Недействующий

     

Проект
федерального закона N 220511-5

Вносится
Законодательным
Собранием Пермского края

     

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

     

О внесении изменения в статью 358 части второй Налогового кодекса Российской Федерации



Статья 1. Подпункт 4 пункта 2 статьи 358 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32; 2002, N 30, ст.3027; 2004, N 27, ст.2711; N 31, ст.3231; N 34, ст.3523; 2005, N 25, ст.2427; N 43, ст.4350; N 52, ст.5581; 2007, N 1, ст.31; N 49, ст.6071) после слова "организаций" дополнить словами "и индивидуальных предпринимателей".

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января  2010 года.

Президент
Российской Федерации
Д.А.Медведев

     

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменения  в статью 358 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"



В настоящее время сложилась порочная практика ущемления интересов субъектов малого бизнеса, в частности индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере перевозок внутренним водным транспортом. Есть положения Налогового кодекса Российской Федерации, которые освобождают водный транспорт от обложения транспортным налогом, однако зачастую толкование и применение норм Кодекса осуществляется таким образом, что налоговыми преференциями наделяются только юридические лица, но не индивидуальные предприниматели. Это ставит участников рынка перевозок водным транспортом - индивидуальных предпринимателей в неравное положение с остальными, тем самым нарушая их права и законные интересы.

Подпункт 4 пункта 2 статьи 358 части второй Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что не являются объектом налогообложения пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

Конструкция данной нормы позволяет налоговым органам толковать ее буквально, а именно считать, что правом не признать речное судно объектом налогообложения наделена только организация (юридическое лицо - правообладатель в отношении судна), а индивидуального предпринимателя исключить из числа налогоплательщиков, на которых распространяется норма статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождающая судно от налогообложения.

Такой подход противоречит общим принципам налогового законодательства.

Статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации, которой закреплены основные начала законодательства о налогах и сборах, установлено, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Таким образом, учитывая равенство субъектов предпринимательской деятельности, неправомерным представляется законодательно закрепленный подход, согласно которому отдельные транспортные средства юридического лица не признаются объектами налогообложения, а аналогичные транспортные средства индивидуального предпринимателя - таковыми являются.

Структура части второй Налогового кодекса такова, что нормы в отношении каждого вида налога сгруппированы в главу. Каждая глава содержит определения объекта налогообложения, плательщиков налога и их виды. Анализ главы 28 "Транспортный налог" показывает, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства. Таким образом, законодательно не делается никаких различий между видами налогоплательщиков, важен сам факт регистрации за лицом транспортного средства, то есть возможного объекта налогообложения.

В самой рассматриваемой норме акцент делается не на налогоплательщике, а на виде деятельности, для которой используется объект налогообложения, то есть транспорт. Именно определенная деятельность, для которой используется транспорт, является условием для освобождения от налогообложения.

Порядок расчета налоговой базы, налоговые ставки - все это привязано к объекту налогообложения и зависит от вида (категории) транспортного средства, но не от категории налогоплательщика.

Законопроект "О внесении изменения в статью 358 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" направлен на устранение пробела в действующем законодательстве, устранение возможности вольно толковать указанную выше норму Налогового кодекса Российской Федерации, уточнение нормы таким образом, чтобы из ее содержания было очевидно, что она распространяется и на предпринимателей.



     

Заключение на проект федерального закона "О внесении изменения в статью 358 части второй Налогового кодекса Российской Федерации",
 вносимый в Государственную Думу Законодательным Собранием Пермского края



В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.

Законопроектом (статья 1) предлагается внести изменение в подпункт 4 пункта 2 статьи 358 главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), установив, что не являются объектом налогообложения транспортным налогом пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, принадлежащие предпринимателям, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

В настоящее время данные транспортные средства, используемые для указанных видов деятельности, не являются объектом налогообложения только для организаций. В то же время физические лица - индивидуальные предприниматели, осуществляющие аналогичную деятельность, являются плательщиками транспортного налога в отношении указанных транспортных средств.

Учитывая, что целью законопроекта является обеспечение равенства налогообложения, предлагаемое изменение поддерживается.

При рассмотрении законопроекта следует учитывать, что реализация предлагаемого изменения может привести к уменьшению поступлений в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации.

Статья 2 законопроекта не согласуется с пунктом 1 статьи 5 Кодекса, предусматривающим вступление в силу актов законодательства о налогах не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.


Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации поддерживает представленный законопроект при условии его доработки ко второму чтению.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации
С.Собянин



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка     

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»