КОНЦЕПЦИЯ
формирования правовых основ и механизмов реализации
социального государства в странах содружества
Социальная сторона жизнедеятельности человека, государства и общества в странах Содружества - это совокупность необходимых и достаточных условий жизни человека как биологического и общественного существа. К таким условиям можно отнести здоровье человека, обеспеченность его жильем, одеждой, питанием, доходами, возможностями образования, воспитания и развития. Основным критерием социального развития общества выступает благополучие человека.
Концепция формирования правовых основ и механизмов реализации социального государства в странах Содружества - это система признанных в обществе и установленных государством принципов, норм и положений, характеризующих социальное состояние общества, государства и человека и прежде всего благоприятность среды обитания и жизнедеятельности человека*.
________________
* Основу создания Концепции составили: конституции государств Содружества, Европейская социальная хартия, Европейская Конвенция социального обеспечения, Концепция социального государства Российской Федерации.
Стратегическая цель социального государства в соответствии со статьей 25 Всеобщей декларации прав человека и статьей 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах - обеспечение права каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и права на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости и в ином случае утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
Защита социальных прав граждан имеет свою специфику; для обеспечения данной категории прав недостаточно юридических механизмов и процедур предотвращения нарушений этих прав. Необходима разносторонняя созидательная деятельность государства, направленная на осуществление социальной политики на основе развития экономики, повышение материального уровня жизни населения. Поэтому обеспечение защиты социально-экономических прав населения - длительный и постепенный процесс преобразований, направленный на достижение социально-экономического прогресса, формирование нового типа взаимоотношений между отдельными индивидами и государством, отношений социального партнерства и социальной интеграции. Однако постепенность этого процесса не умаляет насущной необходимости создания комплексного механизма защиты социальных прав населения, сочетающего в себе экономические, политические, юридические, административные средства и позволяющего минимизировать случаи нарушения прав человека в данной области.
Приоритетными направлениями формирования и эффективного функционирования такого комплекса являются повышение эффективности социальной политики государства, предоставление действенных гарантий конституционных прав граждан в области труда, занятости, социального обеспечения, образования, охраны здоровья, обеспечения жильем, улучшение материального положения и условий жизни людей и т.д.
В государствах Содружества в последние годы в основном сформирована нормативная база для деятельности государственных социальных служб. Однако многое еще предстоит сделать. К числу приоритетных задач относится процедура ратификации ряда документов, в которых содержатся международные стандарты защиты социально-экономических прав и свобод, что позволит закрепить эти стандарты в национальном законодательстве и устранить возможные противоречия с действующей системой права. Так, к числу не ратифицированных рядом государств Содружества относится программная Конвенция МОТ 117 "Об основных целях и нормах социальной политики". В ней содержится положение, исключительно важное для законодательства государств Содружества: определение прожиточного минимума с учетом таких основных потребностей семей трудящихся, как продукты питания и их калорийность, жилище, одежда, медицинское обслуживание и образование. Кроме того, следует учитывать необходимость введения научно обоснованных критериев прожиточного минимума, в идеале обеспечивающих, как требует Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, достойное существование и развитие индивида и его семьи.
Социальное государство - это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью человека и создает условия для обеспечения достойной жизни, свободного развития и самореализации творческого (трудового) потенциала личности. Под достойной жизнью человека понимается его материальная обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности, а под свободным развитием человека - его физическое, умственное и нравственное совершенствование.
Критериями оценки степени социальности правового демократического государства являются:
- соблюдение прав и свобод человека;
- проведение активной и сильной социальной политики;
- обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан;
- адресная поддержка наиболее уязвимых слоев и групп населения, сокращение и ликвидация бедности;
- гарантии создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе решений на всех уровнях власти и управления;
- соблюдение прав и гарантий, признающих и развивающих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия и баланса интересов работника и работодателя при регулирующей роли государства;
- гарантии, при которых любой хозяйствующий субъект, любой собственник должен нести конкретную социальную ответственность;
- социальная справедливость и социальная солидарность общества, которые обеспечиваются на основе развития акционерной собственности работников, а также путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;
- тендерное равенство мужчин и женщин;
- участие всех граждан в управлении государственными и общественными делами, участие работников в управлении производством, развитие системы социального партнерства;
- права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан, и прежде всего молодежи, на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.
