Недействующий

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров ...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

          

В настоящее время вопросы, связанные с размещением заказов для государственных и муниципальных нужд, регулируются нормами различных федеральных законов.

С 1 января 2006 года вступает в силу Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Указанный закон устанавливает единые правила и порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В связи с этим возникает необходимость устранения значительного количества противоречивых и дублирующих норм в законодательстве Российской Федерации о закупках для государственных и муниципальных нужд. На достижение этой цели и направлен проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Указанный законопроект предусматривает внесение изменений в 18 федеральных законов.

В целях установления единой процедуры размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в Закон Российской Федерации "О зерне", Федеральный закон "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", Федеральный закон "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", Федеральный закон "О государственном материальном резерве", Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и др. вносятся изменения, устанавливающие, что размещение заказов для государственных и муниципальных нужд осуществляется только путем проведения процедур, установленных Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Уточняется понятие государственного и муниципального заказчика, устраняются дублирующие нормы. Изменения в статью 9 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" вносятся также в целях обеспечения возможности поддержки предприятий уголовно-исполнительной системы и предприятий общественных организаций инвалидов при размещении заказа для государственных и муниципальных нужд, предусмотренной Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

В Федеральном законе "О государственном оборонном заказе" предлагается предусмотреть, что размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" с учетом положений, установленных указанным законом. Кроме того, в целях обеспечения поставки качественных товаров и защиты отечественного производителя закрепляется, что при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных государственным оборонным заказом, Правительством Российской Федерации могут быть установлены запреты и ограничения на поставку товаров, происходящих из иностранного государства (группы государств), выполнение работ, оказание услуг иностранными лицами.

Ряд поправок направлен на устранение существующего пробела в области размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, заключения и исполнения муниципального контракта. Несмотря на то, что указанные вопросы составляют предмет гражданского законодательства, они в настоящее время на уровне федерального законодательства не урегулированы.

На устранение такого правового пробела направлены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, Патентный закон, Федеральный закон "О пожарной безопасности", Федеральный закон "О связи", Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", Федеральный закон "О коммерческой тайне".

Изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации направлены на уточнение суммы, свыше которой закупка товаров, работ и услуг осуществляется только на основании государственных или муниципальных контрактов. Так, если закупка товаров, работ и услуг предполагается на сумму свыше предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, установленного Центральным Банком РФ, то такая закупка осуществляется исключительно на основе государственного или муниципального контракта. Изменения в статью 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации направлены на разграничение предмета ведения бюджетного и гражданского законодательства в области размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Так, вопросы, связанные с формированием заказа, финансированием заказа, и иные бюджетные отношения в этой области должны регулироваться Бюджетным кодексом Российской Федерации. Вопросы, связанные с процедурой размещения заказа, заключения и содержания государственного и муниципального контракта - предмет регулирования гражданского законодательства.

Изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации направлены также на устранение правового пробела в части финансирования деятельности по размещению заказа для государственных и муниципальных нужд. Так предусматривается, что финансирование организации размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд может осуществляться за счет средств, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета или соответствующих бюджетах государственных внебюджетных фондов в целях обеспечения государственных нужд и в расходах местного бюджета в целях обеспечения муниципальных нужд.

Изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации также направлены на уточнение органов, уполномоченных на ведения реестра закупок по государственным и муниципальным контрактам, и предусматривают, что порядок ведения такого реестра устанавливается Федеральным законом "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

В целях обеспечения экономии бюджетных средств и обоснованности затрат вносятся изменения в статью 18 Федерального закона "О газоснабжении", направленные на необходимость согласования запрашиваемых по государственным или муниципальным контрактам объемов поставки газа с уполномоченным федеральным органом или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В целях обеспечения соблюдения порядка и правил размещения заказов, установленных Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и предотвращения злоупотреблений со стороны должностных лиц предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях видами административных правонарушения в области размещения заказа для государственных и муниципальных нужд, а также заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов - это нарушение правил размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; нарушение порядка размещения заказа; предоставление, опубликование или размещение недостоверных сведений о размещении заказа или размещение недостоверных сведений в реестре закупок; нарушение условий при заключении государственного и муниципального контракта; изменение условий государственного или муниципального контракта. При этом дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением условий при заключении государственного и муниципального контракта и изменением условий государственного и муниципального контракта, уполномочен рассматривать суд, дела об административных правонарушений, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области размещения заказов для государственных и муниципальных нужд - федеральный антимонопольный орган.

Законопроект также предусматривает внесение изменений юридико-технического характера.

Принятие представленного законопроекта необходимо для реализации положений Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", устранения существующих коллизий законодательства Российской Федерации, что позволит обеспечить создание единого правового пространства в области размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.


Депутату Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
М.Л.Шаккуму