Недействующий

Проект N 230528-5

Вносится депутатом
Государственной Думы
К.А.Лукьяновой

         
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

     

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях укрепления кадрового потенциала инвестиционно-финансовой сферы



Статья 1. Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст.3032; 2003, N 46, ст.4437; 2006, N 30, ст.3286; 2007, N 2, ст.361; 2008, N 19, ст.2094; N 30, ст.3616) следующие изменения:

1) В статье 13:

а) дополнить часть 4 новыми пунктами следующего содержания:

" 4.1) приглашенных в Российскую Федерацию для работы в финансовых организациях на условиях, установленных настоящим Федеральным законом;

4.2) приглашенных в Российскую Федерацию для работы в представительствах иностранных организаций.";

б) дополнить новой частью следующего содержания:

"4.5. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином по трудовому договору, заключенному с финансовой организацией, определяются статьей 13.2 настоящего Федерального закона.".

2) Дополнить новой статьей следующего содержания:

"Статья 13.2. Трудовая деятельность иностранных граждан в финансовых организациях

1. В целях настоящего Федерального закона под финансовыми организациями понимаются кредитная организация, страховщик, фондовая биржа, валютная биржа, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

2. Финансовая организация вправе приглашать иностранных граждан в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и заключения с ними трудовых договоров без оформления разрешения на привлечение и использование иностранных работников. В отношении финансовых организаций положение пункта 2 части 8 статьи 18 настоящего Федерального закона не применяется.

3. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника в целях осуществления трудовой деятельности, а также приглашения на въезд в Российскую Федерацию членов его семьи выдаются финансовой организации федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом по ходатайству о выдаче приглашений, поданному финансовой организацией в соответствующий орган.

Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения в целях осуществления трудовой деятельности финансовая организация представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции либо непосредственно в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, если выдача приглашения осуществляется указанным федеральным органом:

1) копию устава, а также копию лицензии, на осуществление деятельности, предусмотренной уставом финансовой организации, если осуществление указанной деятельности требует получения соответствующей лицензии;

2) документы, подтверждающие квалификацию приглашенного иностранного работника, перечень которых, установлен федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции;

3) документы, необходимые для выдачи приглашения на въезд в Российскую Федерацию для каждого приглашаемого лица в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

4. Положения части 3 настоящей статьи не применяются к иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.

5. Финансовая организация обязана уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции либо непосредственно федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, о заключении трудового договора с иностранным гражданином в течение десяти рабочих дней после его заключения или после его досрочного расторжения.

Это уведомление осуществляется посредством направления в указанные органы следующих сведений: фамилии, имени (написанные буквами русского и латинского алфавитов), даты и места рождения, пола, гражданства иностранного работника, государства его проживания, номера и даты выдачи документа, удостоверяющего его личность, наименования финансовой организации - работодателя и ее места нахождения, должности согласно заключенному трудовому договору и срока, на который он заключен.

Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

6. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать перечень стран, граждане которых могут осуществлять трудовую деятельность в финансовых организациях Российской Федерации на условиях, предусмотренных в настоящей статье.".

Статья 2. Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2006, N 27, ст.2878) новую статью следующего содержания:

"Статья 351.1. Некоторые особенности регулирования труда иностранных работников в финансовых организациях

1. Финансовая организация вправе заключать с высококвалифицированным иностранным работником срочный трудовой договор на срок, превышающий срок действия визы иностранного работника.

2. Финансовая организация, заключившая договор с иностранным работником, не владеющим государственным языком Российской Федерации, обязана обеспечить иностранному работнику при выполнении должностных обязанностей услуги переводчика.

3. В трудовом договоре с иностранным работником, не владеющим государственным языком Российской Федерации, сроком более чем на один год должно быть предусмотрено условие обучения иностранного работника русскому языку или по его желанию государственному языку субъекта Российской Федерации по месту осуществления трудовой деятельности за счет финансовой организации.

Порядок такого обучения устанавливается локальным нормативным актом финансовой организации.".

     

Статья 3. Внести в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст.4029; 2007, N 49, ст.6071) следующие изменения:

1. Шестой абзац статьи 25.6 изложить в следующей редакции:

"Обыкновенная рабочая виза выдается иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности".

2. Дополнить новой статьей 25.6.1 следующего содержания:

"Статья 25.6.1. Обыкновенная рабочая виза выдается иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности на срок действия трудового договора, но не более чем на один год.

В случаях, предусмотренных Федеральным законом, обыкновенная рабочая виза выдается иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности в финансовых организациях на срок, не более чем пять лет.".

