия;

ж) обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения);

з) обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;

и) довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия;

к) иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия (за исключением собрания).

5. Организатор (организаторы) публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление не было подано в срок или не было принято органом исполнительной власти или органом местного самоуправления.

Статья 6. Участники публичного мероприятия

1. Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, общественных и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

2. Участники публичного мероприятия имеют право:

а) участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия;

б) использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации;

в) принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.

3. Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:

а) выполнять все законные требования организатора (организаторов) публичного мероприятия, уполномоченных им лиц и сотрудников органов внутренних дел;

б) соблюдать общественный порядок и регламент проведения мероприятия.

Статья 7. Уведомление о проведении публичного мероприятия

1. Уведомление органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о намерении провести публичное мероприятие (за исключением собрания) и прилагаемое к нему письменное обязательство по организации и проведению публичного мероприятия направляются его организатором (организаторами) в письменной форме в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до даты проведения мероприятия.

2. Порядок направления уведомления органам исполнительной власти или органам местного самоуправления и прилагаемого к нему письменного обязательства по организации и проведению публичного мероприятия регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

3. В уведомлении указываются:

а) цель публичного мероприятия;

б) форма публичного мероприятия;

в) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников;

г) время начала и окончания публичного мероприятия;

д) предполагаемое количество участников;

е) формы и методы гарантированного обеспечения организатором (организаторами) общественного порядка, организации медицинской помощи, использование звукоусиливающей аппаратуры при проведении публичного мероприятия;

ж) фамилия, имя, отчество или наименование организатора (организаторов), сведения о его (их) месте нахождения (пребывания) и телефон;

з) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором (организаторами) выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

и) дата подачи уведомления.

4. Уведомление и прилагаемое к нему письменное обязательство по организации и проведению публичного мероприятия в соответствии с основными принципами, изложенными в статье 3 настоящего Федерального закона, подписываются организатором (организаторами) публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором (организаторами) выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия.

Статья 8. Места проведения публичного мероприятия

1. Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для этой цели местах, за исключением мест, использование которых для таких целей запрещено или ограничено в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. К местам, запрещенным для проведения публичного мероприятия, относятся:

а) территории, здания и сооружения, не обеспечивающие безопасности граждан при проведении публичного мероприятия;

б) территории, непосредственно прилегающие к опасным и вредным производствам и объектам, требующим поддержания повышенного уровня технологической и экологической безопасности;

в) путепроводы, транспортные магистрали, полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

г) территории, непосредственно прилегающие к больницам, поликлиникам, детским дошкольным учреждениям, а также школам и другим общеобразовательным учреждениям (во время проведения в них занятий);

д) территории, непосредственно прилегающие к культурно-зрелищным и спортивным объектам (во время проведения в них представлений и соревнований);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»