Недействующий

     

     

Проект N 130822-5

     
Внесен
депутатами Государственной Думы
В.П.Денисовым, А.П.Берестовым, Н.И.Борцовым,
А.П.Езубовым, Э.Ф.Исаевым, С.Г.Иткуловым,
А.Ф.Кнорром, Г.В.Куликом, В.И.Тараниным,
А.М.Сысоевым, А.Н.Хайруллиным, Л.М.Цветовой,
членом Совета Федерации Г.А.Горбуновым

     
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

     
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

     

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения

     

     

Статья 1  


Внести в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации ", 1993, N 10, ст.357) следующие изменения:

абзац пятый статьи 71 изложить в следующей редакции:

"При переходе имущества по праву наследования к государству или муниципальному образованию свидетельство о праве на наследство выдается соответствующему исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления. Оценка стоимости наследуемого государством или муниципальным образованием имущества не осуществляется, а выдача свидетельства о праве на наследство осуществляется без взимания государственной пошлины или иной платы".

Статья 2  


Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3301) следующие изменения:

1) статью 284 изложить в следующей редакции:

"Статья 284. Изъятие земельного участка в связи с его неиспользованием


Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда земельный участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо для строительства и не используется для соответствующей цели, в течение установленного законодательством срока. Случаи, когда земельный участок может быть признан неиспользуемым и может быть изъят, определяются земельным законодательством.";

2) статью 285 изложить в следующей редакции:

"Статья 285. Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства


Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований в области использования и охраны земель, установленных земельным законодательством."

3) пункт 1 статьи 286 изложить в следующей редакции:

"1. Изъятие земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285 настоящего Кодекса, осуществляется путем продажи таких земельных участков с публичных торгов в форме открытого аукциона.

Органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков, а также порядок подготовки и принятия таких решений определяются земельным законодательством.";

4) пункт 6 статьи 447 изложить в следующей редакции:

"6. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, проводимым в соответствии с решениями органов государственной власти или органов местного самоуправления об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285 настоящего Кодекса, а также в порядке исполнения решения суда, если иное не предусмотрено процессуальным законодательством.".

Статья 3


Внести в Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3594; 2001, N 11, ст.997; 2003, N 24, ст.2244; 2004, N 27, ст.2711; N 30, ст.3081; N 35, ст.3607; N 45, ст.4377; 2005, N 1, ст.15, 22, 25, 40; N 50, ст.5244; 2006, N 1, ст.17; N 17, ст.1782; N 23, ст.2380; N 27, ст.2881; N 30, ст.3287; N 52, ст.5498; 2007, N 41, ст.4845; N 43, ст.5084; N 48, ст.5812; 2008, N 20, ст.2251; N 52 (ч. 1), ст.6219; 2009, N 1, ст.14) следующие изменения:

1) в статье 22_2:

а) дополнить пунктом 2.1. следующего содержания:

"2.1. Государственная регистрация права на земельный участок, образуемый в результате выдела в счет долей в праве собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, находящийся в собственности более пяти лиц (далее - земельные доли), может быть осуществлена на основании заявления, поданного лицом, уполномоченным общим собранием собственников земельных долей в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Полномочия названного лица подтверждаются выпиской из протокола общего собрания, заверенной органом местного самоуправления.";

б) подпункт 1 пункта 3 после слов "из которого образованы земельные участки" дополнить словами " (далее - исходный земельный участок).";

в) дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

"3.1. К заявлению о государственной регистрации прав на земельный участок, образуемый в результате выдела в счет земельных долей, прилагаются следующие документы:

1) в случае образования земельного участка в результате выдела в счет земельных долей на основании объявления собственника земельных долей - документы, подтверждающие права на земельные доли и экземпляр газеты, содержащий публикацию о выделении земельного участка;

