Недействующий

     

Проект N 282601-4*
___________________________
* Согласно паспорту проекта,
проект принят в первом чтении. -
Примечание "КОДЕКС".


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты
 Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона
 "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма"

 и Федерального закона "О противодействии терроризму"

Статья 1


Внести в статью 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I "О средствах массовой информации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 7, ст. 300; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2870; 2000, N 26, ст. 2737; 2002, N 30, ст. 3029) следующие изменения:

1) в части первой слова "для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости" заменить словами "для распространения материалов, призывающих к терроризму либо обосновывающих или оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости";

2) дополнить частями четвертой и пятой следующего содержания:

"Порядок сбора и получения информации журналистами при проведении контртеррористической операции определяется представителем оперативного штаба, осуществляющего управление контртеррористической операцией.

При освещении контртеррористической операции запрещается распространение в средствах массовой информации сведений, раскрывающих специальные средства, технические приемы и тактику проведения такой операции, которые могут препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей, а также сведений о сотрудниках специальных подразделений, лицах, оказывающих содействие в проведении такой операции, выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористического акта, и о членах семей указанных лиц.".

     

     

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 15, ст. 1269; 2000, N 1, ст. 9; N 46, ст. 4537; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 156; N 27, ст. 2700) следующие изменения:

1) часть первую статьи 8 изложить в следующей редакции:

"Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:

контрразведывательная деятельность;

борьба с терроризмом;

борьба с преступностью;

разведывательная деятельность;

пограничная деятельность;

обеспечение информационной безопасности.";

2) статью 9 изложить в следующей редакции:



"Статья 9. Контрразведывательная деятельность

Контрразведывательная деятельность - деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями (далее в настоящей статье - органы контрразведки) и их должностными лицами посредством проведения контрразведывательных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.

Основаниями для проведения органами контрразведки контрразведывательных мероприятий являются:

а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

б) необходимость получения сведений о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

в) необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну;

г) необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе;

д) необходимость обеспечения собственной безопасности;

е) запросы специальных служб, правоохранительных органов и иных организаций иностранных государств, международных организаций в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Перечень оснований для проведения контрразведывательных мероприятий является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

В процессе контрразведывательной деятельности проводятся гласные и негласные мероприятия, особый характер которых определяется условиями этой деятельности. Порядок проведения контрразведывательных мероприятий устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Проведение контрразведывательных мероприятий, затрагивающих тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, допускается только на основании судебного решения и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Проведение контрразведывательных мероприятий, затрагивающих неприкосновенность жилища граждан, допускается только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении контрразведывательных мероприятий осуществляется судьей единолично и незамедлительно, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по местонахождению органа, ходатайствующего об их проведении. Судья не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления.

Основанием для решения судьей вопроса о проведении контрразведывательного мероприятия, ограничивающего указанные в настоящей статье конституционные права граждан, является мотивированное постановление руководителя органа контрразведки или его заместителя. Перечень категорий руководителей органов контрразведки и их заместителей, уполномоченных выносить постановления о проведении контрразведывательных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Для получения судебного решения на право проведения контрразведывательного мероприятия органы контрразведки по требованию судьи представляют материалы, послужившие основанием для проведения контрразведывательного мероприятия (за исключением материалов, содержащих сведения, указанные в части второй статьи 24 настоящего Федерального закона).

В неотложных случаях, когда промедление может привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления либо когда имеются данные об угрозе государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления руководителя органа контрразведки или его заместителя при проведении контрразведывательных мероприятий допускается указанное в настоящей статье ограничение конституционных прав граждан без предварительного судебного решения с обязательным уведомлением судьи в течение 24 часов. Орган контрразведки в течение 48 часов с момента ограничения конституционных прав граждан обязан получить судебное решение о таком ограничении либо отменить его.

Судебное решение на право проведения контрразведывательных мероприятий и материалы, послужившие основанием для его принятия, хранятся в органах контрразведки.

Постановление руководителя органа контрразведки или его заместителя о проведении контрразведывательного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, и судебное решение по нему, а также материалы, послужившие основанием для проведения контрразведывательного мероприятия, представляются органам прокуратуры в случае проведения в порядке надзора проверок по поступившим в прокуратуру материалам, информации, обращениям граждан, свидетельствующим о нарушении органами контрразведки законодательства Российской Федерации.";

3) дополнить статьей 9_1 следующего содержания:



"Статья 9_1. Борьба с терроризмом

Борьба с терроризмом - деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности, и (или) их подразделениями (далее в настоящей статье - органы по борьбе с терроризмом) и должностными лицами по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий.

