Приложение
к приказу Госкомрыболовства России
от 20 февраля 2004 года N 95

     

ПРОТОКОЛ
Двадцатой сессии Российско-Японской Комиссии
по рыболовству



1. С 5 по 17 декабря 2003 года в г.Москве состоялась Двадцатая сессия Российско-Японской Комиссии по рыболовству (ниже - "Комиссия"), ранее именовавшейся Советско-Японской Комиссией по рыболовству и созданной в соответствии со статьей 6 Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Японии о взаимных отношениях в области рыболовства у побережий обеих стран от 7 декабря 1984 года (ниже именуемого "Соглашение").

2. В качестве представителей Договаривающихся Сторон и их заместителей в работе Двадцатой сессии Комиссии приняли участие:

От Российской Федерации:

С.Е.ДЯГИЛЕВ - Заместитель Представителя Российской Стороны, начальник Управления науки и образования Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству.

От Японии:

НАКАМАЭ Акира - Представитель Японской Стороны, заместитель начальника Управления контроля за ресурсами Департамента рыболовства Министерства сельского, лесного и рыбного хозяйства Японии.

В работе Двадцатой сессии Комиссии приняли участие члены российской и японской делегаций (приложение 1).

3. На Двадцатой сессии Комиссии председательствовал заместитель Представителя Российской Стороны С.Е.ДЯГИЛЕВ.

4. Комиссия приняла повестку дня сессии (приложение 2).  

5. По пункту 5 повестки дня Комиссия согласилась с тем, что каждая Сторона будет объективно информировать представителей прессы о ходе и результатах работы Комиссии.

6. По пункту 6 повестки дня Комиссия создала в качестве своих вспомогательных органов: редакционную группу, группу по условиям промысла и контролю, а также научную группу.

7. По пункту 7 повестки дня Стороны обменялись информацией о ведении рыбного промысла рыболовными судами одной Стороны в 200-мильной зоне другой Стороны в 2003 году и обсудили связанные с этим вопросы.

Российская Сторона отметила, что освоение квоты вылова для японских рыболовных судов в 200-мильной зоне Российской Федерации остается на низком уровне. В этой связи Российская Сторона предложила Японской Стороне при рассмотрении пункта 9 повестки дня принимать во внимание фактическое освоение квот вылова.

Японская Сторона отметила, что на период проведения сессии нельзя дать окончательную оценку уровня реализации квоты, так как до конца года этот показатель повысится. Японская Сторона также отметила, что на уровень освоения квот вылова влияют изменения морской окружающей среды, структуры запасов, возникающие из-за причин природного характера.

8. По пункту 8 повестки дня Стороны обменялись информацией о соблюдении правил рыболовства судами одной Стороны при ведении промысла в 200-мильной зоне другой Стороны в 2003 году и обсудили связанные с этим вопросы.

В связи с этим Комиссия заслушала доклад о результатах совещания специалистов по контролю, состоявшегося в октябре 2003 года в г.Токио, и выразила удовлетворение тем, что обмен мнениями на этом совещании способствует решению проблемы нарушений и их предотвращению.

Стороны рассмотрели конкретные случаи нарушений японскими рыболовными судами правил промысла в 200-мильной зоне Российской Федерации. Российская Сторона передала Японской Стороне список нарушителей.

Российская Сторона отметила, что количество нарушений в 200-мильной зоне Российской Федерации со стороны японских рыболовных судов остается на высоком уровне. В частности, отмечено много случаев, связанных с нарушением Положения о порядке прохождения японскими судами морских контрольных пунктов (точек). Российская Сторона проинформировала о санкциях, предусмотренных для применения за такие нарушения законодательными и другими формативными правовыми актами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

Японская Сторона отметила, что большая часть таких нарушений произошла вследствие недостаточной внимательности капитанов, и обещала провести дополнительную разъяснительную работу среди капитанов по данному вопросу.

Стороны подтвердили, что в случае задержания рыболовного судна одной Стороны компетентными органами другой Стороны как можно скорее будет проведено расследование, на основании которого в кратчайший срок будет определена сумма разумного залога и приняты меры для незамедлительного освобождения задержанного судна и его экипажа после внесения этого залога.

Обе Стороны обсудили проблемы задолженностей по выплатам штрафов за периоды 1979-1985 годов и  1991-1992 годов и пришли к единому мнению о необходимости прилагать усилия для скорейшего урегулирования этих проблем.

