СОГЛАШЕНИЕ
о применении в Евразийском экономическом союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок

Ратифицировано
Федеральным законом
от 20.10.2022 N 401-ФЗ

 

Государства - члены Евразийского экономического союза, далее именуемые государствами-членами,

основываясь на Договоре о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Договоре о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года,

признавая необходимость развития экономической интеграции в рамках Евразийского экономического союза (далее - Союз),

стремясь к расширению использования современных технических и технологических решений при организации перевозок по территориям государств-членов, а также к минимизации применения мер таможенного и иных видов государственного контроля в отношении товаров, перевозимых по таможенной территории Союза,

желая обеспечить законный оборот товаров на внутреннем рынке Союза,

согласились о нижеследующем:

Статья 1


Для целей настоящего Соглашения используются понятия, которые означают следующее:

"активация навигационной пломбы" - постановка наложенной навигационной пломбы на контроль в информационной системе национального оператора и начало наблюдения за объектом отслеживания;

"деактивация навигационной пломбы" - снятие наложенной навигационной пломбы с контроля в информационной системе национального оператора и завершение наблюдения за объектом отслеживания;

"замыкание элемента пломбирования навигационной пломбы" - включение системы контроля целостности элемента пломбирования навигационной пломбы с использованием возможностей информационной системы национального оператора, которое может осуществляться как удаленно, так и с использованием специального устройства;

"контролирующий орган" - государственный орган (организация) государства-члена, в функции которого в соответствии с законодательством этого государства-члена входит осуществление государственного контроля (надзора);

"наблюдение за объектом отслеживания" - процесс приема и обработки информации (включая информацию о нештатных ситуациях и (или) несанкционированных действиях), поступающей от навигационной пломбы;

"навигационная пломба" - техническое устройство, состоящее из элемента пломбирования и электронного блока, функционирующее на основе технологий навигационных спутниковых систем и обеспечивающее передачу информации, имеющей отношение к объекту отслеживания;

"наложение навигационной пломбы" - процесс, включающий в себя физическое навешивание навигационной пломбы на запорные приспособления дверей и системы закрывания грузовых помещений (отсеков) транспортного средства (контейнера), в которых находятся объекты отслеживания, либо на иное место транспортного средства (с учетом особенностей вида транспортного средства и технологии перевозки), либо на сам объект отслеживания и замыкание элемента пломбирования;

"национальный оператор" - юридическое лицо государства-члена, определенное в соответствии с законодательством этого государства в качестве национального оператора, обеспечивающего отслеживание перевозок объектов отслеживания с использованием навигационных пломб;

"объект отслеживания" - товары (продукция), транспортные средства;

"отслеживание перевозки" - процесс, включающий в себя активацию навигационной пломбы, наблюдение за объектом отслеживания, деактивацию навигационной пломбы и передачу данных, полученных в процессе наблюдения за объектом отслеживания;

"размыкание элемента пломбирования навигационной пломбы" - отключение системы контроля целостности элемента пломбирования навигационной пломбы с использованием возможностей информационной системы национального оператора, которое может осуществляться как удаленно, так и с использованием специального устройства;

"снятие навигационной пломбы" - процесс, включающий в себя размыкание элемента пломбирования навигационной пломбы и ее физическое снятие с запорных приспособлений дверей и систем закрывания грузовых помещений (отсеков) транспортного средства (контейнера) либо иного места транспортного средства (с учетом особенностей вида транспортного средства и технологии перевозки), в которых находятся объекты отслеживания, либо с самого объекта отслеживания.

Иные понятия, используемые в настоящем Соглашении, применяются в значениях, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и международными договорами в рамках Союза.

Статья 2

 

1. Настоящее Соглашение определяет основы регулирования применения в Союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок объектов отслеживания по территориям двух и более государств-членов (далее - отслеживание перевозок по территориям государств-членов) и механизм организации осуществления такого отслеживания.

2. Положения настоящего Соглашения применяются в отношении отслеживания следующих перевозок:

начатых на территории одного государства-члена и завершаемых на территории другого государства-члена;

начатых на территории государства-члена, осуществляемых по территориям двух и более государств-членов и завершаемых на территории государства-члена, в котором они начаты;

начатых за пределами таможенной территории Союза, осуществляемых по территориям двух и более государств-членов и завершаемых на территории одного из государств-членов;

начатых на территории одного государства-члена, осуществляемых по территориям двух и более государств-членов и завершаемых за пределами таможенной территории Союза;

начатых за пределами таможенной территории Союза, осуществляемых по территориям двух и более государств-членов и завершаемых за пределами таможенной территории Союза.

