Недействующий

     

 Проект N 243819-5


Вносится депутатами
 Государственной Думы
 К.В.Бесчетновым
 Г.Г.Лазаревым,
 М.А.Сутягинским,
 А.В.Терентьевым

         
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

     

Статья 1


Внести в Федеральный закон от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; 2008, N 29, ст. 3418, N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17) следующие изменения:

1) в статье 23 слово «инспекции» заменить словами «проверок (инспекций)»;

2) в статье 25:

абзацы пятый, седьмой исключить,

в абзаце девятом слово «инспекции» заменить словами «проверки (инспекции)»;

3) дополнить статьями 25.1 и 25.2 следующего содержания:


«Статья 25.1 Государственный надзор за обеспечением ядерной и радиационной безопасности


1. Государственный надзор за обеспечением ядерной и радиационной безопасности включает:

1) надзор за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии;

2) надзор за ядерной, радиационной и технической безопасностью на объектах использования атомной энергии;

3) надзор за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов;

4) надзор за выполнением международных обязательств Российской Федерации в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии.

Государственный надзор за обеспечением пожарной безопасности, государственный строительный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор в отношении объектов использования атомной энергии осуществляется в соответствии с иными федеральными законами.

2. Государственный надзор за обеспечением ядерной и радиационной безопасности осуществляется на всех объектах использования атомной энергии, а также при осуществлении видов деятельности в области использования атомной энергии.

Государственный надзор за обеспечением ядерной и радиационной безопасности осуществляется на всех этапах создания и жизненного цикла объектов использования атомной энергии, включая выбор площадки размещения, проектирование, сооружение, ввод в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации объектов применения настоящего Федерального закона, а также конструирование и изготовление их систем и оборудования.

3. Государственный надзор за обеспечением ядерной и радиационной безопасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации органом государственного регулирования безопасности, его территориальными органами и их должностными лицами - государственными инспекторами по надзору за ядерной и радиационной безопасности во взаимодействии с иными контрольно-надзорными и правоохранительными органами.

4. Государственный надзор за обеспечением ядерной и радиационной безопасности осуществляется в форме:

1) проведения плановых и внеплановых проверок (инспекций);

2) постоянного надзора, осуществляющегося через функционирование в оперативном режиме государственных инспекторов на отдельных объектах использования атомной энергии;

3) анализа информации о состоянии обеспечения безопасности объектов применения настоящего Федерального закона, их сооружений, систем и оборудования, а также информации о соблюдении требований норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензии при осуществлении видов деятельности в области использования атомной энергии.

5. При осуществлении государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью орган государственного регулирования безопасности, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного надзора в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, его территориальные органы, государственные инспектора по надзору за ядерной и радиационной безопасности:

1) запрашивают и получают информацию, связанную с обеспечением ядерной, радиационной и технической безопасности, физической защиты ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, функционированием систем единого государственного учета и контроля материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, выполнением международных обязательств Российской Федерации в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии, соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензии от лицензиатов и других организаций, осуществляющих виды деятельности в области использования атомной энергии;

2) запрашивают и получают информацию о соответствии продукции для объектов применения настоящего Федерального закона требованиям технических регламентов, норм и правил в области использования атомной энергии от производителей такой продукции;

3) организуют и проводят проверки (инспекции) и выдают предписания об устранении выявленных нарушений;

4) организуют и обеспечивают функционирование системы контроля за объектами использования атомной энергии при возникновении чрезвычайных ситуаций (аварийное реагирование);

5) контролируют проведение технического освидетельствования оборудования и систем объектов использования атомной энергии и соблюдение установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядка их регистрации;

6) контролируют работу комиссии по расследованию аварий и нарушений в работе объектов использования атомной энергии;

7) организуют и осуществляют проверку знаний руководителей и персонала объектов использования атомной энергии требований в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, технической безопасности, учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, а также физической защиты ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ.

8) осуществляют анализ предоставляемой информации, результатов проверок (инспекций), а также причин и условий, приведших к нарушениям;

9) применяют предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений требований законодательства Российской Федерации норм и правил в области использования атомной энергии, условий действия лицензий на право ведения работ в области использования атомной энергии.

6. Порядок организации и осуществления надзора за обеспечением ядерной и радиационной безопасности, а также состав и порядок представления информации о состоянии обеспечения безопасности объектов использования атомной энергии, их сооружений, систем и оборудования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 25.2 Особенности организации и проведения проверок (инспекций) при осуществлении надзора за ядерной и радиационной безопасностью в области использования атомной энергии


1. Орган государственного регулирования безопасности, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного надзора за обеспечением ядерной и радиационной безопасности, его территориальные органы, государственные инспектора по надзору за обеспечением ядерной и радиационной безопасности организуют и осуществляют:

1) плановые и внеплановые проверки (инспекции);

2) постоянный надзор на отдельных объектах использования атомной энергии.

2. Плановые проверки (инспекции) подразделяются на комплексные, целевые и оперативные.

Плановые комплексные и целевые проверки (инспекции) проводятся на основании утвержденного руководителем органа государственного регулирования безопасности, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного надзора за обеспечением ядерной и радиационной безопасности ежегодного плана проведения плановых проверок, который доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте данного органа в сети «Интернет» либо иным другим доступным способом.

