Принят
 на семнадцатом пленарном
заседании Межпарламентской
Ассамблеи государств - участников СНГ
 (постановление N 17-8
 от 19 апреля 2001 года
)

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внешней разведке



Настоящий Закон определяет статус, основы организации и функционирования внешней разведки государства - участника внешнеполитической деятельности, порядок контроля и надзора за ее осуществлением.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Внешняя разведка


Внешняя разведка как совокупность специально создаваемых государством органов является составной частью сил обеспечения безопасности государства и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных настоящим Законом методов и средств.

Статья 2. Разведывательная деятельность


Разведывательная деятельность осуществляется органами внешней разведки посредством:

1) добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы государства, реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц (далее - разведывательная информация);

2) оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения его безопасности.

Необходимость осуществления разведывательной деятельности определяют в пределах своих полномочий президент и парламент, исходя из невозможности или нецелесообразности обеспечения безопасности государства иными способами.

Статья 3. Правовая основа разведывательной деятельности


Правовую основу разведывательной деятельности составляют конституция государства, настоящий Закон, другие законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти, касающиеся внешней разведки, а также международные договоры.

Органы внешней разведки в пределах своих полномочий и в соответствии с национальным законодательством издают нормативные правовые акты, регулирующие их деятельность.

Статья 4. Принципы разведывательной деятельности


Разведывательная деятельность осуществляется на основе принципов:

1) разделения полномочий органов исполнительной власти, входящих в состав сил обеспечения безопасности государства;

2) законности;

3) уважения прав и свобод человека и гражданина;

4) подконтрольности президенту и парламенту;

5) сочетания гласных и негласных методов и средств.

Статья 5. Цели разведывательной деятельности


Целями разведывательной деятельности являются:

1) обеспечение органов государственной власти разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;

2) обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики государства в сфере безопасности;

3) содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению ее безопасности.

Разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей, а также для достижения целей, не предусмотренных настоящим Законом.

Статья 6. Полномочия органов внешней разведки


Для достижения целей разведывательной деятельности органам внешней разведки предоставляются следующие полномочия:

1) установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;

2) осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;

3) использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки;

4) взаимодействие с органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и органами государственной охраны;

5) заключение с органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями государства соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности;

6) организация и обеспечение защиты государственной тайны в учреждениях государства, находящихся за пределами его территории, включая определение порядка осуществления физической и инженерно-технической защиты указанных учреждений, мероприятия по предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих государственную тайну;

7) обеспечение безопасности сотрудников учреждений государства, находящихся за пределами территории, и членов их семей в государстве пребывания;

8) обеспечение безопасности командированных за пределы территории страны ее граждан, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;

9) взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном настоящим Законом;

10) создание специальных учебных заведений, учреждений по повышению квалификации, научно-исследовательских организаций и архивов, выпуск специальных изданий;

11) обеспечение собственной безопасности, то есть защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз;

12) создание организационных структур (подразделений и организаций), необходимых для функционирования органов внешней разведки.

Для осуществления своей деятельности орган внешней разведки может при собственных лицензировании и сертификации приобретать, разрабатывать (за исключением криптографических средств защиты), создавать, эксплуатировать информационные системы, системы связи и системы передачи данных, а также средства защиты информации от утечки по техническим каналам.

Статья 7. Финансирование и материально-техническое
обеспечение органов внешней разведки


Органы внешней разведки финансируются за счет средств государственного бюджета. Проекты смет расходов на содержание органов внешней разведки рассматриваются на закрытых заседаниях соответствующих комитетов (подкомитетов) парламента и утверждаются на закрытых заседаниях парламента.

Материально-техническое обеспечение органов внешней разведки осуществляется за счет централизованных ресурсов государства, а также путем приобретения необходимых материально-технических средств у предприятий, учреждений и организаций.

Органы внешней разведки могут иметь служебный жилищный фонд, формируемый в порядке, устанавливаемом правительством государства.

Статья 8. Защита сведений об органах внешней разведки


Лицо, допускаемое к сведениям об органах внешней разведки, проходит процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если другой порядок не предусмотрен национальными законами. Такая процедура включает принятие письменного обязательства о неразглашении этих сведений. Нарушение данного обязательства влечет за собой установленную законом ответственность.