Совершенствование системы социального законодательства проявляется как реализация социальных функций государства, обеспечение права каждого человека на достойную жизнь.
Дальнейшая разработка нормативной базы социального развития осуществляется на основе следующих принципов:
- социальной справедливости, и прежде всего равенства социальных прав граждан;
- индивидуальной социальной ответственности, обязанности граждан прилагать максимум усилий для самообеспечения и самопомощи;
- социальной солидарности, формирования такой системы отношений, при которой все общество встречает социальные трудности как единая, согласованная система;
- социального партнерства, следования всеми сторонами достигнутым договоренностям;
- социальной компенсации, создания системы восполнения гражданам ограничений, обусловленных их социальным статусом;
- социальных гарантий, предусматривающих предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг;
- субсидиарной поддержки общественных инициатив в решении проблем социального развития.
Уровень социальной ориентированности экономического развития стран Содружества может стать основой ратификации ими Европейской социальной хартии и Европейской конвенции социального обеспечения, Конвенции МОТ N 117 "Об основных целях и нормах социальной политики", ее направленности на достижение общепризнанных международных социальных стандартов.
Основными приоритетами в формировании социального государства в странах Содружества на современном этапе являются:
1. В сфере демографического развития: разработка и реализация государственной демографической политики, направленной на снижение смертности (особенно детской и населения в трудоспособном возрасте), ликвидацию тенденций депопуляции (сокращения) населения страны (в тех странах, где такие процессы имеют место) и увеличение продолжительности жизни населения.
2. В сфере обеспечения достойного уровня жизни: формирование социально справедливой и эффективной системы распределения создаваемой стоимости между государством, трудом и капиталом; обеспечение роста реальной заработной платы и доходов населения; повышение качества и уровня жизни; установление государственных гарантий в сфере оплаты труда. Обеспечить решение этих задач призвано трудовое законодательство, а также тарифная автономия, позволяющая работникам и их профсоюзам на основе принципов социального партнерства добиваться справедливого решения вопросов оплаты труда.
3. В сфере систем жизнеобеспечения населения: сохранение и приумножение жилого фонда, повышение его комфортабельности; развитие коммунального хозяйства, транспорта и связи за счет бюджетного финансирования и средств населения.
4. В сфере социальной защиты населения: разработка и осуществление государственной программы преодоления бедности; создание эффективной системы защиты населения от социальных рисков; реформирование системы социального страхования (пенсионного, социального и медицинского), социального обеспечения, социального вспомоществования и благотворительности; осуществление социальной защиты малообеспеченных семей, а также инвалидов, пожилых и других слабо защищенных категорий граждан.
5. В сфере занятости: обеспечение гражданам возможности трудиться на условиях свободно избранной, полной и продуктивной занятости; защита трудовых прав и интересов работников.
6. В сфере охраны окружающей среды: обеспечение достойного качества жизни и здоровья населения при условии сохранения природных систем, поддержание их целостности для устойчивого развития общества, обеспечение экологической безопасности страны.
7. В сфере формирования социокультурной среды: повышение роли и качества общего и профессионального образования; государственная поддержка системы образования и учреждений культуры; сохранение национальной самобытности языка и культуры народов.
Основное направление решения демографических проблем - создание лучших экономических условий жизнедеятельности людей и регулирование трудовых отношений.
Приоритетами демографической политики являются снижение смертности населения, прежде всего детей, увеличение рождаемости и совершенствование миграционных процессов.
Необходимо ликвидировать острый дефицит детских врачей в больницах и поликлиниках. Детскую оздоровительную кампанию нужно рассматривать как исключительно значимую, непрерывную, адресную, направленную на достижение стабильно высокого уровня детского здоровья. Требуется финансовая поддержка развития инфраструктуры детского отдыха.
