Недействующий

     

Проект N 224549-5  


Вносится депутатами ГД ФС РФ
Б.В. Грызловым, Ю.В. Васильевым, Е.А. Федоровым,
П.В. Крашенинниковым, В.Н. Плигиным, В.М. Резником,
Г. Я. Хором, А.М. Макаровым.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН



О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации

     

     

Статья 1


Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 1999, N 28, ст.3487; 2001, N 53, ст.5026; 2003, N 22, ст.2066; 2004, N 27, ст.2711; N 31, ст.3231; N 45, ст.4377; 2006, N 31, ст.3436; 2007, N 1, ст.31; 2008, N 26, ст.3022) следующие изменения:

1) в статье 10:

в пункте 2 слова "или преступления", "соответственно", "и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации" исключить;

дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3. В случае принятия решения о возбуждении уголовного дела по результатам рассмотрения материалов, направленных налоговым органом в органы внутренних дел в соответствии с пунктом 3 статьи 32 настоящего Кодекса, производство по уголовному делу ведется в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации";

2) пункт 3 статьи 32 изложить в следующей редакции:

"3. Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора) по результатам налоговой проверки, налогоплательщик (плательщик сбора) не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, а также суммы соответствующих пеней и штрафов в полном объеме, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.";

3) пункт 4 статьи 69 дополнить новым абзацем третьим следующего содержания:

"В случае если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направлять материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.";

4) в статье 108:

пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения нарушения законодательства о налогах и сборах в решении налогового органа, вступившем в законную силу.";

Дополнить пунктом 3.1. следующего содержания:

"3.1. В случае если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования лицо в полном объеме не уплатило недоимку, пени и штрафы, установленные решением налогового органа, вступившим в законную силу, и при этом размер недоимки позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговый орган направляет материалы в органы внутренних дел в порядке и в сроки, предусмотренные пунктом 3 статьи 32 настоящего Кодекса, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.";

Статья 2


Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст.2954; 2003, N 50, ст.4848) следующие изменения и дополнения:

1) Примечание к статье 198 изложить в следующей редакции:

"Примечание.

1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

2. Лицо, впервые привлекаемое к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьей 199.1 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно до окончания предварительного расследования по делу полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.";

2) Примечание к статье 199 изложить в следующей редакции:

"Примечание.

1. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 199.1 настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более одного миллиона пятьсот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая четыре миллиона пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более семи миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая двадцать миллионов рублей".

2. Лицо, впервые привлекаемое к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, до окончания предварительного расследования по делу полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.".

Статья 3


Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст.4921; 2003, N 27, ст.2706) следующие изменения:

1) дополнить статьей 28.1 следующего содержания:

"Статья 28.1. Прекращение уголовного преследования по делам, связанным с нарушением законодательства о налогах и сборах

1. Уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного статьями 198 - 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, прекращается в случае если до окончания предварительного расследования ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме.

В целях настоящей статьи под возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации, понимается уплата в полном объеме следующих сумм:

недоимки в размере, установленном налоговым органом в решении о привлечении к налоговой ответственности, вступившем в законную силу,

соответствующих пеней;

штрафов в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

2. До прекращения уголовного преследования лицу должны быть разъяснены основания его прекращения в соответствии с частью первой настоящей статьи и право возражать против прекращения уголовного преследования.

3. Прекращение уголовного преследования по основаниям, указанным в части первой настоящей статьи, не допускается, если лицо, в отношении которого прекращается уголовное преследование, против этого возражает. В данном случае производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке.";

2) в части первой статьи 212 цифры "24 - 28" заменить цифрами "24 - 28.1";

3) в пункте 3 части первой статьи 226 цифры "24 - 28" заменить цифрами "24 - 28.1".

Статья 4


Дополнить статью 10 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 16, ст.503; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст.360; N 32, ст.1231; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1666; 2000, N 46, ст.4537; 2002, N 18, ст.1721; 2003, N 2, ст.167; N 27, ст.2700; N 28, ст.2880; N 50, ст.4847; 2005, N 13, ст.1078; N 19, ст.1752; 2006, N 31, ст.3452) пунктом 34 следующего содержания:

"34) направлять материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом Российской Федерации к полномочиям налоговых органов, в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств.".

Статья 5

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

     Президент
     Российской Федерации

Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

   


Целью законопроекта является декриминализация сферы налоговых правоотношений и установление на законодательном уровне правовых ориентиров развития налоговой системы, неоднократно провозглашавшихся руководством страны, а именно - прекратить "налоговый террор", перестать "кошмарить" бизнес и т. п.

В последние годы проведена большая работа по устранению на законодательном уровне условий для административного произвола в отношении налогоплательщиков. Основными достижениями можно считать совершенствование процедур, связанных с налоговым администрированием, и существенное сокращение перечня прав милиции в сфере налоговых правоотношений. В результате утратили силу нормы, которые в правоприменительной практике в наибольшей степени использовались как "юридическое прикрытие" коррупционного давления на бизнес (исключены пункты 25 и 35 статьи 11 ФЗ "О милиции", сущностно изменилось содержание пункта 33 данной статьи). Однако полностью снять остроту проблем, существующих в данной сфере, не удалось.

Это связано с тем, что законодательство, регулирующее сферу налоговых правоотношений, равно как и правоприменительная практика исторически имеют существенный перекос в сторону уголовной репрессии, а угроза привлечения к уголовной ответственности рассматривается как едва ли не самое эффективное средство "разговора" государства с налогоплательщиком.

