Недействующий

Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "Об основах государственного регулированияторговой деятельности в Российской Федерации"


Проект федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 29 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2008 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 года N 1914-р, и пунктом 19 Плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2008 году основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2008 года N 316-р.

Основной идеей законопроекта является упорядочение на федеральном уровне отношений, связанных с организацией торговой деятельности на территории Российской Федерации, в целях создания прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, необусловленного какими-либо произвольными требованиями местных властей, а также устранения излишних административных барьеров в торговле.

Стратегическими задачами законопроекта являются создание условий, позволяющих:

обеспечить единство экономического пространства на всей территории страны путем проведения единой государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере торговой деятельности;

исключить неоправданное вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в торговую деятельность хозяйствующих субъектов;

ограничить возможность государственного воздействия на развитие торговой деятельности только посредством использования законодательно установленных методов регулирования;

определить роль федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования отношений, возникающих в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности;

обеспечить баланс экономических интересов хозяйствующих субъектов при заключении и исполнении договоров поставки;

обеспечить гласность в разработке и принятии мер государственного регулирования торговой деятельности и доступность информации в данной области;

сформировать условия для развития торговой деятельности, обеспечить равномерное и цивилизованное развитие различных видов, форм и форматов торговой деятельности.

Для реализации указанных задач законопроект предусматривает:

создание и закрепление понятийного аппарата, используемого для регулирования отношений в области торговли;

закрепление исчерпывающего перечня методов государственного регулирования в области торговой деятельности;

определение и разграничение полномочий федеральных органовгосударственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в отношении регулирования торговой деятельности;

определение порядка организации торговой деятельности;

определение порядка создания саморегулируемых организаций в сфере торговли и их прав;

установление правил заключения и исполнения договоров поставки продовольственных товаров, обеспечивающих баланс интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров;

установление перечня недопустимых действий хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере торговли, а также недопустимых действий органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности;

создание условий для формирования актуальных, достоверных и открытых информационных ресурсов в области торговой деятельности, мониторинга и анализа ситуации, складывающейся в сфере торговли.

Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением хозяйствующими субъектами торговой деятельности (торговли) на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами в связи с поставкой товаров.

В законопроекте сформулирован исчерпывающий перечень методов государственного регулирования торговой деятельности; при этом непосредственно в законопроекте определяется содержание таких методов как установление требований к организации и осуществлению торговой деятельности, антимонопольное регулирование в сфере торговой деятельности, техническое регулирование в сфере торговой деятельности, информационное обеспечение в сфере торговой деятельности.

Для организации торговой деятельности законопроектом предусматривается подача хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти уведомлений, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях (сооружениях, помещениях), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, предполагается осуществлять в соответствии с утверждаемыми органами местного самоуправления схемами, разрабатываемыми с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе городов и иных поселений, и достижения нормативов обеспеченности населения торговой площадью. Для целей поддержки малого и среднего бизнеса в общем количестве предусмотренных схемой мест, предназначенных для размещения нестационарных торговых объектов, предусматривается квота не менее пятидесяти процентов для размещения нестационарных торговых объектов субъектами малого и среднего предпринимательства.

Для упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на государственных и муниципальных землях, в стационарных зданиях, находящихся в государственной или муниципальной собственности законопроектом предусматривается проведение аукционов (конкурсов) на право заключения договоров на размещение и использование нестационарных торговых объектов.

С целью стимулирования формирования рыночной системы реализации продовольственных товаров на товарном рынке Российской Федерации в законопроекте предусмотрены правила заключения и исполнения договоров поставки продовольственных товаров.

На решение вопросов исключения недобросовестных практик при заключении и исполнении хозяйствующими субъектами, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, договоров с поставщиками продовольственных товаров, направлены нормы антимонопольного регулирования отношений в сфере торговли. В законопроекте сформулирован перечень недопустимых действий хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставку продовольственных товаров.

В целях обеспечения баланса интересов всех участников торговой деятельности, развития конкуренции и недопущения злоупотреблений в сфере торговли, антимонопольные требования также предусматривают запрет принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений (актов), ограничивающих конкуренцию в сфере торговли.

В законопроекте определены основные формы содействия развитию торговой деятельности. В числе основных мер по поддержке торговой деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления предусматривается разработка региональных и муниципальных целевых программ развития торговли и инвестиционных проектов, направленных на развитие торговой инфраструктуры, применение мер экономического стимулирования отдельных категорий хозяйствующих в сфере торговли субъектов, организация и проведение мероприятий, стимулирующих деловую активность хозяйствующих в сфере торговли субъектов и способствующих сотрудничеству между организациями торговли и производителями продовольственных товаров.