Статус документа
Статус документа

РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ
"Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на конденсатопроводах и продуктопроводах"



УТВЕРЖДЕНО приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 февраля 2023 г. N 69

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     

1. Руководство по безопасности "Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на конденсатопроводах и продуктопроводах" (далее - Руководство) разработано в целях содействия соблюдению требований:

Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. N 533, зарегистрированным Минюстом России 25 декабря 2020 г., регистрационный N 61808;

Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. N 534, зарегистрированным Минюстом России 29 декабря 2020 г., регистрационный N 61888;

Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 июля 2013 г. N 306, зарегистрированным Минюстом России 20 августа 2013 г., регистрационный N 29581;

Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 11 декабря 2020 г. N 517, зарегистрированным Минюстом России 23 декабря 2020 г., регистрационный N 61745;

Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом Ростехнадзора от 20 октября 2020 г. N 420, зарегистрированным Минюстом России 11 декабря 2020 г., регистрационный N 61391, и иных федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, регулирующих вопросы безопасной эксплуатации опасных производственных объектов (далее - ОПО) нефтегазового комплекса, в том числе конденсатопроводов и продуктопроводов (далее - КП/ПП).

2. Руководство содержит рекомендации по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий (оценки ожидаемой частоты аварий и оценки последствий) (далее - анализ риска аварий) для опасных производственных объектов конденсатопроводов (далее - КП) и продуктопроводов (далее - ПП), в том числе внутрипромысловых трубопроводов, транспортирующих нестабильный и стабильный газовые конденсаты, сжиженные углеводородные газы (далее - СУГ), широкую фракцию легких углеводородов (далее - ШФЛУ).

Для стабильных жидких углеводородов в дополнение к Руководству рекомендуется использовать Руководство по безопасности "Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов", утвержденное приказом Ростехнадзора от 29 декабря 2022 г. N 478, а также Руководство по безопасности "Методика оценки риска аварий на технологических трубопроводах, связанных с перемещением взрывопожароопасных жидкостей", утвержденное приказом Ростехнадзора от 28 ноября 2022 г. N 411 (далее - Руководство по безопасности "Методика оценки риска аварий на технологических трубопроводах, связанных с перемещением взрывопожароопасных жидкостей").

Руководство не распространяется на распределительные трубопроводы, трубопроводы и площадочные объекты, расположенные на шельфе морей, ОПО с обращением сжиженного природного газа, нефти и нефтепродуктов.

Руководство описывает процедуру количественного анализа риска (далее - КАР) аварий на КП/ПП, результаты которого могут быть использованы при разработке деклараций промышленной безопасности (далее - ДПБ), паспортов безопасности, обоснований безопасности (далее - ОБ), разделов по анализу риска, промышленной безопасности и инженерно-техническим мероприятиям по гражданской обороне, предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ИТМ ГОЧС) в составе проектной документации на строительство, реконструкцию и документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию КП/ПП, специальных технических условий (далее - СТУ), планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (далее - ПМЛА) и иных документов, в которых содержатся результаты анализа риска.

3. Организации, осуществляющие анализ опасностей и оценку риска аварий на КП/ПП, могут использовать иные обоснованные способы и методы, чем те, которые указаны в Руководстве.

4. В Руководстве используются термины, определения и сокращения, приведенные в приложениях N 1 и 2.

II. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АНАЛИЗУ РИСКА АВАРИЙ НА ЛИНЕЙНОЙ ЧАСТИ И ПЛОЩАДОЧНЫХ ОБЪЕКТАХ КОНДЕНСАТОПРОВОДОВ И ПРОДУКТОПРОВОДОВ

Цели и задачи анализа риска аварий на различных этапах жизненного цикла опасных производственных объектов трубопроводного транспорта жидких углеводородов

     

5. Анализ риска аварий на ОПО трубопроводного транспорта жидких углеводородов показывает, что ОПО КП/ПП является необходимым элементом управления промышленной безопасностью в эксплуатирующих организациях и представляет собой периодическую процедуру, включающую систематизацию всей доступной информации о состоянии ОПО и его окружения с точки зрения промышленной безопасности, идентификацию опасностей, оценку риска аварий, анализ полученных показателей риска, разработку рекомендаций по снижению риска и проверку эффективности этих рекомендаций в следующем цикле анализа риска ОПО.

