ЮНЕСКО

     

     Док. N 8501


     6 сентября 1999 г.
     
     Комитет по культуре и образованию

     Докладчик: Джозеф Валера И.Серра, Испания, Группа либералов, демократов и реформаторов

Обзор

Ассамблея обращает внимание на то, что Совет Европы, вследствие включения центральной и восточной Европы, охватывает теперь почти ту же географическую территорию, что и Европейский регион ЮНЕСКО. Поскольку цели двух организаций дополняют друг друга, сотрудничество между ними должно быть расширено.

Среди других конкретных предложений о сотрудничестве Ассамблея должна способствовать участию парламентариев в работе ЮНЕСКО как на национальном, так и на общеевропейском уровне.

I. Проект рекомендации

1. Ассамблея с удовлетворением обращает внимание на то, что ЮНЕСКО, в конце второго срока пребывания на посту нынешнего Генерального Директора, достигла в значительной мере поставленных перед ней задач: повышение эффективности ЮНЕСКО, увеличение наглядности ее деятельности и повышение доверия к организации и проводимым ею операциям. Таким образом, ЮНЕСКО успешно пережила кризис 80-х годов.

2. Вследствие включения стран центральной и восточной Европы в Совет Европы охватывает теперь почти ту же географическую территорию, что и Европейский регион ЮНЕСКО. Ассамблея считает, что пришло время пересмотреть соглашение о сотрудничестве 1952 года между двумя организациями для более широкого использования возможностей сотрудничества.

3. Цели двух организаций различны, но дополняют друг друга, и Ассамблея считает, что сотрудничество между ними должно быть расширено.

4. В связи с этим. Ассамблея приветствует решение ЮНЕСКО о роспуске Конференции европейских министров образования и активном участии в работе Совета Европейской постоянной конференции европейских министров образования. Она также приветствует решение не составлять международный договор о допинге в спорте, поскольку Антидопинговая конвенция Совета Европы отвечает требованиям в этой области и открыта для подписания странами, не являющимися членами Совета.

5. Ассамблея с удовлетворением замечает, что сотрудничество между двумя организациями в области культуры привело к вкладу Европы в доклад ЮНЕСКО о культуре и развитии в мире, представленном Советом Европы на Стокгольмской конференции в 1996 году. Она надеется, что это сотрудничество найдет продолжение после конференции.

6. Она также приветствует подписание в апреле 1997 года Совместной Конвенции Совета Европы и ЮНЕСКО по признанию квалификаций, относительно высшего образования в европейском регионе, который приходит на замену предыдущих конвенций в этой области, и слияние сети национальных информационных центров Совета Европы и ЮНЕСКО о признании квалификаций и академическом обмене.

7. Тесное сотрудничество между Советом Европы и ЮНЕСКО в восстановлении образовательной системы в Боснии и Герцеговине должно быть продолжено как приоритетное направление в других областях юго-восточной Европы и, в частности, в Косово.

8. Ассамблея подчеркивает необходимость обеспечения широкого участия парламентариев в работе ЮНЕСКО как на национальном, так и на общеевропейском уровне, и призывает ее членов к контактам с национальными комитетами ЮНЕСКО в соответствующих странах.

9. Ассамблея напоминает и вновь обращается к Приказу N 276 (1968 год), согласно которому Ассамблея должна проводить дебаты перед каждой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО.

10. Она приветствует возвращение Великобритании в ЮНЕСКО и надеется, что Соединенные Штаты также вновь присоединятся к ЮНЕСКО в ближайшее время.

11. Наконец, Ассамблея рекомендует Комитету Министров:

i. договориться о создании совместной оперативной группы Совета Европы и ЮНЕСКО по разработке нового договора о сотрудничестве между двумя организациями, в замену договора 1952 года;

ii. вести поиск наилучших способов связи Совета Европы с инициативами ЮНЕСКО для проведения Международного года культуры мира (2000 год) и Международной декады культуры мира (2001-2010 годы);

iii. способствовать сотрудничеству на национальном уровне между экспертами правительств Совета Европы и Национальными комиссиями ЮНЕСКО;

iv. развивать сотрудничество с ЮНЕСКО в области коммуникации, в частности, по вопросам интеллектуальной собственности и предоставления информации общественности.

II. Пояснительный меморандум г-на Валера И.Серра

     

     

А. Введение


Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) организована 4 ноября 1946 года, когда 20 государств ратифицировали ее Устав. Спустя 50 лет после ее образования организация насчитывает теперь 186 государств-членов.

