Недействующий

     

Проект N 328026-5

          
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

     
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

     

О внесении изменений в некоторые законодательные аты Российской Федерации

     

Принят
Государственной Думой
"_____" ________ года

Одобрен
Советом Федерации
"_____" ________ года

     

     

Статья 1


Статью 142 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (часть 1), ст.3; 2006, N 27, ст.2878) дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"В случае, если допущение задержки выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда вызваны действиями учредителей (участников) юридического лица или других лиц, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания или иным образом имеют возможность определять его действия, такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации".

Статья 2


Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (часть 1), ст.1; 2003, N 27 (часть 2), ст.2708; 2005, N 19, ст.1752; 2005, N 30 (часть 1), ст.3104; 2007, N 17, ст.1930; 2007, N 26, ст.3089; 2009, N 7 ст.777; 2009, N 29, ст.3597) следующие изменения:

1) примечание к статье 2.4 дополнить третьим предложением следующего содержания:

"Совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.27, 5.27.1 настоящего Кодекса, учредители (участники) юридического лица, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций) или другие лица, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания или иным образом имеют возможность определять его действия, несут административную ответственность как должностные лица.";

2) дополнить главу 5 статьей 5.27.1 следующего содержания:

"5.27.1. Нарушение сроков выплаты заработной платы и другие нарушения оплаты труда

Задержка выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до тридцати тысяч рублей.".

Статья 3


Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования.

Президент Российской
Федерации


Москва, Кремль
"____" _________ года
N ________

     

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"



Проектом федерального закона предлагается внести изменения в некоторые законодательные акты Российской Федерации с целью усиления ответственности за неисполнение трудового законодательства.

В настоящее время в соответствии со ст.20 Трудового кодекса Российской Федерации работодателем является физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Данное лицо и несет ответственность, установленную действующим законодательством за нарушение трудового законодательства.

Как показывает практика, в большинстве случаев принятие управленческих решений в организациях внебюджетного сектора экономики, в том числе решения о распределении финансовых средств, принимаются не руководителями этих организаций (работодателями), а учредителями (участниками) юридического лица или другими лицами, имеющими право давать обязательные для этого юридического лица указания или иным образом определять действия этого юридического лица. В результате таких решений и действий средства, предназначенные на оплату труда, финансирование мероприятий по охране труда и т.п. используются на иные цели, что неизбежно приводит к образованию задолженности по заработной плате работникам и ограничению расходования средств на обеспечение безопасных условий труда.

При этом действующим законодательством за нарушения трудового законодательства установлена административная ответственность в виде штрафа и дисквалификации (ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) только в отношении должностных лиц юридического лица и уголовная ответственность (ст.145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации) только в отношении руководителей организации за невыплату заработной платы свыше двух месяцев либо из корыстной или иной личной заинтересованности руководителя, а также материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику (ст.236 Трудового кодекса Российской Федерации).

Применение указанных норм в качестве рычагов воздействия на работодателей и должностных лиц, виновных в нарушении трудового законодательства является малоэффективным. Поскольку в большинстве случаев истинно виновные лица за нарушение требований трудового законодательства в силу закона не могут быть привлечены к ответственности.

Именно по указанной причине и предлагается внести изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Возможность привлечения к ответственности за невыполнение требований трудового законодательства учредителей (участников) юридического лица и лиц, имеющих право давать обязательные для этого юридического лица указания или иным образом определяющих его деятельность, в большей степени будет способствовать устранению правонарушений в сфере трудового законодательства, в том числе предотвращению образования задолженности по заработной плате, а также повышению персональной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства.

     

Официальный отзыв на проект федерального закона N 328026-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", внесенный Курской областной Думой



В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект).

Законопроектом предусматривается дополнить Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) положением о том, что в случае, если допущение задержки выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда вызваны действиями учредителей (участников) юридического лица или других лиц, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания или иным способом имеют возможность определять его действия, такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 142).

При этом в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях законопроектом предлагается ввести аналогичную норму в части административной ответственности указанных лиц.

Однако предлагаемые законопроектом дополнения не учитывают, что предметом регулирования Кодекса являются взаимоотношения работодателя и работника.

В соответствии с Кодексом работодателем может выступать физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником, а выплата в полном размере причитающейся работникам заработной платы в сроки, установленные законодательством, является обязанностью работодателя.

Предлагаемые дополнения не относятся к предмету правового регулирования Кодекса, поскольку учредители (участники) юридического лица, а также иные лица, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания или иным способом имеют возможность определять его действия, не вступают в трудовые отношения с работником.

При этом в настоящее время Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит статью 5.27, которой предусмотрена административная ответственность должностных лиц, юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за нарушение законодательства о труде, что позволяет привлекать к административной ответственности за задержку выплаты заработной платы.

Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации
С.Собянин



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»