Статья 4. Внести в статью 20 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 30, ст.3285) следующие изменения:

1. Пункт 2) части 2 дополнить новым подпунктом следующего содержания:

"г) осуществляет трудовую деятельность на основании обыкновенной рабочей визы.";

2. Дополнить новой частью следующего содержания:

"9. Иностранные граждане, которые осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации на основании обыкновенной рабочей визы, подлежат учету по месту пребывания. Местом пребывания для указанной категории иностранных граждан признается место нахождения организации - работодателя.".

Статья 5. Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.1; N 18, ст.1721; 2003, N 27, ст.2700, 2717; N 46, ст.4440; N 50, ст.4847; 2004, N 31, ст.3229; 2005, N 13, ст.1077; N 30, ст.3131; N 50, ст.5247; 2006, N 31, ст.3420; 2007, N 26, ст.3089; N 30, ст.3755; N 31, ст.4007; N 41, ст.4845; 2008, N 52, ст.6227) следующие изменения: следующие изменения:

1. Дополнить новой статьей следующего содержания:

"Статья 18.18. Нарушение финансовыми организациями правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности

Нарушение финансовыми организациями правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, выразившееся в приглашении работника не соответствующей квалификации, не уведомлении или не своевременном уведомлении уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, заключении мнимых (притворных) трудовых договоров с иностранными работниками в целях его въезда на территорию Российской Федерации -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц финансовой в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.".

2) В части 2 статьи 23.1 слова "18.17" заменить словами "18.18".

3) В части 1 статьи 23.67 слова "18.17" заменить словами "18.18".

Президент
Российской Федерации

     

Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях укрепления кадрового потенциала инвестиционно-финансовой сферы"


Проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях укрепления кадрового потенциала инвестиционно-финансовой сферы" направлен на повышение инвестиционной привлекательности Российской Федерации, создание условий для притока иностранных инвестиций и снятие законодательных и административных барьеров для иностранных специалистов из финансово-инвестиционной сферы, желающих работать в финансовых организациях на территории Российской Федерации, что предусмотрено Концепцией создании международного финансового центра, подготовленной Министерством экономического развития Российской Федерации.

Миграционный режим существенно затрудняет развитие финансовой индустрии в России и является серьезным барьером для создания международного финансового центра.

Действующее российское законодательство предусматривает большое количество ограничений для осуществления иностранными специалистами трудовой деятельности на территории Российской Федерации. В соответствии с индексом регулирования найма (рейтинг Ease of doing business) Россия входит во вторую сотню стран, обеспечивающих наиболее благоприятные условия для привлечения рабочей силы. Негибкость трудового законодательства усугубляется недостатком квалифицированных кадров в области финансового рынка и финансовых инноваций. Этим объясняется низкая емкость рынка как местных, так и иностранных специалистов, необходимых для успешной организации деятельности международного финансового центра.

В соответствии с положениями действующего законодательства (Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию") для получения деловой визы требуется приглашение от российского юридического лица, при этом виза оформляется в среднем в течение 3-4 недель. Получению рабочей визы предшествует получение финансовой организацией разрешения на привлечение иностранных специалистов и приглашения для въезда на конкретных лиц, а самим работником - разрешения на работу на территории Российской Федерации. Наличие указанных разрешений и приглашений служит основанием выдачи рабочей визы и регистрации.

Согласно статье 25.6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" срок рабочей визы не может превышать один год, при том что весь процесс оформления перечисленных документов занимает, как правило, не менее 90 дней. Таким образом иностранным специалист, прибывший на территорию России для осуществления трудовой деятельности сроком более чем на 1 год, практически сразу вынужден начинать повторное оформление документов для получения новой визы (или ее продления). Это многократно снижает эффективность его деятельности и повышает операционные расходы, пригласившей его организации, вынужденной содержать специальный штат сотрудников, для оформления соответствующих документов.

Особенно долгим и сложным является процесс получения разрешения на работу, который требует прохождения множества смежных инстанций, включая получение нескольких медицинских справок (например, справки о прохождении теста на ВИЧ, выданные в других странах, не принимаются). Задержки в выдаче разрешения на работу исключают возможность продления рабочей визы, вследствие чего иностранному работнику приходится покидать пределы России, помимо этого, в соответствии с законодательством действие трудового договора прекращается.

Иностранные граждане, получившие многократную деловую визу, часто не могут получить рабочую визу или вид на жительство ввиду сложности этой процедуры. Кроме этого, практически невозможно пребывание в России родственников иностранных работников (за исключением супругов и детей).

