Недействующий

     

Проект N 605356-5

Вносится Государственным
Собранием - Курултаем
Республики Башкортостан


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменения в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации



Статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; N 30, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 52, ст. 5498; 2007, N 17, ст. 1930; 2008, N 30, ст. 3613, 3616; 2009, N 1, ст. 17, 21; N 29, ст. 3604; N 30, ст. 3732; Российская газета, 2011, 4 июля) дополнить частью 6 следующего содержания:

"Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в дополнение к нерабочим праздничным дням, предусмотренным частью первой настоящей статьи, вправе устанавливать нерабочие праздничные дни на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций.".

Президент
Российской Федерации
Д. Медведев

     

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации"


Время отдыха относится к важным гарантиям трудовых прав граждан. Нерабочие праздничные дни установлены статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации. С учетом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные нерабочие праздничные дни помимо тех, которые установлены частью 1 статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации. Статьей 6 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом субъекты Российской Федерации вправе предусматривать более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Это имеет особое значение в таком многонациональном и многоконфессиональном государстве, каким является Российская Федерация.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" по просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.

Комплексный анализ указанных правовых норм указывает на наличие у субъектов Российской Федерации права с учетом исторических, национальных и иных традиций устанавливать нерабочие праздничные дни на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Исходя из этого абзацами третьим и четвертым части 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 27.02.1992 года N ВС-10/21 "О праздничных и памятных днях в Республике Башкортостан" нерабочими праздничными днями в Республике Башкортостан установлены религиозные праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам.

Однако Определением Верховного Суда Российской Федерации от 31.08.2011 г. N 49-11-57 данные нормы Закона Республики Башкортостан признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими в связи с тем, что федеральным законодательством прямо не предусмотрено право субъектов Российской Федерации устанавливать нерабочие праздничные дни на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Пункт 7 статьи 4 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", как отмечает Верховный Суд Российской Федерации, сам по себе не свидетельствует о наличии нормотворческой компетенции субъектов Российской Федерации по данному вопросу, а Трудовой кодекс Российской Федерации каких-либо норм, предоставляющих субъектам Российской Федерации полномочия устанавливать нерабочие праздничные дни, не содержит.

Для устранения правовой неопределенности по данному вопросу представленным законопроектом предлагается дополнить статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации положением, согласно которому органы государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций вправе устанавливать нерабочие праздничные дни на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Принятие законопроекта позволит устранить правовую коллизию и обеспечить соблюдение трудовых прав и прав на свободу совести и религиозные вероисповедания граждан независимо от их религиозной принадлежности и места проживания, гарантируя тем самым реализацию конституционных прав граждан на всей территории Российской Федерации.

Законопроект не содержит положений, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета.

Председатель
     Государственного Собрания - Курултая
     Республики Башкортостан
     К. Толкачев



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»