Вносится Московской городской Думой
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статью 3_1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Внести в статью 3_1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4148; 2006, N 17, ст.1782) следующие изменения:
1) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. К собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пункте 2 настоящей статьи, а также земельные участки, которые указаны в пункте 3 настоящей статьи и расположены в границах этих субъектов Российской Федерации.";
2) дополнить пунктом 6 следующего содержания:
"6. Издание актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга об утверждении проектов границ сформированных в установленном порядке земельных участков, не занятых зданиями, строениями, сооружениями и расположенных в границах указанных субъектов Российской Федерации, является основанием для государственной регистрации права собственности соответствующего субъекта Российской Федерации на такие земельные участки.".
Президент
Российской Федерации
Цель законопроекта - расширение перечня земельных участков, которые могут находиться в собственности городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также оснований для государственной регистрации права собственности на земельные участки.
Статья 3_1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" устанавливает неравные права для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по сравнению с другими субъектами Российской Федерации.
Сложилась правовая неопределенность, в силу которой любой субъект Российской Федерации, имея в собственности здания, строения на территории города федерального значения Москвы, может требовать оформления соответствующего земельного участка в его собственность, а город Москва как субъект Российской Федерации, имея в собственности здания, строения на территории иного субъекта Российской Федерации, не может предъявлять такого требования.
Представленный законопроект вносит изменения, снимающие террито-риальные ограничения для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Согласно правоприменительной практике государственной регистрации прав на сформированные в установленном порядке земельные участки, на которых нет зданий и сооружений, в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним по таким земельным участкам вносится запись, что они находятся в неразграниченной собственности. Такая ситуация сохраняет правовую неопределенность в отношении принадлежности земельных участков и затрудняет их использование.
В законопроекте предложена норма, в соответствии с которой формирование в границах земель населенных пунктов земельных участков, на которых отсутствуют здания, строения и сооружения, является основанием для государственной регистрации права собственности соответствующих населенных пунктов на такие земельные участки.
Московская городская Дума
Редактор проекта:
первый заместитель руководителя
Департамента земельных ресурсов
города Москвы
О.В.Рыжков
959-18-21
14 мая 2008 года
На N 2.12-17/706 от 27 июня 2008 г.
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 65962-5 "О внесении изменений
в статью 3_1 Федерального закона "О введении в действие
Земельного кодекса Российской Федерации", внесенный
Московской городской Думой
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести в статью 3_1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) изменение, предусматривающее расширение перечня земельных участков, которые могут находиться в собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, необходимость такого изменения вызвана тем, что по сравнению с другими субъектами Российской Федерации для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга статьей 3_1 Федерального закона установлены неравные основания возникновения права собственности на земельные участки.
В связи с этим следует отметить, что в настоящее время Федеральным законом предусмотрена возможность возникновения права собственности на земельные участки, занятые находящимися в собственности субъекта Российской Федерации зданиями, строениями, сооружениями, которые расположены вне границ этого субъекта Российской Федерации. Так, в соответствии с абзацами первым и вторым пункта 2 статьи 3_1 Федерального закона в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
К собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 данной статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 3_1 Федерального закона).
Таким образом, Федеральным законом для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга возможность возникновения права собственности на земельные участки, занятые находящимися в собственности указанных субъектов Российской Федерации зданиями, строениями, сооружениями, ограничивается земельными участками, которые расположены в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Вместе с тем, учитывая установленный законодательством Российской Федерации особый статус городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, вопрос о целесообразности расширения перечня земельных участков, которые могут находиться в собственности этих субъектов Российской Федерации, требует дополнительного обсуждения с участием всех заинтересованных сторон.
Законопроектом предлагается также расширить перечень оснований для регистрации права собственности на указанные земельные участки, дополнив статью 3_1 Федерального закона положением о том, что издание актов органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга об утверждении проектов границ сформированных в установленном порядке земельных участков, не занятых зданиями, строениями, сооружениями и расположенными в границах указанных субъектов Российской Федерации, является основанием возникновения права собственности соответствующего субъекта Российской Федерации на такие земельные участки. Согласно пояснительной записке к законопроекту, предлагаемое изменение направлено на устранение правовой неопределенности в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности до ее разграничения, и препятствий для их использования.
Предлагаемое авторами законопроекта изменение представляется необоснованным, поскольку Федеральным законом не предусмотрены ограничения на использование земельных участков, находящихся в государственной собственности до ее разграничения.
В частности, абзацем четвертым пункта 10 статьи 3 Федерального закона установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
При этом отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с абзацем первым пункта 10 статьи 3 Федерального закона не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
С учетом изложенного Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации С.Собянин
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка