Недействующий

Проект N 172989-5  


Вносится Правительством Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации

     

     

Статья 1

     

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст.3340; 2001, N 1, ст.18; N 33, ст.3413; 2002, N 22, ст.2026; 2003, N 28, ст.2886; 2005, N 30, ст.3130) следующие изменения:

1) подпункт 12 пункта 2 статьи 149 изложить в следующей редакции:

"12) долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок, за исключением базисного актива финансовых инструментов срочных сделок, подлежащего налогообложению налогом на добавленную стоимость.

В целях настоящей главы под реализацией финансового инструмента срочной сделки понимается реализация ее базисного актива, а также передача денежных средств, не связанных с реализацией базисного актива финансового инструмента срочной сделки, включая суммы опционных премий, суммы вариационной маржи, иные периодические или разовые выплаты сторон финансового инструмента срочной сделки, которые не являются в соответствии с условиями финансового инструмента срочной сделки оплатой базисного актива. Определение финансовых инструментов срочных сделок, а также их базисного актива осуществляется в соответствии с пунктом 1 статьи 301 настоящего Кодекса;";

2) пункт 6 статьи 154 изложить в следующей редакции:

"6. При реализации товаров (работ, услуг) по срочным сделкам (сделкам, предполагающим поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) по истечении установленного договором (контрактом) срока по указанной непосредственно в этом договоре или контракте цене), финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), стоимость базисного актива (для финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке), указанная непосредственно в договоре (контракте), но не ниже их стоимости, исчисленной исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 40 настоящего Кодекса, действующих на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному статьей 167 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

При реализации базисного актива финансовых инструментов срочных сделок, обращающихся на организованном рынке и предполагающих поставку базисного актива (за исключением реализации базисного актива опционных договоров (контрактов), налоговая база определяется как стоимость, по которой должна быть осуществлена реализация базисного актива, определенная в соответствии с условиями спецификации финансового инструмента срочной сделки, утвержденной организатором торговли. Определение налоговой базы при реализации такого базисного актива осуществляется на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному статьей 167 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

При реализации базисного актива опционных договоров (контрактов), обращающихся на организованном рынке и предполагающих поставку базисного актива, налоговая база определяется как стоимость, по которой должна быть осуществлена реализация базисного актива, определенная в соответствии с условиями спецификации финансового инструмента срочной сделки, утвержденными организатором торговли, но не ниже стоимости, исчисленной исходя из цен, определяемых в порядке, предусмотренном статьей 40 настоящего Кодекса, действующих на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному статьей 167 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Для целей настоящей главы под спецификацией финансового инструмента срочной сделки понимается документ биржи, определяющий условия финансового инструмента срочной сделки.";

3) пункт 4 статьи 170 дополнить абзацем следующего содержания:

"В целях расчета пропорции, указанной в абзаце пятом настоящего пункта, в отношении финансовых инструментов срочных сделок принимаются стоимость финансовых инструментов срочных сделок, предполагающих поставку базисного актива, определяемая по правилам статьи 154 настоящего Кодекса, при условии отгрузки (передачи) базисного актива соответствующих финансовых инструментов срочных сделок в налоговом периоде, сумма чистого дохода, полученного налогоплательщиком в текущем налоговом периоде по финансовым инструментам срочных сделок в результате исполнения (прекращения) обязательств, не связанных с реализацией базисного актива (в том числе полученные суммы вариационной маржи и опционных премий), включая суммы денежных средств, которые должны быть получены по таким обязательствам в будущих налоговых периодах, если дата определения (возникновения) соответствующего права требования по финансовым инструментам срочных сделок имела место в текущем налоговом периоде.

При расчете пропорции, указанной в абзаце пятом настоящего пункта, организации, осуществляющие клиринговую деятельность на рынке ценных бумаг (деятельность по определению (сверке) обязательств по заключаемым на биржах (организаторах торговли) гражданско-правовым договорам, предметом которых является товар или иностранная валюта финансовых инструментов срочных сделок, а также обеспечению и(или) контролю их исполнения (далее - клиринговые организации), не учитывают сделки с ценными бумагами, финансовыми инструментами срочных сделок, иные сделки, по которым такая клиринговая организация является стороной в целях осуществления их клиринга, а также сделки, совершаемые клиринговой организацией в целях обеспечения исполнения обязательств участников клиринга.";

4) пункт 3 статьи 253 изложить в следующей редакции:

"3. Особенности определения расходов банков, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций потребительской кооперации, клиринговых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг и иностранных организаций устанавливаются с учетом положений статей 291, 292, 294, 296, 297, 299 - 300, 307 - 310 настоящего Кодекса.";

5) статью 274 дополнить пунктом 17 следующего содержания:

"17. Особенности определения налоговой базы клиринговыми организациями устанавливаются с учетом положений статей 299_1 и 299_2 настоящего Кодекса.";

6) дополнить статьей 299_1 следующего содержания:              

"Статья 299_1. Особенности определения доходов клиринговых организаций

1. К доходам налогоплательщиков - клиринговых организаций относятся доходы, предусмотренные статьями 249 и 250 настоящего Кодекса, определяемые с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

2. При определении налоговой базы клиринговых организаций не учитываются следующие доходы:

1) денежные средства и иное имущество, полученные клиринговой организацией в качестве обеспечения исполнения обязательств участников клиринга, а также от реализации имущества, составляющего такое обеспечение;

2) денежные средства и иное имущество, полученные клиринговой организацией в целях осуществления расчетов по обязательствам участников клиринга, в том числе по договорам, стороной по которым является клиринговая организация (за исключением денежных средств и иного имущества, полученных клиринговой организацией в качестве оплаты ее услуг), а также по договорам, направленным на реализацию имущества, заключаемым клиринговой организацией в целях исполнения обязательств участников клиринга;

3) денежные средства и иное имущество, полученные клиринговой организацией от использования фондов, сформированных этой клиринговой организацией в целях обеспечения исполнения обязательств по гражданско-правовым договорам.";

7) дополнить статьей 299_2 следующего содержания:

" Статья 299_2. Особенности определения расходов клиринговых организаций

1. К расходам налогоплательщиков - клиринговых организаций относятся расходы, предусмотренные статьями 254 - 269 настоящего Кодекса, определяемые с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

2. При определении налоговой базы клиринговых организаций не учитываются следующие расходы:

1) денежные средства и иное имущество, обеспечивающие исполнение обязательств участников клиринга, переданные клиринговой организацией в счет исполнения таких обязательств;

2) денежные средства и иное имущество, переданные клиринговой организацией участникам клиринга по итогам осуществления клиринга (расчетов), в том числе по договорам, стороной по которым является клиринговая организация, а также по договорам, направленным на приобретение имущества, совершаемым клиринговой организацией в целях исполнения обязательств участников клиринга;

3) переданные участникам клиринга денежные средства и иное имущество, полученные клиринговой организацией от использования фондов, сформированных клиринговой организацией за счет взносов данных участников клиринга в целях обеспечения исполнения обязательств по гражданско-правовым договорам.";

8) в статье 301:

а) в пункте 1:

в абзаце первом после слов "форвардные контракты," дополнить словами "своп-контракты и иные срочные сделки,";

дополнить абзацем следующего содержания:

"Для целей настоящей главы под своп-контрактом понимается договор, предусматривающий обязанность одной стороны уплатить (уплачивать) денежные средства и(или) передать (передавать) имущество, составляющее базисный актив, в сумме (количестве), определенной договором, а также обязанность другой стороны уплатить (уплачивать) сумму денежных средств и(или) передать (передавать) имущество, составляющее базисный актив, в сумме (количестве), которая зависит от изменения значения (цены) базисного актива.";

б) предложение первое абзаца второго пункта 2 дополнить словами ", с учетом требований настоящей статьи";

в) пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:

"Сделка, предполагающая поставку базисного актива, может быть признана финансовым инструментом срочных сделок, не обращающимся на организованном рынке, при условии, что поставка базисного актива в соответствии с условиями такой сделки должна быть осуществлена не ранее третьего рабочего дня после дня ее заключения.";

г) дополнить пунктом 3_1 следующего содержания:

"3_1. В целях настоящей главы финансовые инструменты срочных сделок также подразделяются на финансовые инструменты срочных сделок, условиями которых предусмотрена поставка базисного актива или заключение иного финансового инструмента срочных сделок (поставочные срочные сделки), и финансовые инструменты срочных сделок, условиями которых не предусмотрена поставка базисного актива или заключение иного финансового инструмента срочных сделок (расчетные срочные сделки).

Поставочные срочные сделки, а также сделки на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения, обязательства по которым прекращены путем проведения взаимозачета требований по другой (другим) сделке (сделкам) или иными способами, отличными от надлежащего исполнения, в целях настоящей главы не подлежат переквалификации в расчетные срочные сделки.";

9) пункт 5 статьи 304 изложить в следующей редакции:

"5. При оформлении операций хеджирования с учетом требований пункта 5 статьи 301 настоящего Кодекса доходы по таким операциям с финансовыми инструментами срочных сделок увеличивают налоговую базу, а по другим операциям с объектом хеджирования расходы ее уменьшают.