Как и Совет Европы, ЮНЕСКО возникла из пепла Второй Мировой войны и общего стремления к созданию условий, при которых в будущем подобные бедствия не будут повторяться. Эта цель будет иметь значение, пока возможны войны, и текущие события в Европе (и во многих частях мира) показали, что она далеко не достигнута.

Демократия, правопорядок и уважение прав человека и культурного многообразия, - ценности, которые Совет Европы преследует на протяжении пятидесяти лет, являются одними из ключевых условий для запрещения войны раз и навсегда. Таким образом, две организации, видимо, должны сотрудничать в поиске формулы достижения соответствующих целей.

Настоящий доклад предлагает обзор структуры ЮНЕСКО, ее приоритетных задач и основных программ, с целью определения приоритетных возможностей сотрудничества с Советом Европы. В нем также рассматриваются отношения между двумя организациями.

В. ЮНЕСКО и ее основные институты


ЮНЕСКО состоит из трех основных органов: Генеральной Конференции, Исполнительного Совета и Секретариата.

Генеральная Конференция государств-членов является верховным руководящим органом и собирается раз в два года. Следуя принципу предоставления одного голоса каждой стране, на ней избирается Генеральный Директор и Исполнительный Совет, определяется политика и основные направления работы ЮНЕСКО и принимается программа и бюджет ЮНЕСКО.

Исполнительный Совет действует в качестве административного совета в периоды между сессиями Генеральной Конференции и отвечает за исполнение решений Генеральной Конференции. Он состоит из 58 представителей государств-членов и проводит встречи два раза в год. Он также может собираться на внеочередные сессии.

Секретариат, возглавляемый Генеральным Директором, избираемым на шестилетний срок, исполняет программу ЮНЕСКО. В его состав входят 2200 международных гражданских служащих и обслуживающего персонала, работающих в штабе-квартире, расположенной в Париже и в 60 полевых офисах ЮНЕСКО. Нынешний Генеральный Директор, г-н Федерико Майор, был избран в 1987 году и переизбран в 1993 году на второй шестилетний срок.

Исполнение программы ЮНЕСКО в государствах-членах производится в тесном сотрудничестве с национальными властями, институтами и интеллектуальными организациями. Как уникальный пример в системе ООН, ст.VII Устава ЮНЕСКО предусматривает создание Национальной Комиссии в каждом государстве - члене ЮНЕСКО, в качестве связи между ЮНЕСКО и соответствующим государством. К настоящему моменту государствами-членами создано 180 Национальных Комиссий. Национальные Комиссии проводят конференции и выставки, распространяют информацию и публикуют документы ЮНЕСКО на национальных языках.

Поскольку ЮНЕСКО входит в систему ООН, она поддерживает отношения с другими специализированными учреждениями. Она участвует в совместных программах и проектах сотрудничества с дочерними учреждениями. Мероприятия финансируются из дополнительных бюджетных источников, частично предоставляемых системой ООН.

ЮНЕСКО также регулярно сотрудничает с более чем 580 неправительственными организациями, а 1200 других неправительственных организаций имеют менее формальные контакты с ЮНЕСКО. Создана хорошо развитая сеть из 5300 Клубов, Центров и Ассоциаций ЮНЕСКО, которые развивают идеи Организации в 116 странах. Сфера их деятельности не ограничена, охватывая области от охраны всемирного культурного и природного наследия до обучения правам человека. В 1981 году они были объединены во Всемирную Федерацию Клубов, Центров и Ассоциаций ЮНЕСКО.

Около 3200 школ в 137 странах участвуют в Проекте Ассоциированных Школ ЮНЕСКО. Молодежь и их учителя из Ассоциированных Школ ЮНЕСКО принимают участие в различных мероприятиях, нацеленных на содействие терпимости и взаимопониманию.

С. 1998-99 годы: приоритеты и программы


Последние два года двадцатого века особенно важны для ЮНЕСКО. Они знаменуют вторую стадию исполнения Среднесрочного плана на 1996-2001 годы и подготавливают ЮНЕСКО к вступлению в двадцать первый век. Генеральный Директор определил четыре приоритетных направления деятельности ЮНЕСКО в этот период.

Во-первых, ЮНЕСКО должна ответить на тревожные сигналы международных сообществ ученых, преподавателей, творческих работников и СМИ.

Во-вторых, приоритет отдается расширению и углублению исследований ЮНЕСКО по фактам и данным, на которых основываются эти тревожные сигналы.

