Недействующий

Проект N 229471-4*
___________________________
*Согласно паспорту проекта,
проект внесен на рассмотрение
Государственной Думы.-
Примечание "КОДЕКС".


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН



О внесении изменений в Федеральный закон
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
и
в Федеральный закон "Об увеличении базовой части
трудовой пенсии лицам, проживающим в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"


Статья 1. Внести в пункт 4_1 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4920; 2003, N 48, ст. 4587; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 8, ст. 605) следующие изменения:

1) абзац второй дополнить предложением следующего содержания:

"При этом гражданам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, размер базовой части трудовой пенсии по старости определяется с учетом соответствующих районных коэффициентов независимо от места жительства этих граждан за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.";

2) абзац третий дополнить предложением следующего содержания:

"При этом гражданам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона и переехавшим на новое место жительства, где к заработной плате установлен районный коэффициент в меньшем размере, чем по последнему месту работы этих граждан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, размер базовой части трудовой пенсии по старости определяется с учетом большего по величине районного коэффициента, чем действующий в данном районе (местности).".

     

     Статья 2. Внести в статью 1 Федерального закона от 29 ноября 2003 года N 154-ФЗ "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 48, ст. 4587; 2004, N 35, ст. 3607) следующие изменения:

1) в пункте 2 слова "пунктами 1 - 4 статьи 14" заменить словами "пунктами 1 - 4_1 статьи 14";

2) в пункте 3 слова "с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства" заменить словами "в соответствии с пунктом 4_1 статьи 14, пунктом 2_1 статьи 15, пунктом 1_1 статьи 16 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

     

Статья 3. Финансирование расходов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется за счет источников, из которых финансируется выплата базовой части трудовой пенсии.

     

     Статья 4. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 года.


Президент
Российской Федерации
     В. Путин

Члену Совета Федерации
Г.Д.Олейнику

Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
и в Федеральный закон "Об увеличении базовой части трудовой
пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях"

Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" разработан в целях повышения пенсионного обеспечения граждан, которые внесли наибольший вклад в освоение и развитие районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и по каким-либо причинам покидают эти районы и местности.

Речь идет о лицах, указанных в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым пенсия назначается ранее достижения общеустановленного возраста: мужчинам по достижении 55 лет и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

По действующему законодательству всем гражданам, выезжающим за пределы северных регионов, прекращается учет районных коэффициентов при расчете базовой части пенсии. В законопроекте предлагается для указанной выше категории пенсионеров сохранить порядок определения размера базовой части трудовой пенсии с учетом соответствующих установленных Правительством Российской Федерации районных коэффициентов независимо от места их жительства за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Это согласуется с концепцией нормы, установленной статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (абзац 14 пункта 2), а также и с нормами действовавшего до 1 января 2002 года Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Кроме того, в законопроекте предлагается гражданам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и переехавшим на новое место жительства, где к заработной плате установлен районный коэффициент в меньшем размере, чем по последнему месту работы этих граждан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определять размер базовой части трудовой пенсии с учетом большего по величине районного коэффициента, чем действующий в данном районе (местности).

Предлагаемое повышение базовой части пенсии указанной категории пенсионеров явится по-существу не дополнительным расходом государства, а лишь частичным возвратом того, что в свое время государством было получено от результатов труда этих людей, поскольку все платежи по налогам и пенсионному страхованию пенсионеров осуществлялись с их заработков, учитывающих районные коэффициенты. По непонятным причинам районный коэффициент применяется к пенсиям северян, проживающих в северных районах, как мера, повышающая их прожиточный минимум, а не как законное повышение пенсии за отработанный стаж в северных условиях.

Необходимо особо подчеркнуть значение предлагаемого законопроекта для оздоровления социально-экономического положения северных регионов. Сохранение при выезде за их пределы повышенной с учетом районного коэффициента пенсии позволит устранить психологически оправданное стремление нетрудоспособных людей во избежание потери части пенсии остаться жить в северных регионах, хорошо известно, что содержание и развитие социально-бытовой инфраструктуры в расчете на каждого живущего там человека обходится значительно дороже, чем те относительно небольшие суммы, которые будут выплачиваться в составе пенсии при выезде пенсионеров из этих районов. Одновременно это дало бы возможность в связи с выездом пенсионеров больше привлекать для работы на Севере молодых, энергичных людей с предоставлением им необходимого жилья, высвобождающегося при выезде лиц нетрудоспособного возраста.

Выгоды от этих расходов очевидны.

Таким образом, законопроект является социально оправданным и экономически обоснованным. С его принятием будет частично восстановлена справедливость в отношении людей, которые своим трудом в ущерб здоровью осваивали богатства Севера, за счет которых во многом и сейчас развивается экономика и социальная сфера страны.

Аналогичные предложения вносились законодательными органами ряда северных регионов в период рассмотрения в Государственной Думе вступившего в силу с 1 января 2004 года Федерального Закона от 29 ноября 2003 года N 154-ФЗ "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

     

На N 3.24-04/347 от 22 июня 2005 г.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона "О внесении изменений
в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
и в Федеральный закон "Об увеличении базовой части трудовой
 пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера
 и приравненных к ним местностях", вносимый
в Государственную Думу членами Совета Федерации
 Г.Д.Олейником, А.С.Матвеевым и А.С.Суворовым


В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.

Законопроектом предполагается внесение изменений в статью 1 Федерального закона от 29 ноября 2003 г. N 154-ФЗ "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", а также в Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающих определение размера базовой части трудовой пенсии с учетом районного коэффициента для лиц, указанных в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, имеющих право на досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вне зависимости от места их проживания. Кроме того, предполагается, что указанной категории граждан в случае их переезда на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, размер базовой части трудовой пенсии по старости будет определяться с учетом большего по величине районного коэффициента, чем действующий в данном районе (местности).

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 29 ноября 2003 г. N 154-ФЗ размер базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания этих лиц в указанных районах (местностях).

При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства размер базовой части трудовой пенсии определяется в соответствии с пунктами 1-4 статьи 14, пунктами 1 и 2 статьи 15, пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, а в случае переезда граждан в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, соответственно с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства (соответственно пункты 2 и 3 Федерального закона от 29 ноября 2003 г. N 154-ФЗ).

Данные положения обусловлены концепцией Федерального закона от 29 ноября 2003 г. N 154-ФЗ, согласно которой увеличение размера базовой части трудовой пенсии является компенсацией, установленной в целях возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат, связанных с проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а не с работой на их территории, в том числе с особыми условиями труда.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также сохраняются вышеуказанные нормы, определяющие применение районных коэффициентов для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и выезжающих из них.

В связи с тем, что размер базовой части трудовой пенсии не зависит ни от уплаты страховых взносов, ни от заработной платы, определяемой с учетом районного коэффициента, то при выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, ее размер не может определяться с учетом районного коэффициента.

При этом, страховая часть трудовой пенсии, которая сохраняется при переезде в полном объеме, определяется исходя из пенсионного капитала, который формируется с 1 января 2002 г. из страховых взносов, перечисленных страхователем с общей суммы заработной платы, определенной в том числе с учетом районного коэффициента.

Реализация законопроекта потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета. Согласно статье 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации с принятием федерального закона либо другого правового акта, предусматривающего увеличение финансирования по существующим видам расходов или выделение новых видов расходов бюджетов, указанный федеральный закон должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов. Представленный проект федерального закона таких положений не содержит.

Учитывая изложенное, представленный проект федерального закона Правительством Российской Федерации не поддерживается.

Заместитель Председателя
     Правительства Российской Федерации
      А.Жуков



Текст документа сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»