3. Положения настоящего Соглашения могут применяться при решении иных задач, определяемых Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия).

4. При использовании навигационных пломб для отслеживания перевозок формы таможенного и иных видов государственного контроля, а также меры, обеспечивающие проведение такого контроля, в процессе перевозки объектов отслеживания по территориям государств-членов применяются по решению контролирующего органа в случаях, определенных исходя из принципа выборочности таких форм и мер, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях минимизации досмотра (осмотра) содержимого грузовых емкостей транспортных средств.

При этом применение таможенного сопровождения одновременно с использованием навигационных пломб не допускается, за исключением случаев отслеживания перевозки:

алкогольной продукции, классифицируемой в товарных позициях 2203 00, 2204, 2205, 2206 00, 2207 и 2208 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), табака, табачных изделий, классифицируемых в товарных позициях 2401, 2402 и 2403 ТН ВЭД ЕАЭС;

товаров, в отношении которых одним или несколькими государствами-членами применяются специальные экономические меры;

товаров, в отношении которых размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов превышает сумму, эквивалентную 500 тысячам долларов США.

Информация, получаемая при отслеживании перевозок, используется в целях минимизации мер контроля со стороны таможенных и иных контролирующих органов.

Порядок обмена информацией о принятых в процессе перевозки мерах и формах контроля между контролирующими органами в целях мониторинга проведения государственного контроля (надзора) в отношении товаров (продукции), перевозимых в соответствии с настоящим Соглашением по территориям государств-членов с применением навигационных пломб, определяется Комиссией.

Статья 3

 

1. В Союзе навигационные пломбы применяются для отслеживания указанных в пункте 2 статьи 2 настоящего Соглашения перевозок следующих объектов отслеживания:

1) товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита автомобильным и (или) железнодорожным видами транспорта;

2) товаров, в отношении которых одним или несколькими государствами-членами применяются специальные экономические меры (вывозимых с таможенной территории Союза в соответствии с таможенной процедурой экспорта, а также перемещаемых между государствами-членами в рамках взаимной торговли), перевозимых автомобильным и (или) железнодорожным видами транспорта, за исключением случаев, когда такие перевозки не осуществляются по территории государства-члена, которым применяются указанные специальные экономические меры;

3) алкогольной продукции, классифицируемой в товарных позициях 2203 00, 2204, 2205, 2206 00, 2207 и 2208 ТН ВЭД ЕАЭС, табака, табачных изделий, классифицируемых в товарных позициях 2401, 2402 и 2403 ТН ВЭД ЕАЭС, вывозимых с таможенной территории Союза в соответствии с таможенной процедурой экспорта или перемещаемых между государствами-членами в рамках взаимной торговли автомобильным и (или) железнодорожным видами транспорта;

4) иных объектов отслеживания, перевозимых автомобильным и (или) железнодорожным видами транспорта, определяемых Комиссией.

2. Международными договорами в рамках Союза либо Комиссией могут быть определены:

1) товары и (или) категории товаров, случаи и (или) условия, когда перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита не подлежит отслеживанию с применением навигационных пломб;

2) случаи, когда навигационные пломбы применяются для отслеживания объектов отслеживания, указанных в подпунктах 1-3 пункта 1 настоящей статьи или определенных Комиссией в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, при их перевозках, осуществляемых иными видами транспорта, чем виды транспорта, указанные в этих подпунктах;

3) лица, ответственные за обеспечение объекта отслеживания необходимым количеством навигационных пломб (в том числе в зависимости от объектов отслеживания или видов транспорта, которыми они перевозятся);

4) условия отслеживания перевозок по территориям государств-членов и (или) использования результатов такого отслеживания контролирующими органами.

3. В целях обеспечения отслеживания перевозок объектов отслеживания, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, государства-члены, которыми применяются специальные экономические меры, предоставляют в Комиссию информацию о таких объектах отслеживания.

Комиссия не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления такой информации, обеспечивает ее размещение на официальном сайте Союза в виде реестра. Форма реестра, состав и порядок представления государствами-членами информации о товарах, в отношении которых государствами-членами применяются специальные экономические меры, определяются Комиссией.

