РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"
Внести в Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 12, ст. 1232; 2007, N 7, ст. 839; N 30, ст. 3807; 2009, N 51, ст. 6157; N 52, ст. 6430) следующие изменения:
1) статью 24 дополнить частью 12 следующего содержания:
"12. Рекламные материалы, содержащие рекламу лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения, до их распространения подлежат согласованию с антимонопольным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";
2) статью 25 дополнить частью 3 следующего содержания:
"3. Рекламные материалы, содержащие рекламу биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания, до их распространения подлежат согласованию с антимонопольным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";
3) часть 1 статьи 33 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3) согласует рекламные материалы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.";
4) в части 6 статьи 38 слова "статьями 24 и 25" заменить словами "частью 12 статьи 24, частью 3 статьи 25".
Президент
Российской Федерации
Подготовка представленного законопроекта обусловлена следующими обстоятельствами.
В настоящее время реклама лекарственных средств, медицинской техники, медицинских услуг, в том числе методов лечения, биологически активных добавок и пищевых добавок просто переполняет теле- и радиопрограммы, а также периодические печатные издания.
Потребление лекарств, других видов перечисленной продукции, а также использование различных видов медицинских услуг и методов лечения населением России растёт неуклонными темпами.
Однако законодательство в сфере рекламы не в полной мере позволяет обеспечить безопасность использования указанной продукции и услуг потребителем. В ряде случаев их реклама является недостоверной, вводит потенциального потребителя в заблуждение, меняет его ценностные ориентации, подвергает риску его жизнь и здоровье, в том числе здоровье маленьких детей.
Согласно Федеральному закону "О рекламе" контроль за соблюдением законодательства о рекламе возложен на антимонопольный орган, который предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физических и юридических лиц в сфере рекламы. При этом механизм использования предупредительных мер законодательством практически не регламентирован. Фактически антимонопольная служба возбуждает дела по признакам нарушения законодательства о рекламе лишь после её распространения, то есть уже после того как оказано её влияние на население.
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается установить предупредительный механизм в отношении рекламы лекарственных средств, медицинской техники, медицинских услуг, в том числе методов лечения, биологически активных добавок и пищевых добавок, закрепив необходимость согласования рекламодателем соответствующих рекламных материалов до их распространения с антимонопольным органом.
Указанный механизм будет служить своеобразным "фильтром" рекламы поименованных объектов рекламирования. Полагаем, что он станет более действенной мерой, направленной на защиту наиболее важных ценностей - жизни и здоровья населения России.
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "О рекламе", установив, что рекламные материалы, содержащие рекламу лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также содержащие рекламу биологически активных и пищевых добавок, продуктов детского питания, до их распространения подлежат согласованию с антимонопольным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положения законопроекта о введении предварительного контроля со стороны ФАС России за распространяемой рекламной информацией представляются необоснованными.
Федеральным законом "О рекламе" определены полномочия антимонопольного органа по осуществлению государственного контроля в целях реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечению фактов ненадлежащей рекламы, в том числе право применять меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа, величина которого может достигать пятисот тысяч рублей.
Таким образом, законодательство Российской Федерации предусматривает последующий государственный контроль за содержанием распространяемой информации.
Положения законопроекта в части введения предварительного контроля за распространяемой информацией требуют дополнительного обсуждения.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный проект федерального закона.
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации
В.Володин
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка