Недействующий

О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный
закон "О валютном регулировании и валютном контроле"



Проект федерального закона (далее - законопроект) разработан с целью устранения неэффективных положений и пробелов Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) по вопросам осуществления расчетов в области международных перевозок пассажиров российскими авиакомпаниями и иными транспортными организациями-резидентами, а также в связи с окончанием с 1 января 2007 года согласно статье 28 Закона срока действия разрешений на осуществление валютных операций, открытие счетов в банках за пределами территории Российской Федерации и осуществление операций по этим счетам, незачисление иностранной валюты на счета в уполномоченных банках, ранее выданных Центральным банком Российской Федерации российским транспортным организациям, оказывающим услуги международной перевозки пассажиров, багажа и грузов, перевозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - личные грузы) в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации, по которому ранее требовалась выдача таких разрешений.

Нормы Закона, разрешающие осуществление валютных операций между резидентами, не учитывают возможность расчетов в иностранной валюте между российскими транспортными организациями и находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами-резидентами, а также находящимися за пределами территории Российской Федерации филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - представительства российских юридических лиц) за реализуемые им российскими транспортными организациями перевозочные документы (билеты, багажные квитанции), а также расчетов за оказываемые российскими транспортными организациями упомянутым физическим лицам услуги перевозки личных грузов. В результате находящиеся за границей российские граждане и представительства российских юридических лиц (для целей командирования своих работников) не будут иметь возможности с 1 января 2007 года приобрести билеты у российских перевозчиков и оплатить перевозку багажа, а физические лица - резиденты - оплатить перевозку российским перевозчиком личных грузов, что будет ущемлять их права. Кроме того, создаются неоправданные конкурентные преимущества для иностранных перевозчиков. В этой связи законопроект дополняет часть 1 статьи 9 Закона нормой, разрешающей валютные операции между резидентами, связанные с расчетами по договорам перевозки пассажиров между российскими транспортными организациями и находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами и представительствами российских юридических лиц, а также между российскими транспортными организациями и находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами по договорам перевозки личных грузов (дополнение новым пунктом 16 части 1 статьи 9 Закона). При этом законопроект исходит из того, что в соответствии со статьей 786 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 года N 14-ФЗ договор перевозки пассажира включает также перевозку багажа. С целью установления возможности оплаты физическими лицами (резидентами и нерезидентами) перевозки личных грузов российскими транспортными организациями в законопроекте использована в качестве аналогии норма статьи 126 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 года N 61-ФЗ, устанавливающая понятие перемещения физическими лицами товаров через таможенную границу для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Таким образом, законопроект (изменения в статье 9, 12 и 14 Закона) не предусматривает установление возможности оплачивать резидентами и нерезидентами перевозку российскими транспортными организациями коммерческих грузов, минуя счета российских транспортных организаций в уполномоченных банках (статья 19 Закона), что соответствует цели государственной политики по обеспечению возврата валютной выручки резидентов на счета в уполномоченных банках для обеспечения стабильности макроэкономических показателей страны.

С учетом указанных изменений в части 1 статьи 9 Закона, а также с учетом дополнения части 2 статьи 14 Закона нормой, разрешающей российским транспортным организациям осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в иностранной валюте и валюте Российской Федерации с находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами - резидентами, представительствами российских юридических лиц и физическими лицами - нерезидентами по договорам перевозки пассажиров и расчеты в иностранной валюте и валюте Российской Федерации с находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами по договорам перевозки личных грузов, законопроект дополняет статью 12 Закона нормами, разрешающими использование счетов, открытых российскими транспортными организациями в банках за пределами территории Российской Федерации, для зачисления денежных средств, полученных от реализации находящимся за пределами территории Российской Федерации физическим лицам-резидентам, представительствам российских юридических лиц и физическим лицам - нерезидентам услуг перевозки пассажиров, багажа и личных грузов, а также нормой, разрешающей осуществление валютных операций между резидентами (между российскими транспортными организациями и физическими лицами - резидентами, а также между российскими транспортными организациями и представительствами российских юридических лиц) для возврата средств со счетов, открытых российскими транспортными организациями в банках за пределами территории Российской Федерации, физическому лицу-резиденту - в случае возврата им купленного билета, багажной квитанции либо расторжения им договора перевозки личных грузов, либо возврата средств представительству российского юридического лица - в случае возврата им российской транспортной организации купленного билета, багажной квитанции (изменения в части 5 и в пункте 4 части 6_1 статьи 12 Закона).

Законопроект уточняет действующую норму абзаца четвертого части 2 статьи 14 Закона об оплате нерезидентами (уточняется субъект платежа) за обслуживание воздушных судов иностранных государств в аэропортах (уточняется место обслуживания иностранных воздушных судов), а также при оплате нерезидентами (уточняется субъект платежа) аэронавигационных и аэропортовых сборов (в действующем Законе указанные виды сборов отсутствуют) на территории Российской Федерации (уточняется место совершения расчетов в случаях, установленных абзацем четвертым части 2 статьи 14 Закона).