Другая группа проблем вызвана неэффективной организацией паспортного и таможенного контроля в аэропортах: сохраняются большие очереди на контроль на прилете, сотрудники Федеральной пограничной службы и Федеральной таможенной службы часто не владеют иностранными языками.

Существенным ограничением миграционного режима для иностранных граждан и компаний-нанимателей являются квоты на наем работников из-за рубежа. Этот механизм существенно ограничивает возможности компаний, особенно в ситуации, когда квоты определяются для региона в целом. При этом финансовые компании, занятые в международном финансовом центре, начинают на равных конкурировать за квоты с компаниями, привлекающими иностранных граждан на работы, подразумевающие низкую квалификацию и производительность труда.

С утверждением Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации приказа от 25 июля 2008 г. N 355н "Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которые квоты не распространяются, на 2008 год" квоты были отменены для ряда должностей, таких как генеральные директора, директора, начальники отделов. Однако приведенный в приказе перечень содержит всего 22 позиции, что не может охватить весь спектр иностранных специалистов в сфере финансов, необходимых для развития международного финансового центра.

Названные проблемы порождают трудности как для отечественных работодателей, так и для иностранных работников. При длительном процессе оформления трудовых отношений наниматель не способен гибко варьировать штат, как того требует работа на динамично изменяющемся финансовом рынке. Работник вынужден ежегодно переоформлять не только весь пакет персональных документов, но также документы на автомобиль, недвижимость и иную собственность.

Проект закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях укрепления кадрового потенциала инвестиционно-финансовой сферы" предусматривает внесение согласованных изменений в Трудовой кодекс, Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", а также Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В них предлагается упрощение режима допуска иностранных граждан к трудовой деятельности в финансовых организациях на территории Российской Федерации.

Согласно закону под финансовыми организациями понимаются кредитная организация, страховщик, фондовая биржа, валютная биржа, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

В отношении данной группы организаций отменяется правило об обязательном получении разрешения на привлечение иностранных работников, а в отношении иностранного работника - разрешения на работу. При этом закон накладывает на финансовые организации обязанность уведомлять органы миграционной службы о заключении трудовых договоров с иностранными работниками. Это позволит в разы сократить срок оформления необходимых документов и их объем.

Поправки, вносимые в Трудовой кодекс, направлены, в том числе, на защиту прав иностранных работников финансовых организаций, не владеющих русским языком. Финансовая организация, заключившая договор с иностранным работником, не владеющим государственным языком Российской Федерации, обязана обеспечить иностранному работнику при выполнении должностных обязанностей услуги переводчика. Кроме того, в трудовом договоре с иностранным работником, не владеющим государственным языком Российской Федерации, сроком более чем на один год должно быть предусмотрено условие обучения иностранного работника русскому языку или по его желанию государственному языку субъекта Российской Федерации по месту осуществления трудовой деятельности за счет финансовой организации.

Финансовая организация вправе заключать с иностранным работником срочный трудовой договор на срок, превышающий срок действия визы иностранного работника. Закон предусматривает также увеличение срока рабочей визы для иностранных работников финансовых организаций до 5 лет.

Принятие настоящего Федерального закона будет способствовать притоку в Россию квалифицированных иностранных специалистов в финансовой сфере и укреплению кадрового потенциала международного финансового центра Российской Федерации, распространению современных знаний и международного опыта, повышению устойчивости национальной финансово-банковской системы. Это свою очередь позволит существенно нарастить инвестиционный потенциал страны и способствует увеличению иностранных инвестиций.

В законе предусмотрен ряд эффективных мер, обеспечивающих привлечение действительно высококвалифицированной иностранной рабочей силы и исключающих злоупотребления со стороны российских организаций - работодателей:

право на привлечение иностранных специалистов без предварительного получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников предоставляется исключительно лицензируемым финансовым организациям, постоянный надзор за деятельностью которых осуществляют Банк России, Федеральная служба по финансовым рынкам и Федеральная служба страхового надзора,

при приглашении иностранных работников осуществляется контроль за их профессиональной квалификацией: федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции вправе устанавливать перечень документов, подтверждающих квалификацию приглашенного иностранного работника,

Правительство РФ наделено правом устанавливать перечень стран, из которых могут быть приглашены иностранные специалисты в финансовой сфере без предварительного получения работодателем разрешения на привлечение и использование иностранных работников, что позволяет исключить риски неконтролируемого притока иностранной рабочей силы из неблагополучных в миграционном смысле регионов,

в Кодексе об административных нарушениях предусматриваются жесткие меры ответственности финансовых организаций, нарушающих порядок привлечения высококвалифицированных иностранных работников.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»