Недействующий

О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений и
в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный
кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс
Российской Федерации и Федеральный закон
"Об исполнительном производстве"


Предлагаемый законопроект направлен на совершенствование нормативно-правовой базы исполнения судебных актов по искам к казне Российской Федерации, казне субъектов Российской Федерации, казне муниципальных образований, а также по искам к органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Как указано в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2006 году, одной из проблем неэффективности бюджетной политики является проблема исполнения судебных актов по искам к органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Вышеназванная проблема нашла свое подтверждение в принятом Конституционным Судом Российской Федерации Постановлении от 14 июля 2005 г. N 8-П по делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов о федеральном бюджете на 2003 год, на 2004 год и на 2005 год и постановления Правительства Российской Федерации "О порядке исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти". В связи с чем, была вызвана необходимость в разработке и принятии указанного законопроекта.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации указывается, что с одной стороны, норма, согласно которой обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, не противоречит положениям Конституции Российской Федерации. С другой стороны, указывается, что такая норма должна содержаться не в федеральном законе о федеральном бюджете, а в ином законодательном акте, имеющем более длительное действие.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации признал неконституционной норму, в соответствии с которой законодатель передал Правительству Российской Федерации свои полномочия по регулированию отношений, связанных с исполнением судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В связи с этим, Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующими Конституции Российской Федерации пункты 3, 5 и 6 Правил исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2002 года N 666.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации в части утраты юридической силы указанных положений Правил исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти, подлежит исполнению с 1 января 2006 года.

Учитывая вышеизложенное, позиция Конституционного Суда Российской Федерации имеет самое непосредственное отношение к действующим в настоящее время Правилам исполнения требований исполнительных листов и судебных приказов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2001 года N 143.

Поскольку созданный на основе указанных постановлений Правительства Российской Федерации механизм исполнения судебных актов по соответствующим искам к Российской Федерации показал свою эффективность и, учитывая, что требования судебных актов могут исполняться другими органами, то для сохранения этого механизма и создания условий для его дальнейшего совершенствования имеет смысл инкорпорировать основные положения указанных актов Правительства Российской Федерации в Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Целесообразность регулирования именно Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) отношений, связанных с исполнением судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации определяется следующим:

1. В указанных выше актах Правительства Российской Федерации используется тот же глоссарий, что и в Кодексе;

2. Кодекс уже содержит нормы и положения, регулирующие отдельные отношения, связанные с исполнением судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации.

В связи с тем, что до настоящего времени не урегулированы вопросы исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, настоящий законопроект устанавливает особенности исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.

Одновременно в Кодексе целесообразно закрепить норму, согласно которой обращение взыскания на средства федерального бюджета службой судебных приставов не производится. В соответствии с принципом единства бюджетной системы Российской Федерации законопроектом предусматривается распространение указанной нормы на все остальные бюджеты бюджетной системы Российской Федерации

Предполагаемые изменения в Гражданский процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы Российской Федерации направлены на гармонизацию особенностей исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных бюджетным законодательством, с нормами процессуального законодательства. В тоже время, предполагаемые изменения и дополнения в вышеназванные кодексы не являются концептуальными.

Изменение Федерального закона "Об исполнительном производстве" направлено на разграничение сфер действия законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве и бюджетного законодательства в части исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации.



Текст документа сверен по:

рассылка