Недействующий

О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона "О внесении изменений
в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые
другие законодательные акты Российской Федерации"

В настоящее время в России получение контроля над предприятиями путем приобретения крупного пакета акций зачастую связано со значительными злоупотреблениями и серьезными нарушениями прав акционеров в результате недобросовестного поведения со стороны лица, стремящегося получить такой контроль, или со стороны органов управления акционерного общества. Сложившаяся ситуация оказывает негативное влияние как на деятельность отдельных производственных предприятий, так и на холдинги, контролирующие целые отрасли народного хозяйства, что делает Российскую Федерацию малопривлекательной для внутренних и внешних стратегических инвесторов.

Правила приобретения крупного пакета акций предусмотрены статьей 80 Федерального закона "Об акционерных обществах". Действие указанной статьи распространяется только на акционерные общества с числом акционеров более 1 тысячи. Однако в указанной норме отсутствует ответ на целый ряд вопросов, которые возникают при приобретении крупных пакетов акций. Большим недостатком является отсутствие эффективного механизма реализации требования об обязательном предложении акционерам приобрести акции.

Кроме того, требуют урегулирования не только обязанности приобретателя крупного пакета акций, но и его права. Федеральный закон "Об акционерных обществах" не устанавливает никаких ограничений в отношении действий, которые могут предприниматься обществом (в частности, советом директоров) в качестве противодействия приобретению лицом контроля над обществом, что также является его недостатком. В настоящее время данный вопрос нашел отражение только в Кодексе корпоративного поведения, который носит рекомендательный характер.

Правовые нормы, закрепленные статьей 80 Федерального закона "Об акционерных обществах", являются недостаточными для того, чтобы обеспечить получение акционерами рыночной стоимости их вложений в акции обществ, являющихся объектом приобретения, особенно в случаях, когда приобретение является "враждебным".

Для детального урегулирования всех вопросов при приобретении крупного пакета акций был подготовлен представленный проект федерального закона.

Целью законопроекта является обеспечение адекватного уровня защиты права собственности акционеров в случае приобретения крупного пакета акций общества, предотвращение злоупотребления правами в результате недобросовестного поведения отдельных субъектов, обеспечение баланса интересов. Задачей законопроекта является повышение эффективности правового регулирования приобретения крупного пакета акций; построение рациональной, детально описанной процедуры, в которой бы сбалансировано учитывались интересы как акционеров, так и возможных приобретателей акций; обеспечение определения справедливой цены и эффективной судебной защиты субъектов корпоративных отношений.

Предметом законопроекта являются общественные отношения, возникающие в связи с приобретением крупного пакета акций общества.

Положения законопроекта распространяются на все открытые акционерные общества независимо от числа его акционеров в случае получения лицом контроля над обществом в результате обладания крупным пакетом акций и регулирует права и обязанности всех лиц, участвующих в этом процессе. Законопроектом определены четыре процедуры:

· направление лицом, намеренным публично приобрести более 30 процентов обыкновенных акций и привилегированных акций, предоставляющих право голоса в соответствии с п. 5 ст. 32 Федерального закона "Об акционерных обществах", открытого акционерного общества, добровольного предложения остальным акционерам о продаже принадлежащих им акций;

· направление лицом, которое приобрело более 30 процентов обыкновенных акций и привилегированных акций, предоставляющих право голоса в соответствии с п. 5 ст. 32 Федерального закона "Об акционерных обществах", открытого акционерного общества обязательного предложения остальным акционерам, а также владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, о продаже принадлежащих им ценных бумаг;

· выкуп лицом, которое приобрело более 95 процентов обыкновенных акций и привилегированных акций, предоставляющих право голоса в соответствии с п. 5 ст. 32 Федерального закона "Об акционерных обществах", открытого акционерного общества, остальных акций и ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, у владельцев этих ценных бумаг по их требованию;

· выкуп лицом, которое приобрело более 95 процентов обыкновенных акций и привилегированных акций, предоставляющих право голоса в соответствии с п. 5 ст. 32 Федерального закона "Об акционерных обществах", открытого акционерного общества, остальных акций и ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, у владельцев этих ценных бумаг по требованию этого лица.

При этом количество акций, принадлежащих лицу, определяется с учетом, в том числе, акций, которые принадлежат его аффилированным лицам.

Законопроектом предусмотрены меры, направленные на пресечение возможного злоупотребления правами лицами при осуществлении указанных процедур.

Кроме того, законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", связанные с установлением правил раскрытия информации в процессе приобретения контроля над обществом. В частности, будет введена обязанность общества, ценные бумаги которого публично обращаются на организованном рынке, раскрывать информацию о поступившем к нему добровольном или обязательном предложении, адресованном владельцам эмитированных им ценных бумаг.

При разработке законопроекта были учтены международный опыт и законодательство других государств по данному вопросу, в том числе Директива 2004/25/ЕС о сделках поглощения.

Установление четких юридических процедур приведет к защите интересов как акционеров, так и возможных приобретателей акций, а, значит, и к повышению инвестиционной привлекательности фондового рынка и росту инвестиций в российские предприятия. Это, в свою очередь, уже в среднесрочной перспективе может привести к увеличению числа рабочих мест и повышению объема налоговых поступлений в бюджеты различных уровней.

В целом, принятие данного закона позволит существенно укрепить институциональные и правовые основы деятельности акционерных обществ и регулирования рынка ценных бумаг, а также повысить защищенность акционеров в части противоправных посягательств на их права и законные интересы.

     

Текст документа сверен по:
рассылка