Статус документа
Статус документа

     
ГОСТ Р ИСО 15005-2012

Группа Э65

     
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭРГОНОМИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Эргономические аспекты информационно-управляющей системы транспортного средства. Принципы управления диалогом и процедуры проверки соответствия

Ergonomic of vehicles. Ergonomic aspects of transport information and control systems. Dialogue management principles and compliance procedures

ОКС 13.180*

________________

* В ИУС 11-2019 и на официальном сайте Росстандарт

ГОСТ Р ИСО 15005-2012 приводится с ОКС 13.180; 43.040.15 -

Примечание изготовителя базы данных.      

Дата введения 2013-12-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД") на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика, психология труда и инженерная психология"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1282-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 15005:2002* "Транспорт дорожный. Эргономические аспекты информационно-управляющей системы транспортного средства. Принципы управления диалогом и процедуры проверки соответствия" (ISO 15005:2002 "Road vehicles - Ergonomic aspects of transport information and control systems - Dialogue management principles and compliance procedures", IDT)

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в приложениях ДА и ДБ

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

Введение

В настоящем стандарте рассмотрены вопросы эргономического проектирования информационно-управляющей системы транспортного средства (ИУСТ) и установлены основные эргономические принципы организации диалога в системе независимо от особенностей применяемых для осуществления диалога методов и технических средств.

При разработке и установке ИУСТ необходимо убедиться, что она не оказывает отрицательного влияния на безопасность управления транспортным средством. При этом надо учитывать различные условия вождения (дорожное покрытие, обзорность, погоду, общую освещенность и загруженность дороги и т.п.).

Принципы управления диалогом в ИУСТ должны учитывать следующее:

- ИУСТ предназначена для использования в движущемся транспортном средстве;

- функции ИУСТ должны быть подходящими для движущегося транспортного средства;

- диалога ИУСТ происходят в постоянно изменяющейся среде транспортного средства;

- технологии ИУСТ должны быть приспособлены к среде движущегося транспортного средства;

- диалоги ИУСТ предусматривают в качестве ответа на сообщения ИУСТ действия водителя по управлению транспортным средством.

Водитель транспортного средства, оборудованного ИУСТ, несет ответственность за безопасность транспортного средства, находящихся в нем людей и других участников дорожного движения. Следовательно, диалог должен учитывать общую нагрузку на водителя, включая когнитивные, физические задачи и задачи на восприятие, связанные с обеспечением безопасности и результативности управления транспортным средством. Важной целью является обеспечение результативного и эффективного функционирования ИУСТ с учетом среды внутри транспортного средства и задачи водителя по управлению транспортным средством.

В дополнение к рекомендациям и требованиям настоящий стандарт также приводит условия соответствия ИУСТ этим требованиям. Так как применение каждого принципа диалога зависит от характеристик конкретной ИУСТ и используемого метода диалога, в стандарте приведены примеры применения принципов.

Настоящий стандарт разработан для отражения потребностей водителей при работе с ИУСТ.

Применяемый в настоящем стандарте международный стандарт разработан техническим комитетом ИСО/ТС 22 "Дорожный транспорт".

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает эргономические принципы разработки диалога водителя транспортного средства с информационно-управляющей системой транспортного средства (ИУСТ) во время движения транспортного средства. Стандарт также приводит условия соответствия ИУСТ требованиям, основанным на этих принципах.

Настоящий стандарт применим к ИУСТ, состоящей из одного или нескольких устройств, которые могут быть независимы или связаны между собой. Стандарт не может быть применен к ИУСТ без диалога, ИУСТ в состоянии отказа, а также элементам управления и дисплеям, используемым для выполнения функций, не связанных с ИУСТ.

Требования и рекомендации настоящего стандарта в некоторых случаях могут быть изменены для водителей с ограниченными возможностями.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты*:

_______________

* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.     

ИCO 3958, Легковые автомобили. Досягаемость элементов ручного управления (ISO 3958, Passenger cars - Driver hand-control reach)

ИCO 15008, Эргономика транспортных средств. Эргономические аспекты информационно-управляющей системы транспортного средства. Технические требования и процедуры проверки соответствия представления визуальной информации внутри транспортного средства (ISO 15008, Road vehicles - Ergonomic aspects of transport information and control systems - Specifications and test procedures for in-vehicle visual presentation)

SAEJ1050, Описание и измерение поля зрения водителя (SAE J1050: (R) Describing and Measuring the Driver's Field of View)

_______________

SAЕ - Society of Automotive Engineers (Общество автомобильных инженеров, США).


Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 коммуникация (communication): Обмен или передача информации.

3.2 элемент управления (control): Часть изделия или оборудования, используемая оператором для изменения работы изделия или оборудования.

3.2.1 первичный элемент управления (primary control): Устройство, используемое водителем для управления движением транспортного средства за счет перемещения (этого элемента) вперед-назад (продольное движение) и вправо-влево (боковое движение).

Пример - Рулевое колесо, педаль тормоза, педаль газа, рычаг переключения передач uли педаль сцепления.

3.2.2 вторичный элемент управления (secondary control): Устройство, не являющееся первичным элементом управления, используемое водителем для управления необходимыми функциями.

Пример - Стояночный тормоз, устройство подачи звукового сигнала (гудка), переключатели света, включатель сигналов поворота, включатель стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла, элемент управления аварийной сигнализацией или включатель функции антизапотевания.

3.3 управляющее действие (control action): Передача в систему определенной команды путем настройки/регулировки соответствующего элемента управления.

3.4 ввод данных (data entry): Действие водителя по предоставлению информации в систему, необходимой для выполнения выбранной функции.

3.5 диалог (dialogue): Обмен информацией между водителем и системой, инициируемый любой стороной, для достижения конкретной цели, состоящий из последовательности управляющих действий, которые могут задействовать более одной модальности.

3.6 результативность диалога (dialogue effectiveness): Успешный обмен информацией между системой и пользователем.

3.7 эффективность диалога (dialogue efficiency): Результативный обмен информацией, при котором от пользователя требуется мало усилий по сбору информации (например, чтение, прослушивание), обработке информации и вводу информации (например, управляющие действия).

3.8 управление диалогом (dialogue management): Управление обменом информацией в динамической форме между водителем и информационно-управляющей системой транспортного средства, организованное и отображаемое с помощью интерфейса любого типа.

3.9 дисплей (display): Устройство, позволяющее передавать водителю визуальную, звуковую или тактильную информацию в динамической форме.

3.10 отключение внимания (distraction): Захват внимания водителя информацией, не связанной с вождением, или информацией, связанной с вождением, но представленной в таком виде, что она чрезмерно привлекает внимание водителя, отвлекая его от важной информации.

3.11 водитель (driver): Человек, управляющий транспортным средством.

3.12 время просмотра (dwell time): Продолжительность времени чередования фиксаций взгляда и саккад между точками фиксации в течение продолжительности одного взгляда.

[ИСО 15007-1:2002, определение 3.5]

3.13 функция (function): Преобразование поступающей информации в определенный результат.

3.14 точка Н (H-point): Центр вращения туловища и бедра, определяемый с помощью трехмерного механизма определения точки Н, установленного на сиденье транспортного средства.

Примечание - Точка Н расположена в середине центральной линии механизма, проходящей между визирными метками точки Н, расположенными с обеих сторон механизма определения точки Н.

[ИСО 6549:1999, определение 3.2]

3.15 интерфейс (interface): Физические приспособления (или аппаратные средства), обеспечивающие взаимодействие водителя и системы.

3.16 изготовитель (manufacturer): Лицо или организация, ответственные за рабочие характеристики информационно-управляющей системы транспортного средства.

Примечание - Изготовителем могут быть конструктор, поставщик комплектующих изделий, сборщик и поставщик системы, который помещает свой торговый знак или другие обозначения на систему.

3.17 задача управления транспортным средством (primary driving task): Совокупность действий, которые водитель должен предпринять для навигации, маневрирования и управления функциями транспортного средства.

Пример - Изменение траектории движения, торможение или разгон.

3.18 приглашение к вводу данных (prompt): Индикация состояния, в котором система готова к вводу данных.

3.19 сенсорный режим (sensory mode): Относящаяся к восприятию форма представления информации, используемая для передачи или приема информации (слуховой, визуальной, осязательной, и т.д.)

3.20 состояние (status): Текущий режим (выполнения действия, ожидания и т.п.) информационно-управляющей системы транспортного средства.

3.21 информация системы (system acknowledgement): Информация, предоставляемая системой водителю в ответ на его запрос.

3.22 информация, инициированная системой (system initiated information): Информация, предоставляемая водителю системой без его запроса.

3.23 режим системы (system mode): Установленный ряд параметров функций или работы системы.

3.24 задача (task): Работа, выполняемая для достижения установленной цели или конечного состояния, необходимого водителю.

3.25 информационно-управляющая система транспортного средства, ИУСТ (transport information and control system, TICS): Информационная система помощи в управлении транспортным средством, имеющая единственную функцию, например, помощь в навигации по маршруту, или набор функций, разработанный для совместной работы.

См. ISO/TR 14813-1 для информации об услугах, предоставляемых ИУСТ.

3.26 согласованность по времени (timing): Связь между временем управляющего действия, изменения в системе или дорожной ситуации и временем отображения соответствующей информации на дисплее или ее представления другим способом.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».