Недействующий

     

Проект N 82766-5

Вносится
    Воронежской областной Думой

     

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в статью 16 Федерального закона
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
    

Внести в пункты 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3018; 2003, N 28, ст. 2882; 2004, N 52, ст. 5276; 2005, N 30, ст. 3098; 2007, N 7, ст. 832; 2008, N 20, ст. 2251) изменения, заменив слово "шести" словом "восьми".

Президент Российской Федерации
                                           Д. Медведев

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного
назначения"


Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" вызвана многочисленными обращениями должностных лиц и депутатов органов местного самоуправления сельских поселений с просьбой продлить срок приведения договоров аренды земельных долей в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации.  

В соответствии с действующей редакцией пункта 1 статьи 16 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" договоры аренды земельных долей, заключенные до вступления в силу указанного Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации в течение шести лет со дня вступления в силу данного Федерального закона, то есть до 27 января 2009 года.

Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" если указанные договоры аренды земельных долей в течение шести лет со дня вступления в силу данного Федерального закона не будут приведены в соответствие с правилами Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 9 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", к таким договорам применяются правила договоров доверительного управления имуществом без государственной регистрации таких договоров.

Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Федеральный закон "О землеустройстве" процедура оформления прав на землю и регистрации договоров аренды земельных участков, находящихся в долевой собственности, была незначительно упрощена.

Между тем, в связи с вступлением в силу с 1 марта 2008 года Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" межевание земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в долевой собственности, в значительной степени изменилось. Если до его вступления в силу на кадастровый учет ставились составные земельные участки (земельные массивы), состоявшие из нескольких частей, являвшихся отдельными полями, и при этом каждое конкретное поле (часть) не определялось как собственность конкретных сособственников, то после 1 марта 2008 года постановке на кадастровый учет подлежит каждое отдельно взятое поле (земельный участок). Это привело к новому переделу собственности на земле в тех селах, где не была проведена постановка земельных участков на кадастровый учет.

Таким образом, на практике приведение договоров аренды земельных долей в соответствие с требованиями гражданского законодательства сдерживается из-за сложной, длительной и дорогостоящей процедуры межевания границ земельного участка, находящегося в долевой собственности граждан, постановки его на кадастровый учет, выдачи гражданам новых документов о правах на землю, заключения и регистрации нового договора аренды уже не земельных долей, а земельного участка, находящегося в долевой собственности.

В настоящее время на территории Воронежской области прошли постановку на кадастровый учет и государственную регистрацию и, следовательно, приведены в соответствие с требованиями гражданского законодательства не многим более 50 % всех земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Разумеется, за оставшееся до 27 января 2009 года время все остальные земельные участки не пройдут постановку на кадастровый учет и государственную регистрацию, а, значит, договоры аренды в отношении более 40 % земельных долей не будут приведены в соответствие с гражданским законодательством.

В то же время, договор аренды в значительной степени отличается от договора доверительного управления имуществом. Так, согласно статье 1022 Гражданского кодекса Российской Федерации долги по обязательствам, возникшим в связи с доверительным управлением имуществом, погашаются за счет этого имущества, то есть земельные доли могут быть проданы без получения согласия на это от их собственников.

В связи с изложенным необходимо продлить срок на переоформление договоров аренды земельных долей еще на 2 года, чтобы граждане и сельскохозяйственные организации смогли надлежащим образом провести межевание, постановку на кадастровый учет и государственную регистрацию договоров аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с требованиями действующего законодательства.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»