Статус документа
Статус документа

 
ГОСТ Р ИСО 15008-2012

Группа Э65

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭРГОНОМИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Эргономические аспекты информационно-управляющей системы транспортного средства

Требования к представлению визуальной информации внутри транспортного средства и методы их проверки

Ergonomic of vehicles. Ergonomic aspects of transport information and control systems. Specifications and test procedures for in-vehicle visual presentation



ОКС 13.180; 43.040.15

Дата введения 2013-12-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД") на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика, психология труда и инженерная психология"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1282-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 15008:2009* "Транспорт дорожный. Эргономические аспекты информационно-управляющей системы транспортного средства. Требования к представлению визуальной информации внутри транспортного средства и методы их проверки" (ISO 15008:2009 "Road vehicles - Ergonomic aspects of transport information and control systems - Specifications and test procedures for in-vehicle visual presentation", IDT)

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

Введение


Водитель и транспортное средство представляют собой сложную систему, которая включает в себя среду транспортного средства, первичные элементы управления, аппаратуру и информационно-управляющую систему транспортного средства (ИУСТ). Задачи управления автомобилем, а также возможности и ограничения человека также являются основными факторами, влияющими на работу этой системы.

ИУСТ предназначена для поддержки водителя в выполнении основной задачи, поэтому использование ИУСТ не должно оказывать отрицательного воздействия на утомляемость водителя и способствовать повышению производительности и комфортности его труда.

Визуальные характеристики систем отображения представляют собой набор показателей, влияющих на восприятие передаваемой информации. Следовательно, их необходимо учитывать вместе с возможностями человека и связями с другими элементами окружающей среды.

Применяемый в настоящем стандарте международный стандарт разработан техническим комитетом ИСО/ТС 22 "Дорожный транспорт".

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает минимальные требования к качеству и четкости изображения на дисплеях информационно-управляющей системы транспортного средства (ИУСТ), содержащих динамично изменяющуюся визуальную информацию, которую система представляет водителю во время движения транспортного средства. Эти требования разработаны таким образом, чтобы они не зависели от технологии изготовления дисплея, однако в некоторых случаях приведены методы испытаний и процедуры измерений для проверки соответствия требованиям настоящего стандарта.

Настоящий стандарт применим к перцептивным и некоторым основным когнитивным компонентам визуальной информации, включая четкость восприятия знаков и распознаваемость цветов. Он не применим к другим факторам, влияющим на производительность и комфорт, таким как применяемое кодирование, форма и характеристики диалога, или к дисплеям, использующим

- знаки, представленные как часть символа или графической информации;

- информацию, накладываемую поверх стекол обзора (например, индикацию на лобовом стекле);

- графические изображения (например, изображение с камеры заднего вида);

- карты и топографические изображения (например, в навигационных системах);

- квазистатическую информацию.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты*:

_______________

* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.     

ИСО 4513 Дорожные транспортные средства. Обзорность. Метод определения эллипсов глаз для моделирования расположения глаз водителя (ISO 4513 Road vehicles - Visibility - Method for establishment of eyellipses for driver's eye location)

CIE 17.4:1987 Международный светотехнический словарь (CIE 17.4:1987 International lighting vocabulary)

CIE 85:1989 Спектральная плотность энергетической яркости солнца (CIE 85:1989, Solar spectral irradiance)

SAE J1757/1:2007 Стандартная метрология для дисплеев транспортных средств (SAE J1757/1:2007, Standard Metrology for Vehicular Displays)

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по CIE 17.4:1987 и следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 адаптация (adaptation): Приспосабливание чувствительности глаза к яркости в наблюдаемом поле зрения.

Примечание - Темновая адаптация наступает более медленно, чем световая адаптация.

3.2 мигание (blink): Преднамеренное периодическое изменение яркости источника света или визуальной информации, обычно начинающееся с отсутствия яркости с последующим изменением до заданного значения, в большинстве случаев используемое для привлечения внимания.

Примечание - Термины и определения, связанные с фотометрическими величинами (например, освещенность, яркость, яркостный контраст и чистота цвета), приведены в CIE 17.4:1987.

3.3 яркость (светлота) (brightness): Характерный признак визуального восприятия, в соответствии с которым какая-либо поверхность воспринимается как излучающая больше или меньше света.

3.4 критическая зеркальная линия, КЗЛ (critical specular line, CSL): Линия от центра дисплея до центра эллипса глаза.

3.5 хроматический (chromatic): Имеющий цвет или цветовой тон, отличающийся от нейтрального серого цвета, имеющего такую же яркость.

Примечание - Термин связан с цветовыми свойствами наблюдаемого объекта.

3.6 контраст, (contrast, ): Частное от деления разности яркости области в "освещенном" состоянии (например, контуров знака в случае отрицательной полярности) и яркости той же области в "темном" состоянии на яркость .

Примечание 1 -


Примечание 2 - Термины и определения, связанные с фотометрическими величинами (например, освещенность, яркость, яркостный контраст и чистота цвета), приведены в CIE 17.4:1987.

3.7 коэффициент контраста, (contrast ratio, ): Частное от деления яркости на яркость .

Примечание 1 -


Примечание 2 - Термины и определения, связанные с фотометрическими величинами (например, освещенность, яркость, яркостный контраст и чистота цвета), приведены в CIE 17.4:1987.

3.8 эллипс циклопического глаза (cyclopean eyellips): Объем эллиптической формы, частично включающий в себя эллипсы левого и правого глаз водителя, главная ось которого находится посередине между главными осями эллипсов левого и правого глаз.

3.9 дневные условия (day condition): Условия с рассеянным окружающим светом.

3.10 условия прямого солнечного света (direct sunlight condition): Условия, при которых прямой солнечный свет падает на поверхность дисплея, что оказывает влияние на возможность просмотра изображения.

3.11 динамическая информация (dynamic information): Информация, имеющая более двух этапов изменения.

3.12 эллипс глаз (eyellips): Область возможного расположения глаз водителя в форме эллипса, как определено в ИСО 4513.

Примечание 1 - Определение 95-й процентили эллипса глаз приведено в ИСО 4513.      

Примечание 2 - Слово "eyellips" является совмещением слов "eye" (глаз) и "ellipse" (эллипс).

3.13 мелькание или мерцание изображения (flicker): Нежелательные пульсации изображения во времени, обычно возникающие в процессе обновления информации на дисплее или вызванные колебаниями яркости подсветки.

Примечание 2 - Термины и определения, связанные с фотометрическими величинами (например, освещенность, яркость, яркостный контраст и чистота цвета) приведены в CIE 17.4:1987.

3.14 слепящая блесткость (disability glare): Блесткость, нарушающая видимость объектов, но не обязательно вызывающая дискомфорт.

Примечание - Эффект слепящей блесткости относится к сетчатке глаза и вызван в основном рассеянием света в глазу, которое создает светящуюся пелену перед изображением на сетчатке, тем самым уменьшая контраст изображения.

3.15 дискомфортная блесткость (discomfort glare): Блесткость, вызывающая неприятные ощущения, но не обязательно ухудшающая при этом видимость объектов.

Примечание - Эффект дискомфортной блесткости относится к восприятию и ухудшает зрительное внимание и выделение изображения.

3.16 дрожание (jitter): Непреднамеренное периодическое перемещение изображения или его частей.

3.17 четкость (разборчивость) (legibility): Свойство знака или графического изображения, которое определяет легкость, с которой он может быть распознан.

3.18 карта (map): Изображение на плоской поверхности определенной части поверхности земли, отражающее ее свойства и расположенные на ней объекты (в особенности дороги и схемы движения), имеющие форму и размеры в соответствии с определенной системой условных обозначений.

3.19 ночные условия (night condition): Условия слабого окружающего освещения, при которых на адаптацию глаз водителя в основном влияют часть дороги впереди, освещенная фарами транспортного средства и уличными фонарями, а также яркость дисплея и приборной панели.

Примечание - Слабым считается окружающее освещение менее 50 лк.

3.20 пиксель (pixel): Наименьший управляемый элемент поверхности дисплея, способный воспроизводить весь диапазон яркости и цветов.

Примечание 1 - Термин "Pixel" является аббревиатурой "picture element".     

Примечание 2 - Термины и определения, связанные с фотометрическими величинами (например, освещенность, яркость, яркостный контраст и чистота цвета) приведены в CIE 17.4:1987.

3.21 квазистатическая информация (quasi-static information): Представленная на дисплее информация, имеющая ограниченное количество возможных состояний, при этом то или иное состояние отображается постоянно и редко изменяется.

Пример - АМ/РМ (время до полудня/после полудня), км/мили, кПа/PSI (килопаскали/фунты на квадратный дюйм), вкл/выкл.     

3.22 избыточная информация (redundantly presented information): Информация, представляемая одновременно с помощью различных средств или в различных местах.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».