Недействующий


Проект N 403428-3*
___________________________
*Согласно паспорту проекта,
проект внесен на рассмотрение в
Государственную Думу.-
Примечание "КОДЕКС".


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О дополнении части первой Налогового кодекса Российской
Федерации
статьей 129.2 и внесении дополнений в главу 26.3
части второй Налогового кодекса Российской Федерации


    Статья 1. Дополнить часть первую Налогового кодекса Российской Федерации статьей 129.2 следующего содержания:

"Статья 129.2. Нарушение срока подачи заявления о выдаче свидетельства

1. Нарушение налогоплательщиком установленного законодательством о налогах и сборах срока подачи заявления о выдаче свидетельства при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи,

влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей.

2. Нарушение налогоплательщиком установленного законодательством о налогах и сборах срока подачи заявления о выдаче свидетельства повторно в течение календарного года или на срок более 90 дней

влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.

3. Ответственность, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, не применяется при наличии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 117 настоящего Кодекса.".

Статья 2. Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации следующие дополнения:

1. Статью 346.27 после абзаца семнадцатого дополнить абзацем следующего содержания:

"объекты организации торговли или оказания услуг - территориально обособленные и преимущественно специально оборудованные места, в том числе стационарные здания или их части, строения, земельные участки, предназначенные для организации торговли или оказания услуг;".

2. Дополнить статьей 346.28.1 следующего содержания:

"Статья 346.28.1. Свидетельство о применении системы налогообложения в виде единого налога

1. Налогоплательщикам на каждый вид осуществляемой предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, выдается свидетельство, которое является документом, подтверждающим применение налогоплательщиком системы налогообложения в виде единого налога:

для видов предпринимательской деятельности, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 2 статьи 346.26 настоящего Кодекса, за исключением разносной торговли - на каждый объект организации торговли или оказания услуг по каждому виду предпринимательской деятельности;

для разносной торговли - на каждого работника, включая индивидуального предпринимателя;

для оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств, - на каждое транспортное средство.

2. В свидетельстве указываются:

наименование налогового органа, выдавшего свидетельство;

регистрационный номер свидетельства и дата его выдачи;

полное наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), местонахождение организации (место жительства индивидуального предпринимателя);

идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП);

вид деятельности и адрес (место фактической деятельности) осуществления организацией (индивидуальным предпринимателем) деятельности, количество физических показателей (для оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов - сведения о транспортном средстве, для разносной торговли - фамилия, имя, отчество работника);

срок действия свидетельства (период осуществления деятельности) в пределах одного календарного года;

особенности ведения предпринимательской деятельности (в зависимости от которых установлены значения корректирующего коэффициента К2) - по решению законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

3. Заявление о выдаче свидетельства подается в налоговый орган по месту осуществления налогоплательщиком предпринимательской деятельности в срок не позднее 20-го числа месяца, предшествующего налоговому периоду, за исключением налогоплательщиков, для которых настоящим пунктом предусмотрены иные сроки.

В заявлении о выдаче свидетельства указывается вид (виды) предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом; адрес или перечень мест фактического осуществления деятельности (объектов организации торговли или оказания услуг); сведения о транспортном средстве или транспортных средствах; фамилия, имя, отчество работника или работников; количество физических показателей по каждому виду и месту деятельности (объекту организации деятельности), заявляемый период осуществления предпринимательской деятельности в пределах одного календарного года.

Вновь зарегистрированные налогоплательщики и налогоплательщики, указанные в пункте 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса, подают заявление о выдаче свидетельства в сроки, установленные для постановки на учет в налоговых органах.

Налогоплательщики, приступающие к осуществлению видов предпринимательской деятельности, облагаемых единым налогом, в течение налогового периода, подают заявление о выдаче свидетельства в срок не позднее десяти дней до начала осуществления этой деятельности.

В случае изменения у налогоплательщика величины физического показателя в течение налогового периода, налогоплательщик подает заявление об изменении физического показателя по объекту организации торговли или оказания услуг либо заявление о выдаче свидетельства в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи на каждое дополнительное транспортное средство, или работника, или объект организации торговли или оказания услуг, в срок не позднее пяти дней с даты изменения.

4. Налоговый орган обязан выдать свидетельство (уведомить заявителя об отказе в выдаче свидетельства, в том числе в случае не соблюдения налогоплательщиком ограничений по площади торгового зала, зала обслуживания посетителей, количеству эксплуатируемых транспортных средств), а налогоплательщик получить свидетельство (уведомление) не позднее трех рабочих дней с момента представления налогоплательщиком заявления о выдаче свидетельства.

