Принят
на двадцать втором
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 22-17
от 15 ноября 2003 года
)

     

     

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

О научной и научно-технической экспертизе

     


Настоящий модельный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с назначением и проведением научной и научно-технической экспертизы, устанавливает общественно значимые объекты, подлежащие обязательной научной и научно-технической экспертизе, определяет основные права и обязанности заказчиков и исполнителей научной и научно-технической экспертизы.

Закон служит целям:

- обеспечения методологического единства правовых, научных и научно-технических требований к организации проведения научной и научно-технической экспертизы общественно значимых решений, способствующих социально-экономическому, научно-техническому, гуманитарному и культурному развитию государств - участников Содружества Независимых Государств;

- обеспечения научной и научно-технической обоснованности общественно значимых решений, принимаемых государственными органами, общественными организациями и хозяйствующими субъектами, ориентирования их на использование новейших достижений науки, техники и технологии;

- обеспечения национальной, экологической, технологической и общественной безопасности и экономической целесообразности решений, связанных с выполнением научных и научно-исследовательских работ и использованием научных и научно-технических результатов в практической и хозяйственной деятельности;

- обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности на результаты научно-технической деятельности и авторских прав, связанных с гражданским оборотом результатов научно-технической деятельности.

Правовое обеспечение научной и научно-технической экспертизы состоит из настоящего модельного Закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных актов государств - участников Содружества Независимых Государств.

Проведение отдельных видов научной и научно-технической экспертизы регулируется специальными законами и иными нормативными актами, принимаемыми государствами - участниками Содружества Независимых Государств. Указанные акты должны учитывать положения настоящего модельного Закона.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Научная и научно-техническая экспертиза

1. Научная и научно-техническая экспертиза деятельность, осуществляемая в соответствии с настоящим Законом, связанная с организацией проведения исследований, анализом и оценкой объектов экспертизы, подготовкой и оформлением экспертных заключений относительно этих объектов, необходимых для обоснования принятия общественно значимых решений.

2. Научная и научно-техническая экспертиза является одним из видов научно-исследовательской деятельности. Экспертное заключение и другие результаты, полученные в ходе проведения научной и научно-технической экспертизы, относятся к результатам научно-технической деятельности.

3. Экспертное заключение, полученное в результате научной и научно-технической экспертизы, носит рекомендательный характер и является собственностью заказчика научной и научно-технической экспертизы, если иное не предусмотрено законодательством и договором на проведение экспертизы.

Статья 2. Задачи и принципы научной и
научно-технической экспертизы

1. Основными задачами научной и научно-технической экспертизы являются:

- оценка соответствия объектов экспертизы современному уровню научных, технических и технологических знаний, тенденциям и приоритетам научно-технического прогресса, принципам государственной научно-технической политики, требованиям национальной, экологической, технологической, общественной безопасности и экономической целесообразности;

- подготовка обоснованных экспертных заключений по всем изучаемым вопросам, предотвращение негативных последствий, а также снижение степени риска негативных последствий принимаемых решений;

- анализ эффективности использования имеющегося научно-технического потенциала, оценка результативности научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных, изыскательских, геологоразведочных и иных научных работ и разработок;

- прогнозирование научно-технических, социально-экономических и экологических последствий реализация программ, проектов, предложений, являющихся объектами экспертизы;

- обеспечение соответствия объектов экспертизы требованиям и нормам законодательства.

2. Основными принципами научной и научно-технической экспертизы являются:

- независимость и правовая защищенность участников экспертного процесса при осуществлении ими своей профессиональной деятельности;

- научный подход, полнота, всесторонность и объективность исследований объектов экспертизы, обеспечение обоснованности результатов экспертизы;

- компетентность и высокий профессиональный уровень лиц и организаций, проводящих экспертизу;

- системность организации экспертной работы и ее нормативно-методического обеспечения;

- ориентация на мировой уровень развития науки и техники, нормы и правила экологической, технической и общественной безопасности, на обязательность выполнения требований международных и национальных стандартов;

- гласность результатов экспертизы при условии сохранения государственной, служебной и коммерческой тайны в соответствии с законодательством.