В сфере демографии трудоспособного населения надо добиваться снижения смертности данной категории граждан. Это требует принятия мер, связанных с ранней диагностикой заболеваний и их эффективным лечением, сокращением транспортного и производственного травматизма, борьбой с наркоманией и алкоголизмом. Наряду с этим целесообразно активно формировать у населения привычку к здоровому образу жизни; разработать комплексную программу здорового образа жизни.
Требует внимания и демографическая ситуация в сельской местности, особенно в отношении сельской молодежи. Важной частью национальной демографической политики должна стать сельская социальная составляющая, направленная на закрепление юношей и особенно девушек в деревне.
Необходимо усилить государственную политику в области рождаемости. В качестве инструментов политики, стимулирующей увеличение рождаемости, целесообразно шире использовать оплачиваемые отпуска по уходу за детьми, неукоснительно соблюдать соответствующие правовые нормы, расширять сеть детских дошкольных учреждений.
Крайне злободневными социально-политическими проблемами являются также высокий уровень детской беспризорности, социальное сиротство.
С учетом социально-экономической и демографической ситуации в государствах Содружества исследования состояния рынка труда в странах СНГ позволили выделить следующие особенности:
- наличие масштабной скрытой и частичной занятости;
- достаточно высокий образовательный и профессиональный уровень большей части безработных, зарегистрированных биржами труда;
- более высокий, чем в развитых странах, уровень женской безработицы;
- значительный удельный вес уволенных в связи с сокращением производства и реорганизацией предприятий;
- растущая доля застойных форм безработицы, неразвитость системы социальной защиты;
- неравномерность в уровне безработицы по отраслям, регионам и профессиональным группам;
- скрытая занятость на неформальном рынке труда.
Особую актуальность приобретает проблема изменения качества трудового потенциала стран Содружества. Базовыми составляющими активизации социальной политики на рынке труда должны стать:
- максимизация уровня эффективной занятости;
- перевод теневой занятости и скрытой безработицы в легальное русло;
- рационализация структуры рабочих мест;
- преодоление отраслевого подхода к осуществлению социальных преобразований в сфере труда;
- внедрение принципа приоритетного финансирования социальной поддержки населения на рынке труда.
Создание национального рынка труда в странах Содружества происходит прежде всего как формирование региональных рынков труда, что предполагает их развитость в каждом регионе. В связи с этим крайне необходимы комплексные методы регулирования в рамках социальных целевых программ занятости, обеспечивающие сопряженность темпов экономических и социальных изменений, консолидацию трудовых, финансовых, материальных потоков на рынке труда, контроль за их целевым использованием.
Стратегия занятости должна предусматривать меры по стимулированию территориальной мобильности населения, включая преодоление неразвитости рынка жилья и ограничений института прописки/регистрации по месту жительства.
Государственная концепция развития рынка труда и занятости в странах СНГ должна содержать в себе условия, которые лежат в основе государственного регулирования занятости и трудоустройства. К ним относятся:
- изучение тенденций экономического развития и прогнозирование на этой основе наиболее существенных направлений и сдвигов в перераспределении рабочей силы в целях предварительного создания соответствующих практических условий в области трудоустройства;
- заблаговременная, плановая переподготовка различных категорий трудящихся, намеченных к перемещению на рабочие места как внутри того или иного предприятия, так и за его пределы. Для этого необходимо функционирование хорошо организованной системы обучения;
- активная работа по поиску и подбору вакантных рабочих мест, в том числе с каждым обращающимся в органы по трудоустройству;
- создание новых рабочих мест;
- оказание широкой финансовой помощи в виде различных субсидий, льготных кредитов, предоставления материальных ресурсов для организации собственного дела, поддержки малого предпринимательства, надомного труда;
- профилактика безработицы - оказание финансовой помощи предприятиям, испытывающим серьезные затруднения; создание особых предпринимательских зон в районах, отстающих в хозяйственном развитии, на территории которых сосредоточены предприятия низкорентабельных отраслей. В этих зонах необходимо предусмотреть ряд льгот для предпринимателей: практическое освобождение от налогов, предоставление льготных кредитов;