В-третьих, ЮНЕСКО должна отдавать приоритет переходу от теории к практике, от идеи к действиям, для проверки и демонстрации обоснованности решений, которые она предлагает.

Наконец, четвертым приоритетным направлением является обеспечение, путем непрерывного образования, возможности стимулирования понимания и терпимости у каждого человека.

Основные цели Программы ЮНЕСКО на 1998-1999 годы связаны со Среднесрочным Планом на 1996-2001 годы, регулирующим деятельность ЮНЕСКО. В соответствии с этим планом, источники ЮНЕСКО распределяются на 4 основные программы и два междисциплинарных проекта, что является значительным отходом от 13 программ, выполняемых ЮНЕСКО до недавнего времени.

Программа и Бюджет (1998-1999 годы) характеризуются сильным всеобъемлющим междисциплинарным подходом в программах и укреплением, в программах в целом, понимания образовательного аспекта в широком смысле. Большее внимание отдается приоритетным группам, а также Африке и развивающимся странам. Программа и Бюджет стремятся к децентрализации программ ЮНЕСКО и усилению сотрудничества с национальными, региональными и международными партнерами ЮНЕСКО.

Основная программа I - Образование на протяжении всей жизни


Мероприятия в рамках этой программы поддерживают и поощряют национальные проекты по совершенствованию образовательных систем и развитию альтернативного образования для обеспечения непрерывного образования на протяжении всей жизни для всех желающих. Она также направлена на обеспечение качества и ценности основного образования. Почти 1/3 ($104 миллиона) от общего бюджета на исполнение программ отдается данной программе. Это наиболее важная программа ЮНЕСКО как по финансированию, так и по приоритетным задачам.

Основная программа разделяется на две программы: основное образование для всех и реформирование образования в перспективе непрерывного образования.

Деятельность ЮНЕСКО в отношении основного образования для всех включает разработку интегрированной системы, приемлемой для всех, которая охватывает ранние детские годы и начальную школу, а также обучение грамоте и навыкам жизнедеятельности для молодежи и взрослых людей. В отношении работы молодежного и культурного секторов Совета Европы в том же направлении интересно заметить, что особое внимание уделяется образовательным программам для "нуждающихся детей" и маргинальной молодежи. Почти $20 миллионов было собрано из различных источников для выполнения около 100 проектов данной программы. Примерами текущих достижений может быть профессиональное обучение и продолжительное медицинское лечение детей и молодежи в Сараево, которые стали жертвами пехотных мин, и поддержка пробных проектов в образовательных целях для работающих и бездомных детей в крупных городах, таких как Москва и Бухарест.

Специальный 6-летний проект "Совершенствование образовательных и обучающих возможностей для маргинальной молодежи", запущен в апреле 1996 года. С начала 1998 года он фокусируется на использовании радио для предоставления неформального основного образования в сельских и городских районах и созданию базы ЮНЕСКО "Вебстер" для содействия обмену информацией и опытом. Подобные мероприятия находятся на рассмотрении Дирекции по делам молодежи Совета Европы.

Основной акцент программы в образовательной реформе в перспективе непрерывного образования состоит в обновлении и расширении образовательной системы в целом. ЮНЕСКО помогает государствам-членам пересмотреть цели и задачи образования путем создания региональных конференций и встреч по специальным вопросам.

ЮНЕСКО принимает участие в работе Комитета по образованию и Комитета по высшему образованию и исследованиям Совета Европы и Конференции по образовательной политике Европейского Союза.

В области высшего образования политика ЮНЕСКО имеет три задачи: предоставление доступа к системам высшего образования, совершенствование управления и усиление их связи с рабочим миром. Особое внимание уделяется поиску альтернативных систем предоставления образования, включая открытое и дистанционное образование.

ЮНЕСКО также работает над развитием международной системы признания дипломов на основании существующих региональных конвенций. Эта деятельность направлена на содействие академическому обмену студентами, преподавателями и учеными в системе высшего образования.

Основная программа II - Науки в интересах развития


Данная программа предоставляет поддержку государствам-членам для расширения их возможностей в обучении и проведении исследований в области гуманитарных и естественных наук на уровне высшего образования и усиливает международное сотрудничество в этих областях. Это вторая по уровню финансирования программа ($86 миллионов).