Статья 3. Статус научной и научно-технической экспертизы


Научная и научно-техническая экспертиза может иметь статус государственной, общественной и специальной экспертизы. Условия и порядок проведения государственной, общественной и специальной экспертизы определяется настоящим Законом.

Статья 4. Объекты научной и научно-технической экспертизы

1. Объект научной и научно-технической экспертизы - информация, подлинность которой надлежащим образом удостоверена, физические предметы и иные материальные носители, содержащие такую информацию, а также другие исходные данные, необходимые для решения задач научной и научно-технической экспертизы в установленном настоящим Законом порядке, предъявленные экспертной организации или эксперту для проведения научной и научно-технической экспертизы.

2. Объектами научной и научно-технической экспертизы являются:

- социально значимые (влияющие на неограниченный круг лиц) научно-технические программы, инновационные и инвестиционные проекты различного уровня и назначения, а также результаты реализации этих программ и проектов;

- проекты законодательных, нормативных и инструктивно-методических документов и административных актов по регулированию деятельности в научной и научно-технической сфере;

- технико-экономические обоснования программ, проектов и решений о создании, реконструкции, ликвидации, остановке, консервации производственно-технологических комплексов, технических и (или) человеко-машинных систем, сооружаемых при участии или под контролем государства;

- конкурсные заявки и документация, связанные с заключением контрактов о закупках и поставках научно-технической продукции для государственных нужд, результаты выполнения контрактов на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных и изыскательских работ, финансируемых из государственного бюджета, бюджета муниципальных органов исполнительной власти и внебюджетных фондов республиканского значения;

- научные и научно-технические обоснования решений, связанных с предупреждением и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф;

- проекты межгосударственных соглашений в области научного и научно-технического сотрудничества;

- договоры и объекты внешнеэкономической деятельности, связанные с поставками за рубеж отечественной техники, технологий и материалов военного, специального и двойного назначения, а также с закупкой и поставками для государственных нужд импортной техники, технологий и материалов;

- заявки, связанные с оформлением прав интеллектуальной собственности на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронно-вычислительных машин и баз данных и топологий интегральных микросхем;

- диссертационные работы, представленные в установленном порядке на соискание ученой степени;

- работы, выдвигаемые на соискание государственных премий в области науки и техники.

3. По инициативе заказчика научной и научно-технической экспертизе могут быть подвергнуты иные объекты.

4. Перечень объектов, подлежащих обязательной научной и научно-технической экспертизе, определяется в соответствии с требованиями настоящего модельного Закона, законов государства - участника Содружества Независимых Государств, определяющих особенности проведения научной и научно-технической экспертизы.

Статья 5. Субъекты научной и научно-технической экспертизы

1. Субъектами научной и научно-технической экспертизы являются заказчики и исполнители экспертизы, а также иные участники экспертной деятельности.

2. Заказчиками научной и научно-технической экспертизы могут быть государственные органы, общественные и международные организации, юридические и физические лица, заинтересованные в проведении этой экспертизы.

3. Исполнителями научной и научно-технической экспертизы являются экспертные организации и физические лица (эксперты) соответствующего профиля или специализации, имеющие достаточную квалификацию и опыт работы в проведении научной и научно-технической экспертизы.

4. Деятельность исполнителей, ответственных за обеспечение организации проведения государственной научной и научно-технической экспертизы, подлежит сертификации. Деятельность физических лиц (экспертов), участвующих в проведении государственной экспертизы, подлежит аттестации.

5. Подтверждение соответствия возможностей исполнителя научной и научно-технической экспертизы нормативным требованиям к обеспечению условий проведения экспертизы и качества ее результатов осуществляется в процессе их аккредитации при органах и организациях, уполномоченных на организацию проведения обязательной научной и научно-технической экспертизы.