Основаниями для проведения органами по борьбе с терроризмом мероприятий по борьбе с терроризмом являются необходимость:

а) пресечения террористических актов;

б) выявления лиц, причастных к подготовке и совершению террористических актов;

в) добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма.

В борьбе с терроризмом проводятся оперативно-боевые, а также иные гласные и негласные мероприятия, особый характер которых определяется условиями этой деятельности. Порядок проведения указанных мероприятий устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Органы по борьбе с терроризмом осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Проведение мероприятий по борьбе с терроризмом, затрагивающих неприкосновенность жилища граждан, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, допускается только на основании судебного решения, получаемого в порядке, предусмотренном для судебного решения на право проведения контрразведывательных мероприятий, и на основании мотивированного постановления руководителя органа по борьбе с терроризмом или его заместителя. Перечень категорий руководителей органов по борьбе с терроризмом и их заместителей, уполномоченных выносить постановления о проведении мероприятий по борьбе с терроризмом, ограничивающих конституционные права граждан, устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Судебное решение на право проведения мероприятий по борьбе с терроризмом, ограничивающих конституционные права граждан, и материалы, послужившие основанием для его принятия, хранятся в органах по борьбе с терроризмом.

В неотложных случаях, когда промедление может привести к совершению террористического акта и поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан, либо когда имеются данные, позволяющие предполагать, что в жилом помещении совершается или совершен террористический акт, либо когда осуществляется преследование лица, подозреваемого в причастности к совершению террористического акта, сотрудники органа по борьбе с терроризмом имеют право беспрепятственно входить в жилое помещение, а также приостанавливать оказание услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи или средств связи. Орган по борьбе с терроризмом в течение 24 часов с момента ограничения права граждан на неприкосновенность жилища или с момента приостановления оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничения использования сетей связи или средств связи обязан уведомить об этом прокурора.

Данные, полученные в результате проведения мероприятий по борьбе с терроризмом, могут служить поводом для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, для использования в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, а также использоваться для подготовки и осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, следственных и судебных действий или оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию террористических актов и других преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении террористических актов и других преступлений, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда. Указанные данные представляются органу дознания, следователю или в суд на основании постановления руководителя органа по борьбе с терроризмом или его заместителя и в порядке, установленном нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Представление материалов при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов органами по борьбе с терроризмом при проведении мероприятий по борьбе с терроризмом осуществляется в соответствии с положениями статьи 9 настоящего Федерального закона.

Подразделения специального назначения органов федеральной службы безопасности по решению Президента Российской Федерации могут применяться против находящихся за пределами территории Российской Федерации террористов и (или) их баз для пресечения угрозы безопасности Российской Федерации.";

4) в статье 10:

а) в наименовании слова "и террористической деятельностью" исключить;

б) в части первой слово "осуществляют" заменить словом "проводят", слова "террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других" заменить словами "организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации, и";

в) в части третьей слова "Законом Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" заменить словами "законодательством Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности";

5) пункт "д" статьи 12 изложить в следующей редакции:

"д) выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать готовящиеся, совершающиеся и совершенные террористические акты, а также добывать информацию о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма;";

6) в части первой статьи 13:

а) пункт "а_1" дополнить словами ", а также при проведении мероприятий по борьбе с терроризмом";

б) в пункте "б" слово "осуществлять" заменить словом "проводить", слова "террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других" заменить словами "организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации, и";

в) дополнить пунктом "б_2" следующего содержания:

"б_2 применять подразделения специального назначения органов федеральной службы безопасности, а также находящееся на вооружении боевое оружие, специальные средства, специальную и боевую технику против находящихся за пределами территории Российской Федерации террористов и (или) их баз для пресечения угрозы безопасности Российской Федерации;";

г) в пункте "з" слова "преступление, дознание и предварительное следствие по которому отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении указанных преступлений" заменить словами "общественно опасное деяние, выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование которого отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении такого деяния";

7) статью 14 изложить в следующей редакции:



"Статья 14. Применение оружия, специальных средств и физической силы

Сотрудникам органов федеральной службы безопасности разрешается хранение и ношение табельного оружия и специальных средств. Они имеют право применять боевую технику, оружие, специальные средства, физическую силу, в том числе и боевые приемы борьбы, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.";

8) в статье 16:

а) в части второй слово "выполнять" заменить словом "исполнять";

б) в части третьей слово "выполняемых" заменить словом "исполняемых", дополнить предложениями следующего содержания: "При исполнении служебных обязанностей военнослужащие органов федеральной службы безопасности подчиняются только непосредственному и прямому начальнику. При получении в ходе исполнения служебных обязанностей приказа или распоряжения, противоречащего федеральному закону, военнослужащие органов федеральной службы безопасности должны руководствоваться федеральным законом.".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»