5. Форма свидетельства и порядок его выдачи устанавливаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

6. На свидетельство распространяются правила обращения с документами строгой отчетности, установленные действующими нормативными актами Российской Федерации.

7. Свидетельство должно находится в месте осуществления предпринимательской деятельности или в транспортном средстве (у налогоплательщика или работника). Использование при осуществлении предпринимательской деятельности любых копий свидетельства (в том числе и нотариально удостоверенных) не допускается.

В случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности (приостановления более чем на один календарный месяц) свидетельство подлежит сдаче в налоговый орган, выдавший свидетельство, до истечения месяца, в котором она прекращена (приостановлена).

До возобновления ранее приостановленной предпринимательской деятельности, свидетельство возвращается налогоплательщику по его требованию.

8. Нарушение налогоплательщиками срока подачи заявления о выдаче свидетельства (заявления об изменении физического показателя по объекту организации торговли или оказания услуг), установленного пунктом 3 настоящей статьи, признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.2 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.".

     Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода.

Обязанности и ответственность, предусмотренные настоящим Федеральным законом, возникают и применяются к правоотношениям, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению в соответствии с главой 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, с 1-го числа налогового периода, следующего за вступлением в силу настоящего Федерального закона.

Президент
Российской Федерации
В. Путин



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О дополнении части первой Налогового
кодекса Российской Федерации статьей 129.2 и внесении дополнений в главу 26.3
части второй Налогового кодекса Российской Федерации"



Данный законопроект вносится в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации. Настоящая пояснительная записка включает обоснование необходимости принятия предлагаемого законопроекта, его целей, основных положений, а также прогноза социально - экономических последствий.

Целью разработки данного законопроекта является упорядочение процесса администрирования единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации - далее НК РФ) путем введения свидетельства о применении системы налогообложения в виде единого налога и ответственности за нарушение срока подачи заявления о выдаче свидетельства - дополнение НК РФ статьями 346.28.1 и 129.2 соответственно.

1. Действующая глава 26.3. НК РФ не устанавливает систему контроля за осуществлением налогоплательщиками деятельности в течение налогового периода и контроля натуральных (физических) показателей предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход. Положения новой системы налогообложения в виде единого налога таковы, что налогоплательщики, осуществлявшие в частности розничную нестационарную и разносную торговлю и автотранспортные услуги в том или ином налоговом периоде, и "не замеченные" налоговыми органами представляют декларации за 1 или 2 месяца из 3 (а так же занижают физические показатели), "нулевые" декларации или вообще не отчитываются.

Бремя доказательства факта осуществления деятельности, количества физических показателей за каждый месяц налогового периода и вытекающей из этого обязанности налогоплательщика по уплате единого налога ложится на налоговые органы: ежемесячное (3 раза в квартал, 12 раз в год) осуществление "отлова и переписи" торгующих на ярмарках, рынках (как на организованных, так и стихийных), ведение ежемесячного учета всех частников - таксистов, маршрутных такси, водителей, осуществляющих грузоперевозки.

В этих условиях сокращается количество плательщиков и поступление единого налога в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. А проведение полного контроля за гражданами, осуществляющими деятельность, за ведением ими учета натуральных (физических) показателей трудно осуществимо и требует значительных трудовых затрат - не меньше, чем общее поступление единого налога в бюджеты всех уровней. Высокая трудоемкость оформления документов об обследовании предпринимательской деятельности, отсутствие ответственности, делает рейдовые мероприятия в целях выявления лиц (в частности индивидуальных предпринимателей), осуществляющих предпринимательскую деятельность и уклоняющихся от уплаты единого налога, малоэффективными, вследствие чего налоговыми органами они практически не проводятся.

По данным УМНС РФ по Курганской области количество учтенных в налоговых органах налогоплательщиков (представивших налоговые декларации), осуществляющих виды предпринимательской деятельности, облагаемые единым налогом, в 2003 году по сравнению с 2002 годом (по состоянию на 1 июля):

розничная торговля - количество плательщиков сократилось с 8 380 до 7 622 (- 9 %), при этом количество организаций увеличилось на 58,5 %, а индивидуальных предпринимателей уменьшилось на 1 013 человек или 12,7 %.

оказание услуг общественного питания - количество плательщиков увеличилось с 203 до 221 (+ 8,9 %), при этом количество организаций увеличилось на 47,2 %, а индивидуальных предпринимателей уменьшилось на 12,2 %.