Документы архивов органов внешней разведки, представляющие историческую и научную ценность, рассекречиваемые в соответствии с национальным законодательством, передаются на постоянное хранение в Государственную архивную службу государства.

Документы органов внешней разведки, содержащие сведения об их кадровом составе, о лицах, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки, а также об используемых этими органами методах и средствах, хранятся в архивах органов внешней разведки.

Статья 9. Связь органов внешней разведки с общественностью


Для информирования общественности о своей деятельности органы внешней разведки, их сотрудники осуществляют связь с общественными объединениями, со средствами массовой информации и с гражданами через создаваемые в этих целях в структуре указанных органов соответствующие службы. Предоставляемые средствам массовой информации материалы о деятельности органов внешней разведки не должны содержать сведения, составляющие государственную тайну.

Не подлежит разглашению информация, затрагивающая личную жизнь, честь и достоинство граждан, ставшая известной органам внешней разведки в процессе осуществления их деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В целях предотвращения возможного использования средств массовой информации для разглашения сведений об органах внешней разведки, составляющих государственную тайну, авторы подготовленных для опубликования материалов о внешней разведке в средствах массовой информации, получившие эти материалы, вправе обратиться за экспертным заключением в соответствующий орган внешней разведки, который должен в этом случае установить наличие либо отсутствие в данных материалах указанных сведений и представить такое заключение автору или в редакцию средства массовой информации.

Опубликование средствами массовой информации материалов о внешней разведке государства, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, приведшее к ее разглашению, либо опубликование не соответствующих действительности сведений, нанесшее органам внешней разведки, их сотрудникам урон, влечет за собой ответственность в соответствии с национальным законодательством.

Глава 2. Организация деятельности органов  внешней разведки

Статья 10. Создание органов внешней разведки


Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными, так и входящими в структуру других органов исполнительной власти органами внешней разведки государства.

Создание, реорганизация и упразднение самостоятельного органа внешней разведки осуществляются в порядке, устанавливаемом законом, регулирующим образование органов исполнительной власти.

Решения о создании, реорганизации и об упразднении органа внешней разведки в составе органа исполнительной власти принимаются президентом по представлению руководителя соответствующего органа исполнительной власти.

Положения об органах внешней разведки утверждаются президентом государства.

Статья 11. Сферы деятельности органов внешней разведки


Разведывательная деятельность в пределах своих полномочий осуществляется:

1) органом внешней разведки - в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений государства, находящихся за пределами его территории, и командированных за пределы территории государства его граждан, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

2) органом внешней разведки министерства обороны государства - в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах;

3) органом внешней разведки пограничной службы - в сфере охраны государственной границы национального государства, его исключительной экономической зоны.

Разведывательная деятельность органов службы безопасности осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки и в соответствии с законом об органах службы безопасности.

Статья 12. Руководство органами внешней разведки


Общее руководство органами внешней разведки осуществляет президент.

Президент государства:

1) определяет задачи разведывательной деятельности;

2) контролирует и координирует деятельность органов внешней разведки;

3) принимает в пределах полномочий, определяемых национальными законами, решения по вопросам, связанным с внешней разведкой, в том числе по вопросам целесообразности заключения договоров межведомственного характера между органами внешней разведки государства и разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств;

4) назначает руководителей органов внешней разведки.

Статья 13. Методы и средства разведывательной деятельности


В процессе разведывательной деятельности органы внешней разведки могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности.

Методы и средства разведывательной деятельности не должны причинять вред жизни и здоровью людей и наносить ущерб окружающей среде.

Органы внешней разведки государства для достижения целей разведывательной деятельности вправе использовать информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, снятие информации с технических каналов связи, а также другие методы и средства, отвечающие требованиям части второй настоящей статьи.

Порядок использования негласных методов и средств разведывательной деятельности определяется национальными законами и нормативными правовыми актами органов внешней разведки.

Содержание нормативных правовых актов по вопросам применения негласных методов и средств разведывательной деятельности составляет государственную тайну.

Обеспечение собственной безопасности осуществляется органами внешней разведки в соответствии с национальным законом об оперативно-разыскной деятельности.

Статья 14. Предоставление разведывательной информации

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»