ПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ СОВЕТА ЕВРОПЫ
31-я очередная сессия

РЕКОМЕНДАЦИЯ N 880 (1979)

________________

Дебаты Ассамблеи от 08.10.79 (15 заседание) см. Док. N 4396 доклад Комитета по культуре и образованию.

Текст принят Ассамблеей 08.10.79 (15 заседание).

О сохранении европейского архитектурного наследия

1. принимая во внимание Европейскую хартию архитектурного наследия, подписанную Комитетом Министров Совета Европы в 1975 году, в которой они объявили, что уникальная архитектура Европы является общим наследием всех ее народов и они должны признать общую обязанность обеспечить его защиту;

2. аналогичным образом, принимая во внимание рекомендации, содержащиеся в резолюции N (76) 28 относительно принятия законов и норм по сохранению архитектурного наследия, принятой Комитетом Министров в 1976 году;

3. одобряя доклад (док. N 4300) о состоянии архитектурного наследия, недавно представленный Комитетом Министров в ответ на запрос Ассамблеи, сделанный в Рекомендации N 681 от 1972 года;

4. установив из этого доклада, что под неповторимым и незаменимым архитектурным наследием Европы нависла угроза в результате небрежного отношения, упадка, разрушения и неуместного нового строительства и, несмотря на все возрастающее внимание, уделяемое в последние годы, к этой проблеме, предпринимаемые меры до сих пор являются неадекватными и слишком замедлены;

5. будучи убеждена, что с тех пор как общепризнано положение, согласно которому защита архитектурного наследия Европы является общей обязанностью, всем европейским странам необходимо предпринять всевозможные усилия для выработки сопоставимых критериев по составлению списков строений и мест представляющих интерес с точки зрения архитектуры, а также принять эффективные правовые, административные и финансовые меры по их сохранению;

6. подчеркивая важность выявления и защиты не только индивидуальных строений, но и целых пространств, представляющих исторический или архитектурный интерес;

7. придавая особое значение необходимости обеспечить более полное рассмотрение проблем сохранения на всех стадиях городского и сельского планирования;

8. приветствуя расширяющееся сотрудничество и поддержку со стороны промышленных и коммерческих кругов по сохранению архитектурного наследия и, в частности, признание их важности для развития туризма;

9. принимая во внимание соглашение Парламентской ассамблеи о генеральном докладчике по архитектурному наследию и приветствуя должное взаимодействие с Комитетом Министров и членами правительств;

10. подчеркивая необходимость заручиться положительной поддержкой общественности при принятии требуемых мер и расходов по защите архитектурного наследия, а также важность роли независимых ассоциаций с целью пробуждения интереса и стимулирования действий;

11. с удовлетворением отмечая повторные заверения Комитета Министров о сборе и широком распространении информации по этому предмету как на национальном, так и на международном уровнях;

12. рекомендует Комитету Министров:

А) в свете информации в отношении настоящего состояния архитектурного наследия Европы, содержащейся в докладе, представленном Ассамблее Комитетом Министров (док. N 4300), предложить всем правительствам государств - членов предпринять более эффективные меры по имплементации принципов и рекомендаций, изложенных в Европейской хартии архитектурного наследия и резолюции N (76) 28, принятых Комитетом Министров, и , в частности, обеспечить:

а. безотлагательное принятие дальнейших шагов по ускорению работы по составлению списков зданий, представляющих интерес с точки зрения архитектуры в городах и сельской местности;

b. посредством усилий Совета Европы принятие, насколько это допустимо, во всех государствах - членах приблизительно сопоставимых критериев с целью составления списков;

c. выявление и взятие под соответствующую охрану многочисленных территорий, представляющих исторический и архитектурный интерес;

d. там, где они еще не предусмотрены, меры юридического характера по эффективной защите архитектурного наследия, включая:

1. право предотвращения сноса или ненадлежащего изменения строений, внесенных в список;

2. право проверки компетентным органом планов по сносу любого рода строения или по строительству любого нового здания в установленных охранных зонах;

3. право на приостановку любого строительства или сноса, которые могут враждебно затрагивать архитектурное или археологическое наследие, независимо от внесения строения или места в список;

4. право контроля, насколько это возможно, устранения атмосферного загрязнения, разрушающего исторические строения, над промышленным производством;

5. право налагать значительные штрафы за нарушение законодательства с целью лишения нарушителей любой выгоды, которая возникла в результате их незаконных действий;

6. право на снос незаконно возведенных зданий;

7. право требования к собственнику охраняемого строения по содержанию его в разумном состоянии и ремонту или, если это невозможно, его продаже по рыночной стоимости соответствующему национальному или местному органу, или частному лицу с аналогичным обязательством по его содержанию;