6. Основное назначение анализа риска аварий заключается в предоставлении лицам, принимающим решения:

объективной информации о состоянии промышленной безопасности ОПО;

сведений о наиболее опасных участках и составляющих ОПО;

_______________

Составляющие опасного производственного объекта - участки, установки, цеха, хранилища или другие составляющие (составные части), объединяющие технические устройства или их совокупность по технологическому и (или) административному принципу и входящие в состав опасного производственного объекта (приложение N 1 к Порядку оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений).

сведений о возможном количестве пострадавших, объемах материального ущерба производству, третьим лицам и компонентам природной среды от возможных аварий на ОПО и ожидаемой частоте (вероятности) возникновения аварий и их нежелательных последствий;

обоснованных рекомендаций по уменьшению риска;

обоснованных рекомендаций по распределению материальных и финансовых ресурсов, направляемых на повышение уровня безопасности ОПО.

7. Цели и задачи анализа техногенного риска на разных этапах жизненного цикла ОПО различаются и конкретизированы для каждого этапа.

8. На этапе обоснования инвестиций (далее - ОИ), когда решаются задачи оценки целесообразности реализации проекта, поиска приемлемого варианта размещения ОПО и его основных составляющих, оценки предлагаемых вариантов принципиальных решений, сравнительной оценки экономической эффективности, оценки побочных социальных и экологических последствий, целями анализа риска могут быть:

выявление опасностей и предварительная оценка риска (причем при соответствующем обосновании достаточно провести только оценку последствий от наиболее критичных аварий) для различных вариантов размещения объекта на местности и альтернативных технических решений с учетом возможного воздействия поражающих факторов аварий на персонал, население и окружающую среду, анализ приемлемости предложенных принципиальных технических решений и выбор оптимального размещения ОПО в целом в окружении иных производственных, социальных и природных объектов;

оценка финансового, инвестиционного риска, обусловленного потерями дорогостоящего оборудования и продукции в результате возможных аварий;

определение (выделение) рисков, требующих дальнейшего, более глубокого исследования.

9. На этапе разработки проектной документации на строительство ОПО целями анализа риска аварий являются:

выявление опасностей и предварительная количественная оценка риска для проектируемого ОПО с установленными в целом технико-экономическими характеристиками ОПО с учетом воздействия поражающих факторов аварий на персонал, население и окружающую среду для выбора оптимального варианта размещения технических устройств, зданий и сооружений ОПО по критерию безопасности для персонала, населения и окружающей среды;

обеспечение информацией для разработки инструкций, технологических регламентов и ПМЛА на проектируемом ОПО;

обеспечение разработчиков проекта информацией для оптимального выбора и размещения систем противоаварийной и противопожарной защиты, блокировок, сигнализаций на ОПО;

обеспечение информацией для разработки ДПБ в составе проектной документации;

обеспечение информацией для разработки раздела ИТМ ГОЧС в составе проектной документации;

обеспечение информацией для разработки СТУ и (или) ОБ.

10. На этапе ввода в эксплуатацию ОПО целями анализа риска являются:

выявление опасностей и оценка последствий аварий, уточнение оценок риска, полученных на предыдущих этапах жизненного цикла ОПО;

проверка соответствия условий эксплуатации требованиям промышленной безопасности;

разработка и уточнение инструкций по вводу в эксплуатацию;

11. На этапе эксплуатации ОПО целями анализа риска являются:

проверка соответствия условий эксплуатации требованиям промышленной безопасности;

получение новой или уточнение существующей информации об основных опасностях и рисках на ОПО для персонала, населения и окружающей природной среды, в том числе при разработке вновь ДПБ, разработке паспортов безопасности и ОБ ОПО;

расстановка приоритетов при направлении имеющихся в эксплуатирующей организации ограниченных ресурсов на техническое обслуживание и обновление оборудования с целью оптимального распределения средств по составляющим ОПО в соответствии с уровнями рассчитанного для них риска;

разработка рекомендаций и мероприятий по снижению риска;

совершенствование инструкций по эксплуатации и техническому обслуживанию, уточнение ПМЛА ОПО;

_______________

При уточнении ПМЛА для объектов I и II класса опасности рекомендуется использовать результаты анализа риска из ДПБ в части сценариев аварий и размеров зон поражения.

