РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и статью 7 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"
Принят Государственной Думой
10 декабря 2010 года
Внести в Федеральный закон от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3340; 2003, N 27, ст. 2708; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 1, ст. 39; 2009, N 1, ст. 17) следующие изменения:
1) пункт 1 статьи 2 дополнить абзацами следующего содержания:
"подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
содействия добровольческой деятельности;
участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
содействия деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан.";
2) в статье 5:
а) в абзаце четвертом части второй слова "благотворителями - юридическими лицами" исключить;
б) часть четвертую изложить в следующей редакции:
"Добровольцы - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).";
3) раздел I дополнить статьей 7_1 следующего содержания:
"Статья 7_1. Правовые условия осуществления добровольцами благотворительной деятельности
1. Условия осуществления добровольцем благотворительной деятельности от своего имени могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между добровольцем и благополучателем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в интересах благополучателя.
2. Условия участия добровольца в благотворительной деятельности юридического лица могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между этим юридическим лицом и добровольцем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в рамках благотворительной деятельности этого юридического лица.
3. Договоры, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, могут предусматривать возмещение связанных с их исполнением расходов добровольцев на наем жилого помещения, проезд до места назначения и обратно, питание, оплату средств индивидуальной защиты, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольцев при осуществлении ими добровольческой деятельности. В этом случае соответствующий договор должен быть заключен в письменной форме.";
4) статью 18 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7. Органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе осуществлять поддержку благотворительной деятельности в порядке и в формах, которые не противоречат законодательству Российской Федерации.".
Статью 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3738; Российская газета, 2010, 3 декабря) дополнить частью 5 следующего содержания:
"5. Не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты, производимые добровольцам в рамках исполнения заключаемых в соответствии со статьей 7_1 Федерального закона от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" гражданско-правовых договоров, на возмещение расходов добровольцев, за исключением расходов на питание в размере, превышающем размеры суточных, предусмотренные пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации.".
Президент
Российской Федерации
Д.Медведев
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - законопроект) разработан в соответствии с положениями Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г., а также положениями Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. N 1054-р, и Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (на период до 2020 года), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
Настоящий законопроект направлен на совершенствование действующего законодательства с целью создания благоприятных условий для функционирования некоммерческих организаций, оказания социальных услуг населению, развития благотворительной деятельности и добровольчества по следующим основным направлениям.
1. Совершенствование регулирования благотворительной деятельности.
Действующее законодательство, регулирующее осуществление благотворительной деятельности в Российской Федерации, на сегодняшний момент не имеет системного характера, противоречиво и пока не осуществляет стимулирующих функций для развития благотворительности. Предлагаемые изменения в части совершенствования регулирования благотворительной деятельности состоят в следующем:
1) в перечень целей благотворительной деятельности включены следующие направления: социальная реабилитация безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, оказание бесплатной юридической помощи некоммерческим организациям и правового просвещения населения, содействие научно-техническому творчеству детей и молодежи, содействие профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, поддержка молодежных инициатив, проектов, детских и молодежных движений и организаций, содействие добровольчеству, а также осуществление на безвозмездной основе деятельности в сферах образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности, охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и массового спорта, изготовления и распространения социальной рекламы;
2) органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставляется право осуществлять поддержку благотворительной деятельности в порядке и формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Пунктом 29 статьи 156 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ были признаны утратившими силу пункты 3 - 6 статьи 18 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", в которых содержались нормы о формах поддержки благотворительной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Вместе с тем в преамбуле Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" сохранилась норма о том, что данный Федеральный закон определяет возможные формы поддержки благотворительной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Таким образом, возникла правовая коллизия, когда федеральный закон не регулирует вопросы, обозначенные в его преамбуле. Кроме того, поскольку из преамбулы следует, что в федеральном законе определены возможные формы, а в тексте федерального закона нет ни одной формы, существует формальное препятствие для установления таких форм на региональном и местном уровнях.
Положения законопроекта предоставляют право органам государственной власти и органам местного самоуправления права осуществлять поддержку благотворительной деятельности в порядке и формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
3) определяются правовые основания осуществления добровольцами благотворительной деятельности, предусматривающие заключение гражданско-правового договора с благополучателем, предметом которого могут быть безвозмездное выполнение добровольцем работ, оказание услуг в интересах благополучателя.
Устанавливается, что если указанный договор предусматривает оплату расходов добровольца, связанных с исполнением договора, данный договор должен быть заключен в письменной форме.
2. Освобождение от обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды выплат добровольцам за питание, найм жилого помещения и проезд до места назначения и обратно, на оплату средств индивидуальной защиты, а также на оплату добровольного медицинского страхования, связанного с рисками для здоровья добровольцев во время ведения ими добровольческой деятельности.
Предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в части освобождения от обложения страховыми взносами выплат, производимых в соответствии с гражданско-правовым договором, предметом которого являются безвозмездное выполнение работ, оказание услуг, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", на оплату предусмотренных указанным Федеральным законом расходов добровольцев, связанных с исполнением договора.