Очевидно, что эффективное функционирование любой налоговой системы, в том числе и налоговой системы России, невозможно при отсутствии эффективных мер государственного принуждения, среди которых ведущее место отводится юридической ответственности. При этом следует иметь в виду, что уголовная репрессия не может рассматриваться как наиболее эффективное средство создания атмосферы доверия между налогоплательщиками и государством, создания традиции платить налоги и воспитания культуры налогоплательщиков.

Кроме того, необходимо учитывать, что налоговая система, достаточно эффективно решая проблемы бюджетной системы, в то же время является объемной и сложной, что в свою очередь обуславливает и сложность для налогоплательщиков в применении норм налогового законодательства.

Сложность правовых конструкций, используемых законодателем, перекрестные ссылки на статьи из различных глав Налогового кодекса РФ делает задачу по установлению воли законодателя крайне сложной. Проблема с применением норм налогового законодательства осложняется еще и далеко не всегда последовательной позицией правоприменительных органов и судов, которые одну и ту же норму закона могут трактовать по-разному. Так, например, Конституционный Суд РФ,  проверяя конституционность некоторых положений Налогового кодекса РФ, касающихся уплаты налога на добавленную стоимость, в течение одного 2004 года сформулировал две взаимоисключающие правовые позиции по вопросу, насколько возможно применять налоговые вычеты при уплате налога за счет заемных денежных средств.

Подобные сложности с применением норм налогового законодательства приводят к тому, что даже самые добросовестные налогоплательщики и налоговые агенты не в состоянии понять те правила налогообложения, которыми им следует руководствоваться, а допускаемые нарушения налогового законодательства очень часто объясняются нечеткостью правовых норм налогового законодательства.

Представляется, что решая вопрос о привлечении к юридической ответственности, государство заинтересовано не в том, чтобы как можно больше налогоплательщиков было привлечено к уголовной ответственности и "село" в тюрьму, а в том, чтобы как можно больше налогоплательщиков сознательно добросовестно исполняли свои обязанности, а в случаях, когда налоговое правонарушение все-таки произошло, налогоплательщик, допустивший его, компенсировал государству все потери. Иными словами,  юридическая ответственность не должна превращаться в расправу с налогоплательщиками, а должна способствовать исправлению правонарушителей и тем самым сохранению объема доходов бюджетной системы.

Государство заинтересовано в систематическом получении доходов в виде налоговых платежей от налогоплательщиков, а не в единовременном получении штрафов или иных санкций, которые зачастую влекут прекращение хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Поэтому у лица, совершившего налоговое правонарушение, должна не только сохранятся возможность, но и стимулироваться желание загладить причиненный правонарушением вред.

Уголовная ответственность должна наступать только при  наличии обстоятельств, свидетельствующих о нежелании виновного лица отказаться от противозаконных действий, и только за те правонарушения, которые имеют большую общественную опасность. Состав налоговых преступлений должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключить возможность привлечения к уголовной ответственности лиц, допустивших правонарушения, не причинившие значительного ущерба бюджетной системе Российской Федерации и исключить саму возможность привлечения к уголовной ответственности "случайных" лиц, то есть лиц,  которые не имели намерения нарушать налоговый закон.  

В этой связи представляется, что основанием для привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах может быть только факт правонарушения, установленный решением налогового органа, вынесенным в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ, и вступившим в законную силу. При этом если лицо в полном объеме выполнило требование налогового органа об уплате недоимки, а также соответствующих пеней и штрафов, то оно не подлежит уголовной ответственности, даже если размер недоимки предполагает возможность наличия признаков налогового преступления.

Законопроект предусматривает внесение взаимосвязанных изменений и дополнений в следующие законодательные акты, регулирующие вопросы привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах: Налоговый кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Закон РФ "О милиции".

Поправки в Налоговый кодекс РФ призваны более четко сформулировать условия и процедуру передачи налоговыми органами материалов в органы внутренних дел. В настоящее время статья 32 Налогового кодекса РФ предусматривает обязанность налоговых органов направлять материалы в органы внутренних дел, если налогоплательщик не уплатил сумму выявленной недоимки в размере, позволяющем предполагать факт совершения налогового преступления, зачастую даже без подтверждения факта и суммы недоимки в рамках предусмотренных законом мероприятий налогового контроля. В связи с этим предлагаемая редакция пункта 3 указанной статьи исключает возможность возбуждения уголовных дел только по формальному признаку наличия недоимки без установления факта совершения правонарушения, а также устраняет обязанность налогового органа направлять материалы в органы внутренних дел при уплате лицом недоимки, пеней и штрафов в полном объеме.

В целях повышения эффективности применения предлагаемых норм представляется целесообразным в случаях, когда размер выявленной недоимки позволяет предполагать факт совершения налогового преступления, включать в состав сведений, содержащихся в требовании, направляемом налогоплательщику по результатам налоговой проверки, обязательное предупреждение о последствиях неуплаты им сумм недоимки, пеней и штрафов. Данное уточнение вносится в пункт 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ.

Предлагаемые поправки к статье 108 НК РФ фактически конкретизируют процедуру направления материалов в органы внутренних дел, указывая, что эти материалы направляются в органы внутренних дел только после вступления в законную силу решения о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения в случае, если лицо не уплатило в полном объеме недоимку, пени и штрафы.

Иными словами, материалы могут передаваться налоговым органом в орган внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела только после того, как:

- руководителем налогового органа будут тщательно и всесторонне исследованы и оценены материалы проверки,

- в случае несогласия налогоплательщика с выводами руководителя налогового органа правильность этих выводов будет подтверждена вышестоящим налоговым органом при обжаловании решения в апелляционном порядке;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»