Нормы Закона, разрешающие осуществление расчетов между резидентами и нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках, не учитывают необходимость осуществления расчетов российскими транспортными организациями с нерезидентами в наличной иностранной валюте и наличной валюте Российской Федерации за обслуживание воздушных судов таких транспортных организаций в аэропортах иностранных государств, судов российских транспортных организаций в речных и морских портах иностранных государств, иных транспортных средств российских транспортных организаций во время их нахождения на территории иностранных государств, а также при оплате российскими транспортными организациями аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территории иностранных государств, связанных с обеспечением российских транспортных организаций (дополнение новым абзацем пятым части 2 статьи 14 Закона).

С учетом дополнения части 1 статьи 9 Закона нормой, разрешающей валютные операции между резидентами, связанные с расчетами по договорам перевозки пассажиров между находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами - резидентами, представительствами российских юридических лиц и российскими транспортными организациями, а также с расчетами по договорам перевозки личных грузов между находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами - резидентами и российскими транспортными организациями, и необходимости предоставления такого же права при расчетах российских транспортных организаций с находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами - нерезидентами часть 2 статьи 14 Закона дополняется нормой, разрешающей осуществление таких расчетов российскими транспортными организациями в иностранной валюте и валюте Российской Федерации (т.е. в наличной и безналичной форме, включая оплату с использованием банковских кредитных карт) без использования банковских счетов в уполномоченных банках (дополнение новым абзацем шестым части 2 статьи 14 Закона).

С учетом дополнения части 1 статьи 9 Закона нормой, разрешающей валютные операции между резидентами, связанные с расчетами по договорам перевозки пассажиров и личных грузов между находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами-резидентами и российскими транспортными организациями, законопроект дополняет Закон нормой, разрешающей осуществлять такие операции находящимся за пределами территории Российской Федерации физическим лицам-резидентам без использования банковских счетов в уполномоченных банках (дополнение новым пунктом 8 части 3 статьи 14 Закона).

С учетом обычаев делового оборота в области международных транспортных перевозок, имеющейся практики зачета встречных требований и обязательств между российскими транспортными организациями и нерезидентами, являющимися сторонами договора (соглашения) об оказании нерезидентами российским транспортным организациям услуг за пределами таможенной территории Российской Федерации, а также с учетом сложившейся международной практики взаиморасчетов международных перевозчиков по международным перевозкам через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок (например, через Расчетную Палату, образованную ИАТА - Международной Ассоциацией Воздушного транспорта), законопроект уточняет норму Закона, разрешающую осуществлять такие зачеты и взаиморасчеты (изменения в пункте 4 части 2 статьи 19 Закона).

С учетом предлагаемого законопроектом дополнения статьи 12 Закона нормой, разрешающей использование счетов, открытых российскими транспортными организациями в банках за пределами территории Российской Федерации, для зачисления денежных средств, полученных от реализации находящимся за пределами территории Российской Федерации физическим лицам-резидентам, представительствам российских юридических лиц и физическим лицам-нерезидентам услуг перевозки пассажиров и личных грузов, а также с учетом сложившейся международной практики оплаты международными перевозчиками за счет средств на заграничных счетах расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территории иностранных государств, а также расходов, связанных с обеспечением деятельности международных перевозчиков на территории иностранных государств, в том числе с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств международных перевозчиков и их пассажиров, законопроект дополняет Закон нормой о возможности оплаты российскими транспортными организациями указанных расходов за счет валютной выручки, зачисляемой на их счета в банках за пределами территории Российской Федерации (дополнение новым пунктом 6 части 2 статьи 19 Закона).

С учетом окончания 1 января 2007 года срока действия разрешений Центрального банка Российской Федерации законопроект предусматривает срок вступления в силу вносимых изменений в Закон - 1 января 2007 года с учетом возможного принятия законопроекта в период после 1 января 2007 года (статья 2 законопроекта).

Принятие законопроекта будет способствовать устранению негативных последствий, которые возникнут после окончания 1 января 2007 года срока действия разрешений, ранее выданных Центральным банком Российской Федерации российским транспортным организациям, осуществляющим международные перевозки пассажиров, багажа и личных грузов физических лиц на осуществление отдельных валютных операций, открытие счетов в банках за пределами территории Российской Федерации и осуществление операций по этим счетам, на использование валютной выручки российскими транспортными организациями для оплаты возникающих у них за пределами территории Российской Федерации расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых и портовых сборов, а также обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств российских транспортных организаций и их пассажиров без обязательного зачисления выручки на счета в уполномоченных банках, а также проведение взаимозачетов с нерезидентами в соответствии с обычаями делового оборота в области международных транспортных перевозок.

Принятие законопроекта будет способствовать обеспечению равных прав и одинаковых условий для находящихся за пределами территории Российской Федерации физических лиц - резидентов, представительств российских юридических лиц и физических лиц - нерезидентов при приобретении за пределами территории Российской Федерации услуг международной перевозки пассажиров, багажа и личных грузов физических лиц у российских транспортных организаций, а также повышению конкурентноспособности российских транспортных организаций на рынке международных перевозок.


Текст документа сверен по:
рассылка