2) в случае образования земельного участка в результате выдела в счет земельных долей с использованием согласительных процедур, установленных субъектами Российской Федерации, - документы, подтверждающие права на земельные доли, и документ, свидетельствующий о разрешении земельного спора с использованием установленных субъектом Российской Федерации согласительных процедур;

3) в случае образования земельного участка в результате выдела в счет земельных долей на основании решения суда - документы, подтверждающие права на земельные доли, и решение суда;

4) в случае образования земельного участка в результате раздела на основании решения общего собрания участников долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения - документы, подтверждающие права на земельные доли, копия протокола общего собрания участников долевой собственности на исходный земельный участок об утверждении проекта образования земельных участков, списков их собственников и размера их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки.";

г) дополнить пунктами 8-12 следующего содержания:

"8. В случае если право на исходный земельный участок было зарегистрировано в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, при государственной регистрации права собственности на образуемый земельный участок в Единый государственный реестр прав в отношении исходного земельного участка, который сохраняется в измененных границах (далее - измененный земельный участок) вносятся необходимые изменения. Данные изменения вносятся государственным регистратором без соответствующего заявления и уплаты государственной пошлины.

Размер доли в праве собственности на образуемый или измененный земельный участок определяется государственный регистратором на основании заявлений:

собственников образуемого или измененного земельного участка или их представителей, в том числе в соответствии с соглашениями, заключенными данными лицами об определении размера долей в общей долевой собственности на земельный участок;

на основании заявления лица, уполномоченным общим собранием участников общей собственности на исходный земельный участок в порядке, предусмотренным Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в соответствии с протоколом общего собрания собственников земельных долей - в отношении данного и образованного из них земельных участков.

9. Если в заявлении о регистрации прав на образуемый в счет земельной доли земельный участок или в приложенных к нему документах не приводится расчет размера долей в праве на образуемый земельный участок, находящийся в собственности нескольких лиц, или отсутствует подтверждение их совместной собственности на образуемый земельный участок, в государственной регистрации прав на такой земельный участок должно быть отказано.

10. Если в заявлении о регистрации прав на образуемый в счет земельной доли земельный участок или в приложенных к нему документах не приводится расчет размера долей в праве общей собственности на изменяемый земельный участок, расчет размера долей в праве на изменяемый земельный участок осуществляется государственным регистратором с учетом изменившегося состава участников долевой собственности и размера выделенных земельных долей. Данное правило не применяется, если ранее права участников долевой собственности на земельный участок, из которого выделяется земельный участок в счет земельной доли, не были зарегистрированы или не были выражены в виде правильной дроби. Если права участников долевой собственности на исходный земельный участок были зарегистрированы, а размер принадлежащих им долей не был выражен в виде правильной дроби, государственный регистратор вносит изменения только в состав участников права общей собственности на измененный участок, исключая из них собственников образуемого земельного участка.

11. При регистрации права на образуемый земельный участок не допускается требовать представления кадастрового паспорта измененного земельного участка.

12. В случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", образование земельных участков может осуществляться без согласия арендатора или залогодержателя земельного участка.".

2) дополнить статьей 24_1 следующего содержания:

"Статья 24_1. Особенности регистрации прав на земельные доли


1. Права на земельные доли могут быть зарегистрированы на основании заявления участника долевой собственности на земельный участок или его представителя, полномочия которого могут быть подтверждены доверенностью, заверенной нотариально или должностным лицом органа местного самоуправления, а также на основании заявления лица, уполномоченного общего собрания участников общей собственности на данный земельный участок. В таком случае к обращению уполномоченного лица прилагаются документы, подтверждающие его полномочия: копия протокола (выписка из протокола) общего собрания участников общей собственности на земельный участок, заверенная должностным лицом органа местного самоуправления.

2. Для регистрации права на земельную долю описание земельного участка, в составе которого находится земельная доля, представляется по выбору заявителя в виде кадастрового паспорта или кадастровой выписки о земельном участке.

