Недействующий

     

Проект N 297687-5

Вносится
Законодательным Собранием
Пермского края

     
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации

     

     

Статья 1


Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4147; 2004, N 41, ст.3993; 2005, N 1, ст.17) следующие изменения:

1) статью 11.1 дополнить абзацем следующего содержания:

"Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на несколько земельных участков, по своим параметрам соответствующих градостроительным регламентам и обеспеченных условиями для функционирования в качестве самостоятельных объектов недвижимости.";

2) в части 1 статьи 11.6 и части 1 статьи 11.7 исключить слово "смежных", слово "таких" заменить словом "первоначальных";

3) в части 29 статьи 38.1 слова "трех дней" заменить словами "десяти дней".

Статья 2


Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации

     

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации"



Проектом федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации" предлагаются следующие изменения.

1. Федеральным законом от 22.07.2008 N 141-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений" из содержания статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации был исключен пункт 2, в котором определялось, что земельный участок может быть делимым или неделимым, а также давались признаки делимого земельного участка.

Одновременно указанным Федеральным законом от 22.07.2008 N 141-ФЗ в состав Земельного кодекса Российской Федерации введены статья 11.4, указывающая, что любой земельный участок может быть разделен, и статья 11.5, устанавливающая возможность выдела в натуре доли из земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.

В то же время статьей 11.9 вводятся требования к образуемым и измененным земельным участкам. Подразумевается, что при определенных условиях раздел или выдел земельного участка произвести невозможно, например, когда вновь образуемые земельные участки будут меньше минимальных размеров, предусмотренных градостроительным регламентом.

Таким образом, существование неделимых земельных участков земельным законодательством все же подразумевается, но отсутствие юридического понятия "неделимый земельный участок" и точных признаков делимости (неделимости) приводит к многочисленным нарушениям норм градостроительного и земельного права при разделах земельных участков, что в свою очередь порождает многочисленные судебные процессы с участием государственных органов и органов местного самоуправления.

Внесение предложенных изменений позволит конкретизировать нормы новой главы Земельного кодекса Российской Федерации и улучшить их правоприменение на практике.

2. В соответствии с действующим земельным законодательством земельные участки под отдельными видами линейных объектов (в частности под опорами линий электропередачи) ставятся на государственный кадастровый учет как многоконтурные земельные участки. На основании части 10 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" Минэкономразвития России в письме от 16.01.2009 N 266-ИМ/Д23 "О многоконтурных земельных участках" дает разъяснения, что "…под многоконтурным земельным участком понимается объект недвижимости (земельный участок), граница которого представляет собой несколько замкнутых контуров. В связи с этим отдельные контуры границы земельного участка не являются земельными участками, входящими в состав многоконтурного земельного участка, либо его частями". На кадастровый учет ставится именно многоконтурный земельный участок, а не его отдельные контуры.

Однако ранее земельное право основывалось на том, что земельный участок под линейными объектами состоял из нескольких обособленных (то есть не имеющих общих границ) земельных участков, что и было отражено в действующем на тот момент земельном законодательстве. До вступления в законную силу с 1 марта 2008 года Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и издания в его развитие Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минюста России от 20.02.2008 N 35, действовал Порядок ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденный Приказом Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119, в соответствии с которым осуществлялась постановка на государственный кадастровый учет земельных участков (в частности под линиями опор линий электропередачи), образующих "единое землепользование", состоящее из нескольких обособленных, не имеющих общих границ, земельных участков, каждый из которых имел свой кадастровый номер.

Таким образом, в настоящее время одновременно существуют земельные участки под однотипными линейными объектами недвижимости:

1) как "единое землепользование", состоящее из нескольких обособленных земельных участков;

2) как многоконтурный земельный участок, являющийся одним земельным участком, отдельные контуры которого не являются земельными участками.

Данную ситуацию может исправить объединение земельных участков, составляющих "единое землепользование", в многоконтурный земельный участок.

Однако действующее земельное законодательство не позволяет это сделать. В соответствии с частью 1 статьи 11.6 и частью 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть образованы путем объединения или перераспределения только смежных земельных участков.

Таким образом, образование земельного участка путем объединения или перераспределения несмежных земельных участков, то есть не имеющих общих границ, невозможно.

Решение проблемы образования (формирования) и оформления прав на многоконтурные земельные участки может быть урегулировано внесением изменений в Земельный кодекс Российской Федерации посредством исключения слова "смежных" и заменой слова "таких" словом "первоначальных" в части 1 статьи 11.6 и части 1 статьи 11.7.

Принятие данной нормы будет способствовать вовлечению в гражданский оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения и оформлению прав на земельные участки организаций трубопроводного транспорта, организаций, эксплуатирующих линии электропередачи и линии связи, и иных организаций, эксплуатирующих линейные объекты. В настоящее время Правительством Российской Федерации уделяется особое внимание решению данных вопросов.

3. Статья 38.1 Земельного Кодекса Российской Федерации регулирует порядок проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства. Частью 29 данной статьи установлено, что информация о результатах аукциона публикуется организатором аукциона в течение 3 дней со дня подписания протокола о результатах аукциона в периодических печатных изданиях, в которых сообщалось о проведении аукциона. Органы местного самоуправления размещают такую информацию в районных газетах, которые в основном издаются один раз в неделю. Верстка газет, по технологическим особенностям, заканчивается за 2 дня до издания газеты. В связи с этим соблюдение 3-дневного срока является практически невозможным.

Следует обратить внимание, что частью 29 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808, предусмотрен срок опубликования информации о результатах торгов - 1 месяц.

     

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 297687-5 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Пермского края



В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона.

Законопроектом предлагается определить в Земельном кодексе Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) критерии делимости (неделимости) земельных участков. По мнению авторов законопроекта, данные изменения позволят избежать при разделе земельных участков нарушений положений градостроительного и земельного законодательства, вызванных отсутствием в действующем законодательстве норм, однозначно регулирующих указанный вопрос.

Согласно законопроекту земельный участок является делимым, если при его разделе могут быть образованы земельные участки, которые по своим параметрам соответствуют требованиям градостроительных регламентов и обеспечены условиями для их функционирования в качестве самостоятельных объектов недвижимости.

Вместе с тем признаки неделимой вещи установлены статьей 133 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с данной статьей неделимой признается вещь (в том числе земельный участок), раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения.

Следует также отметить, что требования к образуемым и измененным земельным участкам установлены пунктами 4 и 5 статьи 11_9 Земельного кодекса. При этом данные требования применимы, в том числе, к случаям образования земельных участков в результате раздела и не согласуются с соответствующими положениями законопроекта.

Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации содержит достаточное правовое регулирование соответствующих правоотношений.

Кроме того, законопроектом не учтено, что в соответствии с частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации в ряде случаев для земельных участков градостроительные регламенты не устанавливаются  (например, для земель лесного фонда, сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения).

Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации
С.Собянин



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»