оказание бытовых услуг - количество плательщиков увеличилось с 1 194 до 1 240 (+ 46 или 3,8 %), при этом количество организаций увеличилось на 8,4 %, а индивидуальных предпринимателей - на 3,2 %.

оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств - количество плательщиков увеличилось с 248 до 293 (+ 45, в т.ч. 28 - организаций, или 18,15 %).

оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов - количество плательщиков сократилось с 698 до 619 (- 79, в т.ч. 78 - предприниматели, или 11,3 %).

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, действовавшая до 1 января 2003 года (Федеральный закон от 31.07.1998 г. N 148-ФЗ) в этом плане, безусловно, имела значительное преимущество, предусматривая подачу налогоплательщиком в налоговый орган расчета, получение уведомления о переводе и свидетельства об уплате налога.

2. В целях повышения эффективности применения единого налога законопроектом предлагается установление документа в форме "Свидетельства о применении системы налогообложения в виде единого налога" - пункт 2 статьи 2 законопроекта (статья 346.28.1 НК РФ). Введение свидетельства направлено на совершенствование законодательства в сфере правового регулирования единого налога в части усиления контроля за налогоплательщиками, упорядочения процесса администрирования данного источника доходов бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.

2.1. Статья 346.28.1 законопроекта состоит из восьми пунктов, определяющих:

- объекты и субъекты деятельности, на каждый из которых выдается свидетельство;

- реквизиты свидетельства;

- сроки подачи заявления о выдачи свидетельства (заявления об изменении физического показателя по объекту организации торговли или оказания услуг) для категорий налогоплательщиков различных по сроку начала осуществления деятельности, облагаемой единым налогом, реквизиты заявления;

- сроки выдачи и получения свидетельства;

- форму и порядок выдачи свидетельства - устанавливаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам;

- правила обращения со свидетельством;

- место хранения (нахождения) свидетельства при осуществлении деятельности, при прекращении (приостановлении) деятельности, порядок возврата при возобновлении ранее приостановленной деятельности;

- ответственность за нарушение налогоплательщиками срока подачи заявления о выдаче свидетельства - вводится статья 129.2 НК РФ.

2.2. Дополнение статьи 346.27 понятием "объекты организации торговли и оказания услуг" (территориально обособленные и преимущественно специально оборудованные места, в том числе стационарные здания или их части, строения, земельные участки, предназначенные для организации торговли и оказания услуг) связано с определением отдельной единицы, на каждую из которых будет выдаваться отдельное свидетельство.

2.3. Указание в свидетельстве (заявлении) особенностей ведения предпринимательской деятельности, в зависимости от которых по решению законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации устанавливаются значения корректирующего коэффициента К2 позволит более гибко учитывать при исчислении единого налога продолжительность работы налогоплательщиков в течение суток, недели, календарного месяца (при установлении понижающих значений К2) и с учетом даты прекращения (периода приостановления) деятельности.

Законопроект предусматривает упорядочение приостановки деятельности налогоплательщиков посредством уведомления - сдачи свидетельства и получения его обратно при ее возобновлении.

2.4. Положения пункта 9 статьи 346.29 дают возможность налогоплательщикам варьировать в течение месяца величиной физического показателя для целей налогообложения. Данный законопроект (абзац пятый пункта 4 статьи 346.28.1 НК РФ) предусматривает подачу налогоплательщиком заявления об изменении физического показателя по объекту организации торговли или оказания услуг либо заявление о выдаче свидетельства на каждое дополнительное транспортное средство, или работника, или объект организации деятельности, в срок не позднее пяти дней с даты изменения.

2.5. Свидетельство будет действовать в течение календарного года.

Содержащаяся в свидетельстве и заявлениях налогоплательщиков информация будет использоваться при проведении проверок (рейдовых, камеральных и выездных) деятельности налогоплательщиков по итогам и в течение налогового периода.

При проведении рейдовых мероприятий в целях выявления лиц (в частности индивидуальных предпринимателей), осуществляющих предпринимательскую деятельность и уклоняющихся от уплаты единого налога, или занижающих величины физических показателей, работникам налоговых органов (выдача свидетельств и проведение проверок зачастую осуществляются разными работниками) достаточно будет истребовать у налогоплательщика свидетельство и сверить фактическую и заявленную величину физического показателя, и только в случае его отсутствия или выявления несоответствия оформлять необходимые материалы. Это, безусловно, облегчит и работу налогоплательщиков с налоговыми органами при подобных проверках.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»