Основная программа состоит из пяти программ. Первые две из них нацелены на совершенствование, передачу и обмен знаниями в точных и естественных, а также в социальных и гуманитарных науках путем технической поддержки и создания Советов, центров и сетей ЮНЕСКО по межуниверситетскому сотрудничеству. Третья программа "Философия и этика" посвящена этической стороне науки и техники и современным проблемам и развитию философского образования как части этического образования. Значительный прогресс был достигнут в этом отношении во внедрении Универсальной декларации по геному человека и правам человека, принятой 11 ноября 1997 года Генеральной конференцией ЮНЕСКО.

Экологические науки и устойчивое развитие являются основными направлениями четвертой программы, разделенной на подпрограммы. Каждая подпрограмма содействует международному сотрудничеству в научной и образовательной деятельности по вопросам охраны окружающей среды и управлению земельными, водными и океаническими ресурсами.

Пятая программа междисциплинарна и фокусируется на исследованиях применимости социальных наук к особым проблемам общества. Одна из двух подпрограмм посвящена действиям ЮНЕСКО для и с помощью молодежи. С мая 1998 года функции бывшего Отделения по делам молодежи были разделены между различными секторами программы и координируются особым органом. Были созданы "Совет по делам молодежи" и внутренний Комитет "по приоритетным вопросам молодежи" для вовлечения молодежи в программы организации.

Были созданы два особых проекта по молодежным лидерам для мирной культуры в Тихоокеанском регионе и роли молодежи в содействии лучшему пониманию "других". Последний проект направлен на молодежь в странах юго-восточной Европы и имеет целью их интеграцию в общество путем создания сетей молодежных организаций и основания субрегионального Совета по делам молодежи. Проект предлагает создание в Интернете базы данных по молодежной политике в государствах-членах, местных проектов с помощью молодежи, живущей на окраинах и других инновационных проектов, подпадающих под три области, охватываемые Всемирной программой действий для молодежи.

Программа будет продолжать продвигать "Спорт для всех", облегчая доступ к физическому образованию и спортивным мероприятиям группам молодежи, которые обычно не допускаются к ним (девушки, молодежь с неблагоприятным прошлым и дети-инвалиды).

Следует указать, что мероприятия в рамках данного проекта тесно связаны с подобными программами Дирекций по делам молодежи и по делам культуры Совета Европы. Таким образом, сотрудничество между двумя организациями в области участия молодежи в жизни общества должно быть усилено, а дублирование мероприятий для молодежи необходимо ограничить.

Кроме данных программ два межсекторных проекта по "Окружающей среде и развитию в прибрежных районах и на малых островах" и "Города: Управление социальной трансформацией и окружающей средой" также ведут поиск новых путей борьбы с бедностью и изгнанием (exclusion).

Комитет по науке и технике представит свои соображения по мероприятиям ЮНЕСКО в научной области в своем заключении к данному докладу.

Основная программа III - Культурное развитие: наследие и творчество


Двумя основными столпами Основной программы III являются сохранение и совершенствование культурного и природного наследия и содействие существующим культурам. Планирующиеся расходы на внедрение программы составляют $41 миллион и разделены на две программы.

Согласно первой программе, в сохранении и совершенствовании культурного и природного наследия приоритет отдается установлению стандартов в области культурного наследия. Вслед за работой Совета Европы ЮНЕСКО начала разработку Конвенции по охране подводного культурного наследия. Данная конвенция должна защищать обломки крушений и археологические места, находящиеся под угрозой разграбления охотниками за сокровищами. Производятся попытки увеличить количество государств - членов Конвенции по охране мирового культурного и природного наследия и увеличения количества мест, охраняемых данной Конвенцией. Важная часть программы посвящена операциям по спасению наследия, поврежденного в результате конфликтов, с привлечением большого количества участников, включая Совет Европы. Примером может служить участие ЮНЕСКО в работе Комиссии по сохранению национальных памятников в Боснии и Герцеговине, созданной в соответствии с Дейтонским соглашением. ЮНЕСКО работает в области законодательной охраны культурного наследия в данном регионе.

Основным направлением второй программы является продвижение современных культур путем стимулирования творчества и интеллектуального диалога. Мероприятия в рамках данной программы частично происходят из Плана действий, принятого на Межправительственной конференции по культурной политике в целях развития (Стокгольм, 30 марта - 2 апреля 1998 года).

Для обеспечения доступа к культурной информации ЮНЕСКО развивает сотрудничество с Культурными связями (сетью для исследований и сотрудничества в развитии культуры (Culture Link). ЮНЕСКО работает над созданием баз данных по культурной политике и исследованиям, доступных через Интернет.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»