Предоставление данных документов не требуется в случае, если один из названных документов уже помещен в дело правоустанавливающих документов.

3. При регистрации перехода права собственности на земельную долю вследствие ее продажи представляются документы, подтверждающие возможность совершения сделок с земельными долями. Данное правило не применяется, если в отношении покупателя земельной доли зарегистрировано право на земельную долю в составе того же земельного участка либо права арендатора на тот же земельный участок.

4. Документами, подтверждающими возможность совершения сделки купли-продажи с земельными долями, являются:

1) документы, удостоверяющие права покупателя на земельную долю, находящиеся в том же земельном участке, что и приобретаемая земельная доля;

2) иные документы, подтверждающие права пользования покупателя земельной доли на использование земельного участка, в составе которого находится земельная доля.

5. В случае если право на земельную долю приобретает один из участников долевой собственности, чье право на земельную долю не было зарегистрировано, права на приобретенную и имевшуюся у заявителя земельные доли могут быть зарегистрированы одновременно.

6. Наличие зарегистрированного договора аренды в отношении земельного участка, в составе которого находится земельная доля, не является препятствием для регистрации перехода права на земельную долю к арендатору данного земельного участка.";

3) статью 30_2 изложить в следующей редакции:

"Статья 30_2. Государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от права собственности


1. Государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от этого права собственности него осуществляется на основании заявления собственника земельного участка или обладателя земельной доли.

2. К заявлению прилагается правоустанавливающий документ на земельный участок или земельную долю. Предоставление кадастрового паспорта такого земельного участка не требуется. Предоставление правоустанавливающего документа на земельный участок или земельную долю не требуется в случае, если право собственности на такой земельный участок ранее было зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

3. При государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от этого права собственности, которое ранее не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правила пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона не применяются.

4. В течение пяти дней с даты государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от этого права собственности орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан направить уведомление об этом в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации такой земельный участок будет относиться к собственности субъекта Российской Федерации, или в орган местного самоуправления, если в соответствии с земельным законодательством такой земельный участок или такая земельная доля будут относиться к собственности муниципального образования, а также лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности на такой земельный участок или земельную долю.".

Статья 4  


Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст.3340) следующие изменения, дополнив пункт 1 статьи 394 подпунктом 3 следующего содержания:

"3. В отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, признанных судом неиспользуемыми, ставка земельного налога устанавливается в размере 1,2 процента от кадастровой стоимости земельного участка.

Увеличение ставки земельного налога осуществляется на основании обращения органа местного самоуправления, к которому прилагается копия судебного решения, подтверждающего признание судом земельного участка неиспользуемым и копия документа, подтверждающего невозможность его продажи на публичных торгах. Увеличение ставки земельного налога осуществляется с налогового периода, следующего за периодом, в котором было подано соответствующее обращение органа местного самоуправления.".

Статья 5  


Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4147; 2006, N 52, ст.5498; 2008, N 20, ст.2251; N 30, ст.3597) следующие изменения:

1) дополнить статью 11_1 абзацем вторым следующего содержания:

"Многоконтурным земельным участком является земельный участок, представляющий собой совокупность обособленных, не имеющих общих границ частей земной поверхности, отнесенных к одному целевому назначению и находящихся в собственности у одного лица (одних лиц). Границы многоконтурного земельного участка представляют совокупность замкнутых контуров, определенных в соответствии с федеральными законами. Правила, установленные настоящим Кодексом в отношении земельных участков распространяются в равной степени на многоконтурные земельные участки, если настоящим Кодексом либо федеральным законом не установлено иное.";

2) в статье 11_2:

а) дополнить пункт 1 статьи 11_2 абзацем вторым следующего содержания:

"Многоконтурные земельные участки образуются вследствие выдела из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также вследствие раздела, перераспределения или объединения многоконтурных земельных участков, выдела земельных участков в счет долей в праве собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, находящийся в собственности более пяти лиц (далее - земельные доли)";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»