Банки вправе уменьшить налоговую базу, исчисленную в соответствии со статьей 274 настоящего Кодекса, на сумму убытка, полученного по операциям с поставочными финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, базисным активом которых выступает иностранная валюта.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие дилерскую деятельность, вправе уменьшить налоговую базу, исчисленную в соответствии со статьей 274 настоящего Кодекса, на сумму убытка, полученного по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке.";

10) в пункте 2 статьи 305:

а) абзац четвертый после слов "по аналогичным (однородным) финансовым инструментам срочных сделок" дополнить словами ", а также по выбору налогоплательщика";

б) дополнить абзацем следующего содержания:

"Для определения расчетной цены финансового инструмента срочных сделок налогоплательщиком помимо методов, указанных в настоящем пункте, могут использоваться методы оценки стоимости, установленные федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг для соответствующего вида финансовых инструментов срочных сделок.";

11) статью 326 изложить в следующей редакции:             


     "Статья 326. Порядок ведения налогового учета по срочным сделкам при применении метода начисления   

Налогоплательщик по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяет налоговую базу на основании данных регистров налогового учета.

Данные регистров налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов (расходов) по срочным сделкам, учитываемым для целей налогообложения.

Данные регистров налогового учета должны содержать в денежном выражении суммы требований (обязательств) налогоплательщика к контрагентам в соответствии с условиями заключенных договоров:

по сделкам, предусматривающим куплю-продажу базисных активов;

по сделкам, предусматривающим исполнение обязательств путем проведения взаимных расчетов и (или) заключения встречной сделки, а также изменение сумм таких требований и обязательств от даты заключения сделок до наступления первой по срокам даты расчетов и (или) даты исполнения сделки.

Требования (обязательства) могут быть выражены как в рублях, так и в иностранной валюте. Требования (обязательства) в иностранной валюте подлежат переоценке в связи с изменением официальных курсов иностранных валют к российскому рублю. Требования (обязательства) по финансовым инструментам срочных сделок, не обращающимся на организованном рынке, предусматривающим куплю-продажу базисного актива, подлежат переоценке в связи с изменением рыночной цены базисного актива.

При этом доходы (расходы) по форвардным сделкам, предусматривающим куплю-продажу базисного актива (за исключением валютных ценностей), учитываются налогоплательщиком на дату перехода права собственности на базисный актив в соответствии с условиями сделки.

Налогоплательщик на дату заключения сделки отражает в аналитическом учете сумму возникших требований (обязательств) к контрагентам, исходя из условий сделки и требований (обязательств) в отношении базисного актива (в том числе товаров, денежных средств, драгоценных металлов, ценных бумаг, индекса цен или ставок).

Налоговая база определяется налогоплательщиком на дату исполнения срочной сделки. По сделкам, носящим длительный характер, налоговая база определяется налогоплательщиком также на дату окончания отчетного (налогового) периода.

Если по условиям сделки предусмотрено проведение промежуточных расчетов при изменении стоимостной оценки требований (обязательств) в связи с падением (ростом) официальных курсов иностранных валют к российскому рублю либо рыночных (биржевых) цен на товары, налогоплательщик определяет доходы (расходы) на каждую дату проведения таких расчетов в соответствии с условиями сделки.

При увеличении (уменьшении) рублевого эквивалента требований (обязательств) в иностранной валюте в связи с изменением официальных курсов иностранных валют к российскому рублю либо при увеличении (уменьшении) требований (обязательств) в связи с изменением рыночных котировок базисного актива сумма положительных (отрицательных) разниц либо увеличения (снижения) требований (обязательств), образовавшаяся за период с даты заключения сделки (даты окончания предыдущего отчетного (налогового) периода) до даты исполнения сделки (окончания отчетного (налогового) периода), включается в состав доходов (расходов), формирующих налоговую базу по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

При наступлении срока исполнения срочной сделки с финансовыми инструментами срочных сделок налогоплательщик производит оценку требований и обязательств на дату исполнения в соответствии с условиями ее заключения и определяет сумму доходов (расходов) с учетом ранее учтенных в целях налогообложения в составе доходов и расходов сумм.

Если обязанность стороны финансового инструмента срочной сделки по исполнению своих обязательств по операции с финансовым инструментом срочных сделок возникает в случае предъявления требований другой стороной сделки в зависимости от обстоятельств, в отношении которых заранее не известно, наступят они или не наступят, такое обязательство у одной стороны и право требования у другой стороны не подлежат текущей переоценке в целях налогового учета.

При совершении срочных сделок, предусматривающих куплю-продажу иностранной валюты, либо драгоценных металлов, либо ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, налогоплательщик на дату исполнения сделки определяет доходы (расходы) с учетом курсовых разниц, определенных как разница между курсом исполнения сделки и установленных Центральным банком Российской Федерации курсом валют и официальных цен на драгоценные металлы на дату исполнения сделки.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»