РЕКОМЕНДАЦИЯ N R (87) 24
КОМИТЕТА МИНИСТРОВ ГОСУДАРСТВАМ - ЧЛЕНАМ
СОВЕТА ЕВРОПЫ
О европейских промышленных городах
Принята
Комитетом министров
22 октября 1987
на 411-й встрече
заместителей Министров
Комитет министров, в соответствии со ст.15.b Устава Совета Европы,
Считая, что цель организации состоит в достижении большего единства между ее членами с целью стимулирования их экономического и социального прогресса;
Считая, что эта цель может быть достигнута путем обмена информацией и опытом государств-членов по интересующим всех вопросам;
Считая, что Совет Европы с помощью Европейской кампании по возрождению городов и следующей за ней рабочей программы по стратегии градостроительства заложил фундамент для диалога между администрациями городов государств - членов Совета;
Обращая внимание на то, что рабочая программа по стратегии градостроительства, проводимая в настоящее время Постоянной конференцией местных и региональных властей Европы, концентрируется, прежде всего, на представлении стратегий и политик, которые способствуют более широкому вовлечению человеческого опыта и человеческого измерения в городах;
Учитывая доклады, представленные на Конференциях, проводимых в Лилле (30 ноября - 2 декабря 1983 года) и в Дортмунде (17-19 сентября 1985 года) посвященным обсуждению регенерации старых промышленных городов, а также их результаты;
Принимая во внимание, что на протяжении десятилетий индустриальные города были колыбелью экономического развития, которому обязана вся Европа;
Считая поэтому, что со стороны публичных властей требуются особые усилия по их регенерации;
Считая, кроме того, что регенерация старых промышленных городов является важным элементом в улучшении городской среды в целом в Европе;
Считая поэтому, что будет полезно составить рекомендацию правительствам по данному вопросу, рассчитывая, что это будет способствовать позитивным материальным результатам, полезным и ценным для жителей европейских промышленных городов;
Считал, что традиционные промышленные города должны находить новые стимулы для того, чтобы их граждане и юридические лица стремились жить и работать в них, а также вкладывать в них капитал и демонстрировать приверженность к их расположению;
Замечая, что это внимание к проблемам традиционных промышленных городов и регионов было отражено при создании Ассоциации традиционных промышленных регионов Европы,
Рекомендует правительствам государств - членов Совета:
А. Рассмотреть и принять во внимание следующие соображения относительно особого положения промышленных городов:
1. Традиционный промышленный город подвергся деградации вследствие комбинации истощившихся ресурсов, технологического исчезновения продукции и технологических процессов, потери рынка и вследствие зависимости от ограниченного числа основных отраслей промышленности, таких как угольная, сталелитейная, текстильная и судостроительная;
2. Чтобы прекратить эту деградацию, которая воздействует на большое количество традиционных промышленных городов и регионов, требуется принятие восстановительных мер против имеющих продолжительный и обширный характер безработицы, низкого уровня дохода на душу населения, некачественного жилья, повреждения физической среды, нарушения плодородия почв, социальной поляризации, демографической неустойчивости и отсутствия инвестиций бизнеса;
3. Проблемы индустриальных городов должны решаться в стратегиях, которые не фокусируются почти исключительно на безработице и привлечении инвестиций из процветающих регионов или из-за границы. Собственный результат такой политики в происходящей структурной деградации был скромен, а стоимость создания рабочих мест, созданных в таких городах и регионах региональными экономическими инициативами, была высокой;
4. Таким образом, должно стимулироваться сотрудничество между государственным, частным и добровольным секторами для разработки инноваций и новых методов работы с деградацией;
5. Однако, при дефиците ресурсов, очевидные недостатки промышленных городов и регионов должны быть превращены в материальные средства и возможности, в частности, путем повторного использования и перестройки коммунального обслуживания и инфраструктуры, а также мобилизации существующих человеческих ресурсов;
6. Кроме того, промышленные города, при их социальном, культурном и историческом развитии, накопили большой опыт и имеют потенциал для того, чтобы стимулировать и реагировать на нововведения и новые проблемы.
7. Богатство исторического и архитектурного наследия промышленных городов и регионов, особенно конца девятнадцатого и начала двадцатого столетий, должно, при необходимости, быть восстановлено, чтобы стать значительным источником и иметь потенциал для будущего развития;
В. Предложить следующие рекомендации и стратегии политики различным заинтересованным органам:
1. Экономическое и социальное значение оздоровления экологической обстановки
Регенерация окружающей среды является, конечно, первоначальным условием экономического и социального развития региона, и создания или восстановления доверия населения к себе и своему региону;
На практике акцент должен ставиться на качественном улучшении существующих методов и ресурсов, а не на стимулировании их роста как такового;
2. Координация политики
В области городской регенерации необходимо принять комплексный подход к мобилизации материальных и людских ресурсов. Такое согласованное представление, идентифицирующее и отвечающее определенным характеристикам промышленных городов и регионов, лучше принимать на местном или региональном уровне;
3. Новые подходы
При проведении городской регенерации должны быть разработаны новые механизмы планирования, финансовые инструменты и исполнительные органы, включая новые формы партнерства между государственным и частным сектором или в пределах одного сектора;
4. Управление публичным сектором
Публичный сектор должен приобрести, при необходимости, навыки управления, требующиеся, чтобы эффективно реагировать на экономические и социальные проблемы регенерации города;
5. Необходимость инноваторов
В.новых формах партнерства между публичным и частным сектором, инноваторы и предприниматели должны стимулироваться к принятию инициатив в промышленном и коммерческом развитии, а также в социальной и культурной областях;
6. Участие общественности
Вовлечение ресурсов общественности и заинтересованных групп в работах по регенерации должно стимулироваться и облегчаться на всех уровнях правительства;
7. Повторное использование существующих ресурсов
Политика регенерации промышленных городов и регионов должна основываться, по возможности, на повторном использовании лишенных плодородия почв, сохранении и восстановлении существующих зданий, строений и средств;
8. Содействие занятости местного населения
Обновление зданий, оздоровление экологической обстановки и предоставление открытых площадей часто трудоемко и должно способствовать сокращению безработицы и развитию новых местных ремесел;
9. Новые продукты и методы
Местные промышленные предприятия и научные учреждения должны разрабатывать новые продукты и методы решения основных проблем обширного природного и экологического ущерба в промышленных районах;
10. Децентрализация и роль местных и региональных властей
Такое сотрудничество может действительно ускорить темп регенерации, а также создать более ясное политическое понимание необходимости разработки новых стратегий;
11. Международное и межрегиональное сотрудничество
Международное сотрудничество между городами, регионами и странами должно стимулироваться, так как обмен информацией и опытом регенерации промышленных городов в Европе может иметь большое значение.
Текст документа сверен по:
Сборник правовых актов Совета Европы
о сохранении культурного наследия, часть 2
Екатеринбург, 2003 год