Недействующий


Проект N 58994-4

 

Текст внесенного законопроекта


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,
и финансированию терроризма"

 

Статья 1. Внести в Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296) следующие изменения:

1) в статье 5:

а) абзац четвертый изложить в следующей редакции:

«страховые организации и лизинговые компании;»;

б) абзац восьмой изложить в следующей редакции:

«организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи и (или) пари и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;»;

в) дополнить абзацем следующего содержания:

«организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.»;

организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области права.".

2) в статье 6:

а) подпункт 1 дополнить абзацами следующего содержания:

"покупкаабзац третий подпункта 1 изложить в следующей редакции*:

________________

* Текст соответствует оригиналу. - Примечание "КОДЕКС".


«покупка или продажа наличной иностранной валюты;

приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;";лицом;»*;

 ________________

* Текст соответствует оригиналу. - Примечание "КОДЕКС".


подпункт 4 дополнить абзацем следующего содержания:

«предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.»;

б) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11. Сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее.»;

3) в статье 7:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:

1) идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента) и установить следующие сведения:

в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) и места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения»;

2) предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей;

3) систематически обновлять информацию о клиентах, конечных выгодоприобретателях;

4) документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом.:

вид операции и основания ее совершения;

дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена;

сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания;

наименование, идентификационный номер налогоплательщика, регистрационный номер, место регистрации и адрес местoнахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;

сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения физического или юридического лица;

сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересе, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства представителя физического или юридического лица;

сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции;

5) представлять в уполномоченный орган по его письменным запросам информацию, указанную в подпункте 4 настоящего пункта, как в отношении операций, подлежащих обязательному контролю, так и в отношении операций, указанных в пункте 3 настоящей статьи. Порядок направления уполномоченным органом указанных запросов определяется Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Уполномоченный орган не вправе запрашивать документы и информацию по операциям, совершенным до вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением документов и информации, которые представляются на основании соответствующего международного договора Российской Федерации.»;

б) пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:

«Квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, к статусу и полномочиям специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к идентификации клиентов,конечных выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации. Требования к идентификации могут различаться в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.»;

в) пункт 3 после слов «эта организация» дополнить словами «, не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций,»;

г) пункт 4 дополнить предложением следующего содержания: «Указанный срок для копий документов, необходимых для идентификации личности, исчисляется со дня прекращения отношений с клиентом.»;

д) пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. Кредитным организациям запрещается:

открывать счета (вклады) на анонимных владельцев, то есть без предоставления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации;

открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя;

устанавливать и поддерживать отношения с банками, не имеющими на территории государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующего органа управления.»;";

е) дополнить пунктами 51 и 52 следующего содержания:

«51. Кредитные организации обязаны предпринимать меры, направленные на предотвращение установления отношений с иностранными банками-респондентами, в отношении которых имеется информация, что их счета используются банками, не имеющими на территории государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующего органа управления.

52. Кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в следующих случаях:

отсутствия по адресу (местонахождению) юридического лица, по которому осуществляется связь с этим юридическим лицом, его постоянно действующего исполнительного органа, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности;

непредставления физическим или юридическим лицом документов, представления недостоверных документов, подтверждающих указанные в настоящей статье сведения;

наличия в отношении физического или юридического лица сведений об участии в террористической деятельности, полученных в соответствии с настоящим Федеральным законом.»;

ж) дополнить пунктами 51 и 52 следующего содержания:

ж) пункт 12 изложить в следующей редакции:

"12. Отказ от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом либо неисполнение указанного договора банковского счета (вклада), отказ в проведении операций, а также приостановление операций в соответствии с настоящей статьей не являются основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, за нарушение условий соответствующих договоров.";

з) дополнить пунктом 13 следующего содержания:

«13. Кредитные организации обязаны документально фиксировать и предоставлять в уполномоченный орган сведения о случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада)или неисполнения договора банковского счета(вклада) с физическим или юридическим лицом, отказа от проведения операций в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения указанных действий, в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.";Правительством Российской Федерации.»;

4) главу II дополнить статьей 71 следующего содержания:

«Статья 71. Права и обязанности иных лиц

1. Требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, установленные подпунктом 1 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7 настоящего Федерального закона, распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

сделки с недвижимым имуществом;

управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

управление банковскими, сберегательными счетами или счетами ценных бумаг;

привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;

создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также купля-продажа организаций.

2. При наличии у адвоката, нотариуса, лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в пункте 1 настоящей статьи, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, они обязаны уведомить об этом уполномоченный орган.

Адвокат и нотариус вправе передать такую информацию как самостоятельно, так и через соответственно адвокатскую и нотариальную палаты при наличии у этих палат соглашения о взаимодействии с уполномоченным органом.

3. Порядок передачи адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, информации о сделках или финансовых операциях, указанных в пункте 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Адвокат и адвокатская палата, нотариус и нотариальная палата, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, не вправе разглашать факт передачи в уполномоченный орган информации, указанной в пункте 2 настоящей статьи.

5. Положения пункта 2 настоящей статьи не относятся к сведениям, на которые распространяются требования законодательства Российской Федерацииоб адвокатской деятельности и адвокатуре о соблюдении адвокатской тайны.»;

5) статью 9 дополнить частью пятой следующего содержания:

«Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции и в порядке, согласованном ими с соответствующими надзорными органами, предоставляют организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, сводном государственном реестре аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний, а также сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов.».

     Статья 2. Передача компетентным органам иностранного государства информации, связанной с выявлением, изъятием и конфискацией доходов, полученных преступным путем, осуществляется в том случае, если она не наносит ущерба интересам национальной безопасности Российской Федерации и может позволить компетентным органам этого государства начать расследование или сформулировать запрос.

Информация, связанная с выявлением, изъятием и конфискацией доходов, полученных преступным путем, предоставляется по запросу компетентного органа иностранного государства при условии, что она не будет использована без предварительного согласия соответствующих органов государственной власти Российской Федерации, предоставивших ее, в целях, не указанных в запросе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»