8. право ограничения на внешнюю рекламу и контроль за дизайном торговых фасадов в установленных охранных зонах;

e. несмотря на то, что в соответствии с обычной практикой ответственность за решение в отношении защиты архитектурного наследия возлагается на региональные и местные власти, национальному правительству в случаях непреходящего значения следует сохранять за собой право изменять решения региональных и местных властей, касающиеся архитектурного наследия включая:

1. планирование новых дорог в исторических городах или непосредственной близости от исторических зданий;

2. выдачу разрешений на снос внесенных в список строений исключительного качества;

3. на проведение нового строительства несовместимого с местами, представляющими исторический интерес;

f. планирование нового строительства с должным учетом его влияния не только на непосредственное окружение, но и на более отдаленные виды и линию горизонта;

g. при удовлетворении новых потребностей необходимо поощрять планировщиков и архитекторов для рассмотрения возможности адаптации старинных зданий, которые более не могут быть использованы по их первоначальному назначению;

h. чтобы компетентные органы всех уровней более полно использовали предоставленные им полномочия по сохранению архитектурного наследия и чтобы действующие законы и подзаконные акты строго соблюдались;

i. в зонах особой охраны рекомендовать местным властям предусматривать всевозможные меры по повышению качества окружающей среды включая:

1. отвод транспорта и ограничение парковки автомашин;

2. создание пешеходных зон;

3. перемещение нарушающих вид надземных телеграфных линий;

4. посадку большого количества деревьев в городах и сельских поселениях;

j. с целью сохранения отличительного характера городов рекомендовать местным властям:

1. прилагать усилия по восстановлению старинных домов в жилых кварталах и вместо сноса приводить их на уровень современных стандартов;

2. субсидировать арендную плату за проживание в восстановленном жилье в той степени, насколько это позволяют публичные финансовые ресурсы и, таким образом, дать возможно наибольшему количеству жильцов возможность дальнейшего проживания в них;

3. поощрять частные лица или компании в покупке или реабилитации других старинных зданий не включенных в программы общественных работ;

k. при выделении общественных средств на содержание жилья необходимо поощрять ответственные органы в субсидировании значительных сумм на реабилитацию ветхих строений, при этом в центрах исторических городов такие суммы, по крайней мере, должны быть равными суммам, предусмотренным на возведение новых домов;

I. сделать доступным возросшую финансовую поддержку из публичных источников:

1. для местных властей по содержанию и расширению установленных охранных зон;

2. для частных владельцев по содержанию внесенных в списки строений посредством выделения грантов, ссуд под низкий процент и налоговых льгот;

3. спонсорам фондов по архитектурной реставрации путем освобождения от налогов;

m. в случаях стихийных бедствий необходимо уделять должное внимание реставрации архитектурного наследия;

n. необходимо оказывать поддержку руководству привлеченных фондов, происходящих из публичных и частных источников, которые используются для покупки обветшалых старинных строений, представляющих архитектурный интерес, их восстановления и последующей перепродажи с использованием аналогичной операции;

о. признание защиты архитектурного наследия как основного элемента в городском и сельском планировании, взять это в расчет на ранних стадиях процесса планирования и с целью обеспечения эффективной координации сконцентрировать полномочия по планированию архитектурной реставрации в одном министерстве или, в качестве альтернативного варианта, установить тесное административное взаимодействие между заинтересованными департаментами правительства;

р. публикацию планируемых предложений, затрагивающих архитектурное наследие с тем, чтобы независимые ассоциации и общественность имели возможность выразить свое мнение перед принятием окончательного решения;

q. развитие знаний об архитектурном наследии Европы, а также повышения понимания важности его сохранения в общих программах образования всех уровней;

r. сбор и распространение на национальном уровне информации о сохранении архитектурного наследия для всех заинтересованных местных властей, профессиональных институтов, коммерческих, промышленных, туристических организаций, независимых ассоциаций и средств массовой информации. Эту информацию также необходимо передать в Совет Европы;

B. предпринять шаги на общеевропейском уровне по организации сбора и широкого распределения информации по этому вопросу, а также обеспечить для этой цели регулярный выпуск Советом Европы бюллетеня новостей высшего качества;

C. поощрять на национальном и международном уровнях расширение возможностей в сфере управления и стажировок квалифицированных специалистов по использованию полученных навыков, необходимых для архитектурной реставрации;

D. поддерживать, используя официальные и неофициальные каналы, развитие более тесного сотрудничества и более полного обмена информацией по этому вопросу между другими странами в Европе и в мире в целом;

E. продолжать составление дальнейших обзоров о сохранении архитектуры в государствах-членах и их представление на Ассамблее на регулярной основе.



Текст документа сверен по:

Сборник правовых актов
Совета Европы о сохранении
культурного наследия.
Екатеринбург, 2001 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»