оценка степени снижения риска в результате внесенных изменений в организационные структуры ОПО, приемы практической работы и технического обслуживания ОПО при совершенствовании системы управления промышленной безопасностью.

12. При реконструкции и техническом перевооружении ОПО целями анализа риска являются:

обеспечение информацией для разработки ДПБ, раздела ИТМ ГОЧС, ОБ или СТУ в составе проектной документации, документации на реконструкцию, техническое перевооружение ОПО;

выбор оптимальных (с учетом показателей риска) технических решений и размещения реконструируемых (перевооружаемых) составляющих ОПО;

уточнение информации об опасностях и рисках на ОПО с учетом технико-технологических изменений объекта, связанных с реконструкцией (перевооружением) отдельных участков и составляющих ОПО (в том числе при декларировании промышленной безопасности);

уточнение инструкций по эксплуатации и техническому обслуживанию, ПМЛА.

13. При капитальном ремонте на ОПО целями анализа риска являются:

выявление специфических опасностей ремонтных работ;

уточнение информации об опасностях и рисках на ОПО с учетом изменений в результате капитального ремонта технико-технологических характеристик и технического состояния ОПО и технологически сопряженных объектов;

обеспечение информацией для разработки ОБ ремонтируемого ОПО;

уточнение технологических регламентов и инструкций, связанных с капитальным ремонтом.

14. На этапах консервации и ликвидации ОПО целями анализа риска являются:

выявление специфических опасностей, характерных для консервации и ликвидации ОПО, расчет показателей риска аварий с учетом этих опасностей;

обеспечение информацией для разработки ДПБ или ОБ в составе документации на консервацию или ликвидацию ОПО;

разработка и уточнение инструкций по консервации и/или ликвидации ОПО.

Структура показателей риска аварий

     

15. Показатели риска аварии на ЛЧ и площадочных объектах КП/ПП количественно характеризуют опасность аварии, используются для ранжирования опасных составляющих (далее - ОС) ОПО по степени опасности и обоснования приоритетов в мероприятиях по обеспечению безопасного функционирования ОПО.

Показатели риска аварии, расчет которых предусмотрен в настоящем Руководстве, разделяют на промежуточные и итоговые (потенциальный, индивидуальный, коллективный, социальный риски, ожидаемый годовой ущерб). Промежуточные показатели являются расчетными составляющими итоговых показателей, но при этом имеют и самостоятельное значение, прежде всего при выполнении вариантов анализа риска, не требующих расчета итоговых показателей.

Перечень промежуточных показателей риска приведен в пункте 14 Руководства по безопасности "Методика оценки риска аварий на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта газа", утвержденного приказом Ростехнадзора от 22 декабря 2022 г. N 454 (далее - Руководство по безопасности "Методика оценки риска аварий на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта газа") - в случае его использования аббревиатура "МГ" заменяется на "КП/ПП", в дополнение к которым в Руководстве вводится показатель "Частота аварий на n-ом участке ЛЧ КП/ПП, приводящих к разливу продукта массой не менее М (М=100 т, 500 т, 5000 т)".

Расчет промежуточных показателей риска аварии на объектах КП/ПП осуществляют по алгоритмам, изложенным в разделе V Руководства.

Рекомендации по определению итоговых показателей риска приведены в пунктах 80-82 Руководства.

Общий алгоритм количественного анализа риска аварий на линейной части и площадочных объектах конденсатопроводов и продуктопроводов

     

16. Основные этапы и подэтапы количественного анализа риска аварий на ОПО КП/ПП приведены с учетом рекомендаций Руководства по безопасности "Методические основы анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах", утвержденного приказом Ростехнадзора от 3 ноября 2022 г. N 387, в таблице N 1. Состав этапов и подэтапов может уточняться в зависимости от задач анализа риска.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».