РЕКОМЕНДАЦИЯ N 1566 (2002)

________________

Обсуждения Ассамблеи 24 июня 2002 года (17-е заседание) (см. Doc. 9473, доклад Комитета по культуре, науке и образованию, докладчик: г-н де Пуи).

Текст принят Ассамблеей 24 июня 2002 года (17-е заседание).

Европейское культурное сотрудничество и
будущая роль Ассамблеи

1. Парламентская Ассамблея внимательно следила за развитием Европейского культурного сотрудничества с его начала в Совете Европы. Настоящая рекомендация вытекает из других и, в частности, из недавней Рекомендации N 1265 (1995) о расширении и Европейском культурном сотрудничестве и Рекомендации N1299 (1996) о Европейском культурном сотрудничестве: деятельность Европейского Союза и отношения с Советом Европы.

2. В данном контексте слово "культура" употребляется в своем широком смысле и включает: искусство, наследие, СМИ, науку, образование, молодежь и спорт, но не в порядке значимости.

Новые задачи

3. Ассамблея желает признать центральное значение Европейского культурного сотрудничества и снова подтвердить свой вклад в это сотрудничество в Совете Европы в настоящий момент.

4. С одной стороны, подъем международного терроризма привел к большему пониманию политической значимости культурных ценностей, межкультурного диалога, образования и терпимости.

5. С другой стороны, глобализация, через, например, массовый туризм или новые информационные технологии, оказывает новое давление на такие зоны-как наследие или языки, или даже гастрономию, требуя, чтобы новая политика включала культурный аспект в экономическое планирование для устойчивого развития.

6. Более того, в то время как процесс расширения Совета Европы уже подходит к своему завершению (как уже было сделано в отношении Европейской культурной конвенции); новый процесс расширения Европейского Союза еще только начинается с потенциальным риском для культуры в появлении новой разделяющей линии в Европе.

7. Поэтому существует явная потребность улучшения культурного сотрудничества не только в рамках Европы (в рамках большой Европы), но и между Европой и соседними странами, особенно в таких географических районах как бассейн Средиземного моря, которые имеют исторические культурные связи с Европой.

8. В конечном итоге, внутренние изменения в самом Совете Европы, в частности, роспуск в этом году Совета по культурному сотрудничеству (the Council for Cultural Co-operation) (Ведущего комитета по культурному сотрудничеству), требуют нового подведения итогов Европейского культурного сотрудничества, в котором Ассамблея должна играть свою роль.

Путь вперед

9. Образование и культура должны продолжать занимать центральное место в работе Совета Европы. Ассамблея, таким образом, может приветствовать включение культурного аспекта в несколько ключевых деклараций, принятых недавно высшими должностными лицами Совета Европы, в особенности, на двух саммитах Совета Европы (в Вене 1993 года и в Страсбурге 1997 года), и в Будапештской декларации для большой Европы без разделительных линий, принятой Комитетом Министров в 1999 году.

10. Однако, Ассамблея должна сожалеть о том, что значение культуры в широком смысле не было отражено в последующих сокращениях бюджета и персонала, что в основном отрицательно повлияло на эти сектора деятельности Организации.

11. Культура снова появляется в качестве оплота многоуровнего сотрудничества, после реорганизации с вновь появившимися демократиями в центральной и восточной Европе несмотря на ту степень, в какой политический конфликт в определенных областях продолжает питаться за счет культурных различий.

12. Большую часть уже доказанной ценности в предыдущей работе Совета Европы нужно подтвердить и повторить. Например, постоянное образование, изучение языков и истории, комплексное сохранение, участие молодежи, свобода выражения, терпимость, спорт для всех и т.д. Качество жизни должно стать общей целью по всей Европе. Культурное сотрудничество является средством решения проблемы исключения во всех своих формах и его нужно проводить в полной мере. Образование (формальное и неформальное) остается в долгосрочной перспективе ключом к экономическому, социальному и политическому прогрессу, равно как и основой для развития индивида.

13. Появилось несколько новых приоритетов и задач. Ценности нужно постоянно определять либо для принятия во внимание новых социальных, политических и экономических обстоятельств, либо для противодействия им. Однако, нужно избегать управленческих мантр перемен ради перемен.

14. Результат работы Организации хронически страдает от отсутствия продолжения. Основные принципы и многие связанные с ними рекомендации, и другие выдвинутые предложения должны быть более четко выражены и представлены для того, чтобы быть более эффективными на местном уровне и быть оцененными по достоинству парламентами и правительствами государств-членов [Совета Европы].

Деятельность Ассамблеи в рамках Совета Европы

15. Ассамблея считает, что ее собственный вклад в работу Совета Европы заключается в инициации, комплиментарности и интерактивности. Она предлагает:

i. учредить (там, где они еще не существуют) и поддерживать активными неформальные рабочие отношения на всех уровнях в структуре Совета Европы (министерском, на уровне специальных министерских представителей, Конгресса местных и региональных общин, групп докладчиков заместителей министра, Секретариата);

ii. снизить на практике свое участие в институциональных мероприятиях (обязательные заседания и т.д.) и заменить эту практику на регулярные и эффективные брифинги, c более значимым политическим участием и совместным планированием на всех соответствующих уровнях;

iii. сконцентрировать свои собственные мероприятия на выбранных приоритетах, которые будут дополнять другие мероприятия, проводимые в Организации.

Внешние мероприятия Ассамблеи

16. Ассамблея также играет внешнюю роль. Поэтому она стремится:

i. поощрять сотрудничество в сфере культуры между правительственными и неправительственными организациями через национальные парламенты;

ii. предоставить форум для парламентских дебатов по культурным мероприятиям тех правительственных организаций, которые не имеют подобного форума (ЮНЕСКО и ОЕКР);

iii. поощрять участие гражданского общества и, в частности, молодежи в мероприятиях Совета Европы, без неизбежного обращения за помощью в формальные структуры.

Комитет Министров и культурные мероприятия

17. Ассамблея рекомендует Комитету Министров на институциональном уровне:

i. пересмотреть представительство Ассамблеи в ведущих комитетах и рассмотреть, в частности, целесообразность поддержания полного членства комитетов, созданных на основе Европейской культурной конвенции;

ii. снова ввести, где целесообразно, практику проведения коллоквиумов между парламентариями и министрами на Европейских конференциях специальных министров;

iii. пересмотреть предыдущее предложение Ассамблеи о том, чтобы Комитет Министров время от времени встречался на уровне специальных министров;

и, вообще:

iv. уделить большее внимание поощрению Европейского культурного сотрудничества через многие сферы участия (включая СМИ) и его интеграции в сферы основной политики Организации вообще, и обеспечить соответствующие ресурсы и правительственную координацию;

v. обеспечить доступность информации о мероприятиях Совета Европы для использования на национальном уровне (в целесообразной форме и на простом языке);

vi. активно искать сотрудничества с другими правительственными организациями (ЮНЕСКО, ОЕКР и т.д.) и Европейским Союзом с целью укрепления эффективных связей и лучшего совместного использования доступных ресурсов;

vii. предпринять необходимые шаги для того, чтобы Европейский Союз присоединился к Европейской культурной конвенции (Совет Европы) и чтобы большая Европа была включена в любые договоренности по культурному сотрудничеству, предусмотренные Европейской конвенцией [Конституцией] (Европейский Союз);

viii. продолжать привлекать гражданское общество к этим мероприятиям и, в частности, молодежь.



Текст документа сверен по:

Сборник правовых актов
Совета Европы о сохранении
культурного наследия, часть 2 -
Екатеринбург, 2003 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»