Общественной палатой Российской Федерации проведена общественная экспертиза проекта федерального закона N 400715-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Законопроект направлен на совершенствование законодательства о некоммерческих организациях с целью создания благоприятных условий для функционирования институтов гражданского общества, оказания социальных услуг населению, развития благотворительной деятельности и добровольчества.
В рамках совершенствования законодательства в сфере благотворительной деятельности законопроектом предлагается включить в перечень целей благотворительной деятельности, дополнив статью 2 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" следующими положениями:
социальная реабилитация безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей;
оказание бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
содействие научно-техническому творчеству детей и молодежи; содействие профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
поддержка молодежных инициатив, проектов, детских и молодежных движений и организаций;
содействие добровольчеству;
осуществление на безвозмездной основе деятельности в сферах образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности, охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и массового спорта, изготовления и распространения социальной рекламы.
Дополнение перечня целей благотворительной деятельности представляется обоснованным и отвечающим интересам общества, однако полагаем целесообразным внести следующие изменения в пункт 1 статьи 1 законопроекта: первый абзац после слов "безнадзорных детей" дополнить словами ", детей-сирот", так как эта категория детей несправедливо исключена из текста законопроекта.
Кроме того, необходимо второй абзац после слов "юридической помощи" дополнить словами "гражданам и некоммерческим организациям", так как из контекста следует, что юридическая помощь по аналогии с правовым просвещением может оказываться исключительно гражданам, а в пояснительной записке к законопроекту указано, что законодатель имеет в виду юридическую помощь некоммерческим организациям.
Было бы также целесообразно дополнить пункт седьмой словами "и развитию благотворительности" для возможности признавать благотворительной деятельность, выражающуюся в различных формах поддержки благотворительных организаций. Исходя из определения благотворительной деятельности (ст. 1 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"), полагаем возможным абзац второй после слова "бесплатной" и абзац седьмой после слова "деятельности" дополнить словами "или на льготных условиях".
Законопроект, определяя правовые основания осуществления добровольцами благотворительной деятельности, предлагает предусмотреть возможность заключения добровольцем с юридическим лицом гражданско-правового договора на безвозмездной основе, предметом которого могут быть выполнение добровольцем работ, оказание услуг в интересах благополучателя. При этом законопроект предусматривает возможность заключения такого договора в письменной форме и на возмездной основе с выплатой добровольцу денежных средств в связи с исполнением договора.
Указанное положение законопроекта вызывает сомнение и нуждается в дополнительном обсуждении, имея в виду возможность любого юридического лица заключать договор с добровольцем. Нельзя не учитывать, что юридическими лицами являются и коммерческие организации. Такими организациями благотворительная деятельность может осуществляться посредством поддержки уже существующих или создания новых благотворительных организаций. В этой связи привлечение добровольца к участию в благотворительной деятельности юридического лица - коммерческой организации недопустимо.
Кроме того, обращаем внимание, что государственные (муниципальные) учреждения, правовое положение которых определены Федеральным законом от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", также не осуществляют благотворительную деятельность.
Указанные учреждения, в том числе ботанические сады, зоопарки и заповедники, не могут самостоятельно использовать труд добровольцев, следовательно, заключать с ними договоры и тем более компенсировать их расходы.
Авторы законопроекта справедливо отмечают в пояснительной записке, что законодательство, регулирующее благотворительную деятельность, не имеет системного характера и противоречиво, однако это не является основанием для того, чтобы вводить новые нормы, которые бы входили в противоречие с уже действующим законодательством, регулирующим, например, деятельность коммерческих организаций и государственных учреждений.
Для того, чтобы у некоммерческих организаций, не являющихся благотворительными организациями, имелись правовые основания для привлечения труда добровольцев в рамках обеспечения уставной деятельности, в том числе благотворительной, не связанной с предпринимательской деятельностью, необходимо внести соответствующие дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях".
В связи с вышеизложенным, предлагается пункт 3 статьи 1 законопроекта пункт 2 новой статьи 7_1 изложить в следующей редакции:
"2. Доброволец участвует в благотворительной деятельности благотворительной организации на основании заключенного между этой благотворительной организацией и добровольцем гражданско-правового договора, предметом которого является безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в рамках благотворительной деятельности благотворительной организации.".
Кроме введения норм, указанных выше, законопроект предоставляет право органам государственной власти и органам местного самоуправления осуществлять поддержку благотворительной деятельности в порядке и формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации. Законопроект также предполагает освобождение от обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды выплат добровольцам за питание, найм жилого помещения и проезд до места назначения и обратно, на оплату средств индивидуальной защиты и на оплату добровольного медицинского страхования, связанного с рисками для здоровья добровольцев во время ведения ими добровольческой деятельности.
Необходимость введения в действующее законодательство указанных положений не вызывает сомнений, а их содержание - замечаний.
Учитывая актуальность вопросов, подлежащих правовому регулированию, направленных на развитие благотворительности и добровольчества, а также социальную значимость предлагаемых поправок, Общественная палата Российской Федерации в целом поддерживает законопроект с учетом устранения высказанных замечаний.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка