Недействующий

     

Проект N 522998-5

Вносится депутатами
 Государственной Думы
К. А. Лукьяновой, А.В. Кузьминой,
В.И. Захрьящевым


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменения в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации

Статья 1


Внести в часть первую статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2005, N 1, ст. 27) изменения, изложив ее в следующей редакции:

"Нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются:

31 декабря, 1 и 2 января - Новый год;

7 января - Рождество Христово;

23 февраля - День защитника Отечества;

8 марта - Международный женский день;

1, 2 и 3 мая - Праздник Весны и Труда;

9 мая - Праздник Победы;

12 июня - День России;

4 ноября - День народного единства. ";

Статья 2




Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года.

 Президент
Российской Федерации

     

     

Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации"



Практика применения существующей редакции статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации показала, что установленные Новогодние каникулы (с 1 по 5 января), с учетом переноса выходных дней, имеют фактическую продолжительность около 10 дней.

Необходимость столь длительного отдыха в зимний период вызывает неоднозначное мнение в обществе.

Сторонники существования продолжительных Новогодних праздников говорят о возможности использования этого периода времени для туристических поездок за границу или по России, однако, используют такую возможность не более 1-1,5% населения. Более того, анализ статистических данных, приводимых Минспорттуризмом России говорит о том, что начиная с 2001 года наблюдается увеличение числа граждан, выезжающих в туристические поездки, и из года в год ежеквартальная динамика не изменяется (см. диаграмму 1, 2). Дальнейший анализ диаграммы говорит о том, что интенсивность туристических поездок зависит не от факта существования Новогодних каникул (в 2005 и последующих годах не наблюдается скачкообразного увеличения числа поездок), а от улучшающегося материального благосостояния отдельных категорий граждан России (снижение количества поездок в 2009 году - период финансово-экономического кризиса).

Доводы о том, что указанное время может быть использовано родителями для создания условий культурного досуга для своих детей также сомнительно, поскольку справедливо лишь для крупных городов России имеющих соответствующую инфраструктуру, и требует значительных материальных средств.

В результате указанных причин, а также особенностей климатических условий России, большинство наших соотечественников не имеют возможности полноценного отдыха в указанный период. Все это приводит к снижению деловой и интеллектуальной активности населения, значительному повышению уровня потребления алкогольных напитков, возрастанию бытового травматизма, пожаров, неоправданному сокращению семейных бюджетов, а также росту криминогенной обстановки.

Анализ статистических данных представленных Министерством внутренних дел говорит о сложной оперативной обстановке в первой декаде января: на фоне меньшего, чем в послепраздничный период количества регистрируемых преступлений в эти дни совершается больше убийств и покушений на убийство, в том числе и на бытовой почве, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, хулиганств (диаграмма 3). На диаграмме 3 показана динамика убийств в январе в период с 2000 по 2010 год. Наблюдается увеличение процента убийств с18,2 % в 2000-2004 годах до 23,9 % в 2005-2010 годах. В целом по стране в новогодние праздники почти на треть больше по сравнению с последующей декадой совершается умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, повлекших по неосторожности смерть потерпевшего (2000-2004 годы: + 26,6 %, 2005-2010 годы +28,8 %) (см. диаграмму 4).

В первой декаде января совершается больше, чем в послепраздничный период изнасилований (исключения составляют 2008 и 2009 год, см. диаграмму 5). Особенно хотелось бы обратить внимание на более выраженную разницу между показателями первой и второй декад января, которая варьируется от 35,7% в период 2000-2004 годов до 56,8% в период 2006-2010 годов (см. диаграмму 6).

Хотелось бы отметить активную реакцию криминальных элементов, специализирующихся на хищениях (путем кражи или разбоя) на послепраздничный период, т. е период, когда значительные материальные средства были истрачены в период Новогодних праздников.

Рассматривая динамику преступлений с отягчающими обстоятельствами, следует отметить стабильное преобладание в период праздников количества преступлений в состоянии алкогольного опьянения. Возрастание этого показателя в первую декаду января составляет от 11,7 % в период 2000-2004 годов, до 17,2 % в период 2005-2020 годов (диаграмма 7).

Что касается вопроса пожарной обстановки, то по статистическим данным МЧС России январь один из самым пожароопасных периодов наряду с апрелем - началом дачного сезона и октябрем - началом отопительного периода. Для примера можно обратиться к ситуации с пожарами на территории России 2009 году (см. диаграмму 8). Анализируя данные по пожарам, связанным с неосторожным обращением с огнем, хотелось обратить внимание на значительное число пожаров в первые 10 дней Новогодних праздников и особенно первых трех дней января (см. диаграмму 9).

Рассматривая вопрос целесообразности длительных Новогодних каникул, нельзя не обратить внимание на снижение в этот период эффективности деятельности ряда социальных, в том числе банковских и медицинских учреждений. Не функционирует высокотехнологическая медицинская помощь.

Кроме негативных социальных последствий для большинства россиян, хотелось бы отметить ежегодное увеличение цен на услуги, предоставляемые туристическими фирмами и их непосредственную заинтересованность в сохранении длительных новогодних каникул. В этот период времени стоимость транспортных и гостиничных услуг значительно завышается, возрастает нагрузка на аэропорты и железнодорожный транспорт, что в совокупности с неблагоприятными метеоусловиями создает россиянам массу сложностей и излишние финансовые затраты.

Говоря об экономических последствиях Новогодних праздников, хотелось бы обратить внимание на некоторые статистические данные, полученные из Федеральной службы государственной статистики (диаграмма 10, 11, 12 и 13). На диаграмме 10 и 11 показан индекс промышленного производства для периодов 2000-2004 и 2005-2010 гг. соответственно. Рассматривая диаграмму 10 и особенно период январь - сентябрь, видно, что данный показатель в январе месяце был сравним, а в некоторые годы и превышал значения других месяцев этого периода. Рассматривая диаграмму 11, т. е. 2005-2010 годы мы видим, что индекс промышленного производства в январе ежегодно ниже, а порой и очень значительно, данного показателя других месяцев. Аналогичная ситуация и с индексом производства сельского хозяйства (диаграмма 12 и 13).

Исходя из вышесказанного, законопроектом предлагается сократить Новогодние каникулы, ограничив их число тремя днями - 31 декабря, 1 и 2 января. Исходя из практики новогодних праздников до 2005 года, трех дней вполне достаточно чтобы встретить Новый год и провести время досуга с близкими родственниками и друзьями.

Также законопроект, учитывая сокращение Новогодних каникул, предлагает установить еще два праздничных нерабочих дня - 2 мая и 3 мая.

Установление праздничных нерабочих дней 2 и 3 мая в совокупности с 1 мая дает возможность россиянам более рационально провести время досуга, в том числе на природе, в экскурсионной поездке, в общении с друзьями или родственниками не прибегая к серьезным тратам из семейного бюджета. Этому будут способствовать не только улучшающиеся на всей территории России погодные условия, но и положения статьи 112 Трудового Кодекса о переносе выходных дней, если последние попадают на праздничные дни. Более того, данное предложение будет удовлетворять традициям миллионам россиян - ежегодно в начале мая приступать к работам на приусадебных участках.

Хотелось бы отметить, что все приведенные статистические данные получены из официальных источников, путем депутатского запроса в соответствующие Министерства России. Особо, необходимо уточнить, что все исследуемые значения января не отличаются от остальных месяцев на 10-15%, однако нужно учесть, что речь идет всего лишь о 10 календарных днях года.

Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, поскольку общее количество праздников не изменится. Также в связи с принятием законопроекта не потребуется признание утратившими силу, приостановлению или введению в действие каких - либо актов федерального законодательства.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»