Российская Сторона отметила наличие задолженности по суммам штрафных санкций за нарушения правил промысла японскими рыболовными судами в 1995-2000 годах (по состоянию на 1 декабря 2003 года - более 600 тысяч долларов США и свыше 7 миллионов рублей). В этой связи Российская Сторона обратила внимание Японской Стороны на необходимость принятия действенных мер по выплате имеющихся задолженностей в возможно короткий срок.

Японская Сторона сообщила, что она прилагает усилия для разрешения проблемы выплаты задолженностей по суммам штрафов, указанных Российской Стороной, и подчеркнула, что она и в дальнейшем будет прилагать усилия к уменьшению этой задолженности.

Японская Сторона отметила, что она не может принять некоторые нарушения, отмеченные Российской Стороной.

В отношении вышеназванных задолженностей Российская Сторона обратилась к Японской Стороне с просьбой оказать содействие в получении в соответствующих случаях от японских компетентных органов официальных документов, подтверждающих факты смерти или пропажи без вести нарушителей либо банкротства компаний-судовладельцев. Японская Сторона рассмотрит вопрос об оказании содействия в рамках законодательства своей страны в случае соответствующего письменного обращения Российской Стороны.

Стороны согласились, что проверки рыболовных судов по возможности не должны оказывать влияния на нормальное ведение промысла. Обе Стороны вновь подтвердили, что, безусловно, должно взаимно уважаться право контроля в области рыболовства.

9. По пункту 9 повестки дня Стороны провели обмен мнениям относительно квот вылова рыбы, видового состава и промысловых районов, а также конкретных условий ведения промысла судами одной Стороны в 200-мильной зоне другой Стороны в 2004 году.

Стороны достигли единого мнения, что рыболовные суда одной Стороны будут осуществлять рыбный промысел в зоне другой Стороны в 2004 году в соответствии с Положениями, указанными в уведомлениях, которые будут направлены компетентными органами обеих Сторон друг другу по окончании данной сессии.

Японская Сторона выразила настоятельную просьбу о выделении для японских судов квоты вылова в объеме 5 тысяч тонн минтая в Западно-Беринговоморском районе 200-мильной зоны Российской Федерации на платной основе, а также дополнительной квоты вылова минтая, кальмара и прочих видов в районах II-1 и II-1-1 в начале промыслового периода 2004 года.

Российская Сторона согласилась рассмотреть в первоочередном порядке вопрос о выделении Японской Стороне возможной дополнительной квоты вылова и проведении в этой связи дополнительных консультаций.

Стороны согласились относительно установления полосатого и длинноперого тунцов в качестве нового объекта промысла для японских рыболовных судов в 200-мильной зоне Российской Федерации и в связи с этим провести в феврале-марте 2004 года дополнительные консультации для обсуждения вопросов выделения Российской Стороной квоты вылова в объеме 600 тонн вышеуказанного объекта. Стороны договорились согласовать время и место проведения дополнительных консультаций по дипломатическим каналам.

Российская Сторона выразила понимание применения Японской Стороной мер, направленных на восстановление рыбных запасов в районе к югу от 40 30' с.ш. и в связи с просьбой Японской Стороны подтвердила, что ею будет проведен соответствующий инструктаж своих рыбаков по мерам осторожного промысла при получении от Японской Стороны информации о районах, где будут проводиться вышеуказанные мероприятия.

Стороны обменялись мнениями о возможности предотвращения конкуренции японских и российских рыболовных судов на промысле в районе к востоку и юго-востоку от мыса Эримо.

Российская Сторона в этой связи выразила намерение в случае получения от Японской Стороны информации о координатах установки японских орудий лова, включая донные жаберные сети, рекомендовать российским рыбакам вести осторожный промысел и по возможности ограничивать его в данном районе.

Японская Сторона сообщила, что за дополнительную квоту вылова в объеме 6473 тонны, выделенную Российской Стороной для японских судов в районе II-2 к югу от 46 35' с.ш., Всеяпонская Федерация кооперативов донного тралового промысла выплатит сумму в размере 245 млн.иен Российской Стороне тремя частями: по 82,5 млн.иен до конца марта, до 15 сентября  и 80 млн.иен до 15 октября 2004 года.

10. По пункту 10 повестки дня Стороны обсудили вопрос о правилах, касающихся порядка ведения рыбного промысла, упомянутого в статье 1 Соглашения, включая представление заявок, выдачу разрешений и ведение промыслового журнала.