Статья 4

 

1. Отслеживание перевозок по территориям государств-членов обеспечивается национальными операторами с использованием информационных систем.

2. В соответствии с законодательством государств-членов функции по обеспечению отслеживания перевозок по территориям государств-членов могут быть возложены на государственные органы (организации) государств-членов. В этом случае положения настоящего Соглашения, касающиеся национальных операторов, распространяются на такие государственные органы (организации).

3. Государство-член определяет национального оператора или орган исполнительной власти государства-члена (далее - уполномоченный оператор (орган)), который уполномочен на взаимодействие с контролирующими органами этого государства и уполномоченными операторами (органами) других государств-членов, и информирует о них Комиссию.

Комиссия в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения такой информации, доводит ее до сведения государств-членов.

4. Порядок осуществления в государстве-члене взаимодействия между национальными операторами и уполномоченным оператором (органом) этого государства-члена, а также состав сведений, которыми они обмениваются, определяются законодательством данного государства-члена с учетом положений пункта 2 статьи 12 настоящего Соглашения.

Статья 5

 

1. Национальный оператор обеспечивает работу информационной системы, применяемой для отслеживания перевозок по территориям государств-членов, на постоянной основе в течение 24 часов в сутки, 7 дней в неделю.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение указанной обязанности национальный оператор несет ответственность в соответствии с законодательством государства-члена, в котором он определен в качестве национального оператора.

2. Информационные системы национальных операторов, применяемые для отслеживания перевозок по территориям государств-членов, должны обеспечивать:

формирование уникального номера перевозки;

прием от навигационной пломбы и обработку информации о ее состоянии и географических координатах местонахождения;

учет и хранение по каждой отслеживаемой перевозке по территориям государств-членов сведений, относящихся к такой перевозке, определяемых Комиссией (в том числе сведений о фактах активации и деактивации навигационной пломбы), а также принятой от навигационной пломбы и обработанной информационной системой информации;

информационное взаимодействие с информационной системой уполномоченного оператора (органа), на территории которого осуществляет деятельность национальный оператор, и передачу в режиме реального времени в его информационную систему сведений, определенных в соответствии с пунктом 4 статьи 4 настоящего Соглашения (в случае, если в государстве-члене национальный оператор и уполномоченный оператор (орган) являются разными лицами);

передачу в режиме реального времени в информационную систему уполномоченного оператора (органа) государства-члена, по территории которого будут перевозиться (перевозятся) объекты отслеживания, сведений, определенных Комиссией в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 12 настоящего Соглашения (в случае, если в государстве-члене национальный оператор и уполномоченный оператор (орган) являются одним лицом);

информационное взаимодействие с информационными системами уполномоченных операторов (органов) других государств-членов (в случае, если в государстве-члене национальный оператор и уполномоченный оператор (орган) являются одним лицом);

информационное взаимодействие в режиме реального времени с информационными системами контролирующих органов государства-члена, на территории которого осуществляет деятельность национальный оператор (в случае, если в государстве-члене национальный оператор и уполномоченный оператор (орган) являются одним лицом).

Законодательством государств-членов могут устанавливаться дополнительные требования к информационным системам национальных операторов, в том числе в части их информационной безопасности.

3. Сведения и информация, указанные в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи, хранятся не менее 3 лет либо в течение более продолжительного срока, предусмотренного законодательством государств-членов. Указанный срок хранения исчисляется со дня, следующего за днем деактивации навигационной пломбы, использованной при отслеживании конкретной перевозки.

Статья 6

 

1. Для отслеживания перевозок по территориям государств-членов применяются навигационные пломбы, отвечающие требованиям, определяемым Комиссией.

2. Навигационные пломбы, зарегистрированные в информационных системах национальных операторов государств-членов, могут применяться на территориях всех государств-членов независимо от того, национальный оператор какого государства-члена будет осуществлять отслеживание перевозки.

3. Количество используемых для отслеживания перевозки по территориям государств-членов навигационных пломб определяется исходя из количества и (или) конструктивных особенностей грузовых помещений (отсеков) транспортного средства (контейнера), в которых находятся объекты отслеживания, либо объектов отслеживания, если они налагаются непосредственно на такие объекты.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»