6. Сертификация, аттестация и аккредитация исполнителей экспертизы осуществляются в порядке, установленном уполномоченными органами и организациями, осуществляющими обязательную научную и научно-техническую экспертизу.

7. Отказ в сертификации, аттестации и аккредитации исполнителя научной и научно-технической экспертизы может быть обжалован в судебном порядке.

Статья 6. Статус эксперта

1. Эксперт - физическое лицо, имеющее соответствующие опыт работы и квалификацию в проведении научной и научно-технической экспертизы, является основным участником экспертного процесса.

2. Статус эксперта, его права и обязанности определяются настоящим Законом и другими нормативными актами, регулирующими проведение специальных видов научной и научно-технической экспертизы.

3. Подтверждение статуса (аттестация и аккредитация) эксперта осуществляется специализированными экспертными советами (комиссиями), созданными при органах и организациях, уполномоченных на организацию проведения обязательной научной и научно-технической экспертизы.

Эксперту, прошедшему в установленном порядке аттестацию и аккредитацию, присваивается статус эксперта определенной категории (ранга).

4. Аккредитация в качестве экспертов для целей настоящего Закона иностранных граждан, лиц без гражданства осуществляется с учетом требований настоящего Закона, международных договоров и соглашений.

Глава 2. Права и обязанности субъектов научной и
научно-технической экспертизы

Статья 7. Права и обязанности заказчика научной и
научно-технической экспертизы

1. Заказчик научной и научно-технической экспертизы имеет право:

- принимать решения о необходимости проведения первичной, повторной, дополнительной или комиссионной научной и научно-технической экспертизы, если настоящим Законом не установлен обязательный порядок проведения такой экспертизы;

- осуществлять выбор экспертной организации (эксперта) научной и научно-технической экспертизы, получать консультации по ее проведению;

- заключать договоры с экспертными организациями (экспертами) научной и научно-технической экспертизы с соблюдением требований настоящего Закона;

- присутствовать при проведении научной и научно-технической экспертизы, если иное не предусмотрено настоящим Законом или договором на проведение научной и научно-технической экспертизы;

- знакомиться с промежуточными и конечными выводами научной и научно-технической экспертизы;

- вносить с согласия экспертной организации (эксперта) изменения (усовершенствования) в объект экспертизы в ходе экспертного процесса;

- получать в установленном порядке информацию о ходе экспертизы, предоставлять экспертной организации (эксперту) письменные или устные объяснения, замечания, предложения по существу проводимой научной и научно-технической экспертизы;

- осуществлять правомочия собственника на результаты экспертизы, если иное не предусмотрено настоящим Законом или договором подряда на проведение научной и научно-технической экспертизы.

2. Заказчик научной и научно-технической экспертизы обязан:

- оказывать содействие экспертной организации (эксперту) научной и научно-технической экспертизы в проведении всестороннего, объективного, научно обоснованного комплексного анализа объектов экспертизы, выработке независимых экспертных оценок;

- передавать экспертной организации (эксперту) научной и научно-технической экспертизы необходимые материалы, информацию, расчеты, данные, дополнительные сведения, касающиеся объекта экспертизы, в сроки, установленные договором на проведение научной и научно-технической экспертизы;

- использовать в своей деятельности заключения научной и научно-технической экспертизы и представлять в случаях, предусмотренных настоящим Законом, объекты экспертизы и сопровождающие материалы к ним на повторную или дополнительную экспертизу;

- соблюдать условия конфиденциальности при организации проведения научной и научно-технической экспертизы, в том числе анонимность экспертов;

- оплачивать работу экспертной организации (эксперта) в соответствии с договором на проведение научной и научно-технической экспертизы, если иное не установлено законом;

- возместить экспертной организации (эксперту) моральный и материальный ущерб, причиненный своими неправомерными действиями при проведении экспертизы.

Заказчик несет в установленном законом порядке ответственность за нарушение условий договора о проведении научной и научно-технической экспертизы и принятие необоснованных решений, связанных с утверждением или не утверждением результатов экспертизы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»