Уведомления по этому вопросу будут направлены компетентными органами обеих Сторон друг другу по окончании данной сессии.

Российская Сторона сообщила, что японские суда должны вести промысел морских биологических ресурсов в 200-мильной зоне России в присутствии должностных лиц ПС ФСБ России и под их контролем. В случае, если на борту японского промыслового судна нет должностного лица ПС ФСБ России, ведение промысла в 200-мильной зоне Российской Федерации не разрешается.

Японская Сторона предложила использовать международную систему координат при обозначении промысловых районов и т.п. Российская Сторона, приняв это предложение, выразила намерение унифицировать свою систему с международной системой координат с 1 января 2006 года. Было достигнуто согласие, что двухлетний период с 2004 по 2005 год считать переходным и использовать совместно прежнюю систему координат и международную систему координат.

Японская Сторона сообщила, что в настоящее время изучает вопрос об установлении в 2004 году в зоне Японии контрольных пунктов для обязательного прохождения их российскими рыбопромысловыми судами. Японская Сторона сообщила, что заблаговременно уведомит Российскую Сторону о введении в действие этого положения по дипломатическим каналам.

Российская Сторона уведомила, что вход японских судов в 200-мильную зону Российской Федерации для ведения промысла и выход из нее, а также смена района промысла должны осуществляться через морской контрольный пункт (точку). При этом пересечение судном морского контрольного пункта (точки) является обязательным.

Российская Сторона проинформировала, что до внесения изменений в положение о морских контрольных пунктах (точках) действует настоящее положение (приложение 13-1 к российской Памятной записке от 17 декабря 2003 года).

Японская Сторона попросила, чтобы при внесении Российской Федерацией изменений в Положение была учтена настоятельная просьба Японской Стороны, в том числе о сохранении общего количества точек контроля, а также тех точек, через которые чаще всего проходят японские рыболовные суда.

В отношении вопроса о новых точках контроля и увеличения радиуса точек контроля, предложенных Японской Стороной, Российская Сторона проинформировала, что эти предложения будут рассмотрены при внесении изменений в Положение о морских контрольных пунктах (точках), о чем Российская Сторона заблаговременно проинформирует Японскую Сторону.

Японская Сторона выразила пожелание, чтобы Российская Сторона приняла положительное решения по указанным предложениям как можно раньше, по возможности, в начале 2004 года.

11. По пункту 11 повестки дня Стороны обсудили вопрос о мерах по сохранению живых ресурсов и другие положения и условия, установленные в законах и правилах обеих Сторон в отношении рыбного промысла в их зонах. Уведомления по этому вопросу будут направлены Договаривающимися Сторонами друг другу по соответствующим каналам по окончании данной сессии.

12. По пункту 12 повестки дня Стороны выразили удовлетворение сотрудничеством по исследованию живых ресурсов, которые встречаются в зонах обеих стран, отметив его важность и необходимость, и подтвердили взаимную заинтересованность в его продолжении и развитии.

Комиссия заслушала доклад о результатах Семнадцатого совещания специалистов и ученых, проведенного в ноябре 2003 года в г.Владивостоке, по итогам совместных исследований по вопросам сохранения и оптимального использования живых ресурсов, встречающихся в зонах обеих стран, и с учетом результатов этого совещания, в целях осуществления сотрудничества разработала и приняла план сотрудничества по проведению исследований на 2004 год по вышеуказанным вопросам (приложение 3).

Японская Сторона выразила сожаление в связи с тем, что из-за невыдачи Российской Стороной одному японскому научно-исследовательскому судну разрешения 'на совместные исследования, запланированные в российской зоне на основании плана сотрудничества по исследованиям на 2003 год, осуществление пункта 1.2 этого плана сотрудничества было отложено.

Российская Сторона заявила, что приложит необходимые усилия для своевременной выдачи разрешения на проведение совместных работ по п.1.2 в 2004 году.

Стороны рассмотрели "Порядок проведения Японской Стороной ресурсных исследований в исключительной экономической зоне Российской Федерации" и дополнение к нему и согласились принимать необходимые усилия для их реализации в ходе научного сотрудничества.

Стороны обменялись мнениями о необходимости научных исследований тунцов в западной и центральной частях Тихого океана, научных исследований морских млекопитающих, особенно визуальных наблюдений за китообразными в Охотском и Японском морях, исследований китообразных с возможным их изъятием в северо-западной части Тихого океана, а также других различных совместных исследований китообразных и выразили намерение сотрудничать в этих направлениях.

Стороны обсудили другие проблемы осуществления совместных исследований и пришли к единому мнению способствовать успешному и эффективному их проведению.

Стороны подтвердили, что в соответствии с пунктом 2 приложения 4 Протокола Четвертой сессии Комиссии Восемнадцатое совещание специалистов и ученых по вопросам сохранения и оптимального использования живых ресурсов, встречающихся в зонах обеих стран, состоится во второй половине 2004 года в Японии перед началом Двадцать первой сессии Комиссии.

13. По пункту 13 повестки дня Стороны обсудили другие вопросы, связанные с выполнением Соглашения.

Стороны выразили заинтересованность в дальнейшем развитии двустороннего сотрудничества в области рыболовства между предприятиями и организациями обеих стран.

Стороны с удовлетворением восприняли "Совместное сообщение для печати об активизации борьбы с браконьерским промыслом в северо-западной части Тихого океана и незаконным вывозом морепродуктов в японские порты", принятое 16 декабря 2003 года в г.Токио в результате официального визита Председателя Правительства Российской Федерации М.Касьянова в Японию.

Российская Сторона отметила высокий уровень технической оснащенности специализированных японских судов, который позволяет использовать их для обеспечения комплексных ресурсных исследований на тяжелых задевистых грунтах шельфа и материкового склона в Беринговом море, у юго-восточной Камчатки и с тихоокеанской стороны Курильских островов. Результаты исследований позволили получить новые данные о живых ресурсах в труднодоступных участках указанных районов. Стороны пришли к единому мнению сотрудничать для продолжения этих работ в 2004 году.

Японская Сторона выразила мнение, что промысел японскими судами в 200-мильной зоне Российской Федерации, не связанный с межправительственным Соглашением, способствует укреплению сотрудничества двух стран в области рыболовства, и высказала пожелания в его продолжении в 2004 году и последующие годы.

Стороны договорились, что после введения в России новой системы распределения квот вылова продолжить обмен мнениями относительно повышения эффективности сотрудничества, включая осуществление промысла в зонах обеих стран.

Японская Сторона в целях стабилизации и развития взаимных отношений в области рыболовства у побережий обеих стран сообщила о своей готовности положительно рассмотреть вопрос о том, чтобы в 2004 году Всеяпонская ассоциация рыбопромышленников оказала научно-техническое содействие российским научно-исследовательским и учебным организациям на Дальнем Востоке, в том числе в проведении стажировок российских специалистов в Японии и в безвозмездной передаче соответствующего оборудования.

Стороны подтвердили, что ими предпринимаются меры по предотвращению ведения промысла судами, пользующимися для удобства флагом России или Японии, и выразили намерения не выдавать разрешения на право промысла подобным судам либо лишать их уже выданных разрешений в случае выявления факта пользования таким флагом.

В целях углубления взаимопонимания и предотвращения нарушений Стороны признали целесообразным проведение до начала Двадцать первой сессии Комиссии совещания российских и японских специалистов по вопросам, касающимся соблюдения законодательства и правил рыболовства в зонах обеих стран, а также анализа хода проведения проверок рыболовных судов и выработки рекомендаций по совершенствованию этой деятельности.

Конкретные сроки и место проведения совещания, включая проект повестки дня, будут согласованы между Сторонами заблаговременно до начала совещания.

С учетом статьи 1 Соглашения Российская Сторона выразила пожелание провести совместный семинар по рассмотрению вопросов об инвестициях японских компаний, кооперативов в развитие береговых предприятий Дальнего Востока России с реализацией выработанной продукции в России, Японии и третьих странах.

Японская Сторона выразила готовность рассмотреть этот вопрос при получении от Российской Стороны конкретных предложений.

14. По пункту 14 повестки дня Стороны согласились провести Двадцать первую сессию Комиссии в г.Токио в ноябре-декабре 2004 года. Конкретные сроки и место ее проведения будут определены дополнительно по взаимной договоренности.

15. Настоящий Протокол составлен 17 декабря 2003 года в г.Москве в двух экземплярах, каждый на русском и японском языках.

Заместитель Представителя
Российской Стороны
С.Дягилев


Представитель
Японской Стороны
А.Накамаэ

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»