Плановые оперативные проверки (инспекции) проводятся на основании утвержденного руководителем территориального органа государственного регулирования безопасности, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного надзора в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности ежеквартального плана-графика проведения оперативных плановых проверок, который доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте данного территориального органа в сети «Интернет» либо иным другим доступным способом.

3. Предметом плановых комплексных проверок (инспекций) является проверка деятельности поднадзорных организаций по всему комплексу вопросов, связанных с ядерной, радиационной и технической безопасностью, учетом и контролем ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, а также физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Плановые комплексные проверки (инспекции) проводятся не чаще одного раза в три года.

Срок проведения плановых комплексных проверок (инспекций) не должен превышать двадцати рабочих дней.

4. Предметом плановых целевых проверок (инспекций) является проверка определенных ежегодным планом проведения плановых проверок, связанных с отдельными вопросами (аспектами) обеспечения в поднадзорных организациях ядерной, радиационной и технической безопасности, учетом и контролем ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, а также физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Плановые целевые проверки (инспекции) проводятся не чаще одного раза в два года, за исключением плановых (целевых) проверок, проводимых в отношении поднадзорных организаций, эксплуатирующих ядерные установки и пункты хранения.

Срок проведения плановых целевых проверок (инспекций) не должен превышать семи рабочих дней.

Плановые целевые проверки (инспекции), проводимые в отношении поднадзорных организаций, эксплуатирующих ядерные установки и пункты хранения, проводятся:

в период подготовки и проведения запланированных работ, влияющих на безопасность ядерных установок и пунктов хранения (ядерно-опасных и специальных работ (ремонта, проверки, испытания систем, влияющих на безопасность; технического освидетельствования; пуско-наладочных работ; ввода в эксплуатацию, регламентных и иных проверок и испытаний систем безопасности; технического контроля состояния металла; регламентных работ в системах физической защиты));

на характерных этапах технологического цикла и при изменении технологического режима обработки ядерных материалов;

при проведении операций по учету и контролю ядерных материалов.

5. Предметом плановых оперативных проверок (инспекций) является проверка безопасности рабочих мест и оборудования на объекте использования атомной энергии, с целью оперативного принятия мер по устранению возможных нарушений и проверки достоверности информации о состоянии безопасности объекта использования атомной энергии. Плановые оперативные проверки (инспекции) проводятся не чаще, чем один раз в месяц, на каждом объекте использования атомной энергии, на эксплуатацию которого выдано разрешение (лицензия)

Срок проведения плановых оперативных проверок не должен превышать двух рабочих дней.

6. Основаниями для включения комплексных, целевых и (или) оперативных проверок (инспекций) в планы (планы-графики) являются:

1) истечение срока периодичности их проведения;

2) результаты анализа информации о состоянии обеспечения безопасности объекта использования атомной энергии.

7. Основаниями для проведения внеплановых проверок (инспекций) являются:

1) основания для проведения внеплановых проверок, установленные Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

2) проведение оценки обеспечения безопасности на месте осуществления указанной в заявлении на предоставление разрешений (лицензий) на право осуществления видов деятельности и производства работ в области использования атомной энергии и готовности заявителя к их осуществлению при поступлении заявления о предоставлении таких разрешения (лицензий);

3) поступление в орган государственного регулирования безопасности, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного надзора в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, его территориальные органы или получение ими самостоятельно следующей информации:

а) о сооружении, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации объекта использования атомной энергии, осуществлении деятельности, работ и услуг, на которые распространяется настоящий Федеральный закон, без получения необходимых разрешений (лицензий), экспертиз;

б) о нарушениях в работе объектов использования атомной энергии, учете и контроле ядерных материалов и радиоактивных веществ и физической защите ядерных и радиационно опасных объектов;

в) о проведении работ, влияющих на безопасность объекта использования атомной энергии;

г) о несоответствии продукции для объектов использования атомной энергии требованиям технических регламентов, норм и правил в области использования атомной энергии.

д) о пропаже, хищении и незаконном обороте ядерных материалов и радиоактивных веществ и о несанкционированных действиях в отношении объектов использования атомной энергии.

8. Плановые и внеплановые проверки (инспекции) и связанные с ними действия должностных лиц органа государственного регулирования безопасности, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного надзора в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, его территориальных органов при посещении производственных помещений, рабочих мест проводятся в присутствии представителя проверяемой (инспектируемой) организации.

Плановые и внеплановые проверки (инспекции) и связанные с ними действия должностных лиц органа государственного регулирования безопасности, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного надзора в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, его территориальных органов организаций, выполняющих работы и оказывающих услуги эксплуатирующим организациям, проводятся в присутствии представителя эксплуатирующей организации.

9. Постоянный надзор за ядерной и радиационной безопасностью может осуществляться в отношении ядерных установок и пунктов хранения.

Решение об осуществлении постоянного надзора и организации функционирования в оперативном режиме государственного инспектора в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности в отношении ядерных установок и пунктов хранения принимается руководителем органа государственного регулирования безопасности, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного надзора в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

Собственники и организации, эксплуатирующие атомные станции, в отношении которых осуществляется постоянный надзор, вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности, обязаны безвозмездно обеспечивать государственного инспектора в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности служебным помещением, подключенным к необходимым инженерным сетям и оборудованным телефонной связью.».

Статья 2

          

Внести в Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 52 (часть I), ст. 5498; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21) следующие изменения:

1) в абзаце первом преамбулы слова «организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты» заменить словами «юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты (далее - организации)»;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»