ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 7 августа 2015 года N 451-рп

О КОНЦЕПЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ РОДНЫМ ЯЗЫКАМ, ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, ПРОЖИВАЮЩИХ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ, И ПЛАНЕ МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЕ") ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

(в редакции распоряжений Правительства ХМАО - Югры от 10.06.2016 N 283-рп, от 08.06.2018 N 282-рп)


В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пунктом 2 статьи 40 Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, пунктом 2 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года N 68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", учитывая пункт 2.1 перечня поручений Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по итогам рабочей поездки в Белоярский район от 7 декабря 2014 года, в целях создания условий для изучения и преподавания родного языка, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре:

1. Утвердить:

1.1. Концепцию по обучению родным языкам, литературе и культуре коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - Концепция) (приложение 1);

1.2. План мероприятий ("дорожную карту") по реализации Концепции на период 2018 - 2020 годов (далее - дорожная карта) (приложение 2).

(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 08.06.2018 N 282-рп)

2. Исполнительным органам государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - ответственным исполнителям дорожной карты внести изменения в государственные программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, учитывая мероприятия дорожной карты, до 1 октября 2015 года.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разработать планы мероприятий по реализации Концепции во взаимодействии с исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

4. Департаменту образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществлять мониторинг реализации Концепции и дорожной карты.


Временно исполняющая обязанности
Губернатора Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА



Приложение 1
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 7 августа 2015 года N 451-рп

КОНЦЕПЦИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ РОДНЫМ ЯЗЫКАМ, ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, ПРОЖИВАЮЩИХ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ

(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 08.06.2018 N 282-рп)

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В современных условиях система образования гарантирует единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов России в условиях многонационального государства. Граждане Российской Федерации имеют право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Реализация права обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования.

В соответствии с государственной образовательной политикой приоритетным направлением в развитии образования Югры является удовлетворение этнокультурных и языковых образовательных потребностей коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

Концепция по обучению родным языкам, литературе и культуре коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - Концепция) призвана стать ориентиром и организационной основой трансляции культурного наследия коренных малочисленных народов через систему образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Концепция разработана в соответствии с:

1) Конституцией Российской Федерации;

2) Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации";

3) Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

4) Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

5) Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

6) Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";

7) Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";

8) Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики";

9) распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 1226-р "Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2013 - 2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";

10) Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 декабря 2001 года N 89-оз "О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры";

11) Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 июня 2003 года N 37-оз "О фольклоре коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры";

12) Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2004 года N 88-оз "О поддержке средств массовой информации, издаваемых (выпускаемых) на языках коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";

13) Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года N 68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";

14) постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 мая 2011 года N 183-п "О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".


Раздел 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОБУЧЕНИЯ РОДНОМУ ЯЗЫКУ, ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - исконное место проживания коренных малочисленных народов Севера: ханты, манси, ненцев (далее также - КМНС). По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в автономном округе проживают 31,5 тысяч представителей КМНС, что составляет 2% от общей численности населения Югры. Национальный состав коренных народов Югры характеризуется преобладанием ханты (60,5%), манси составляют 34,9%, ненцы 4,6%. Более 3 тысяч человек ведут традиционный образ жизни. Почти 70% коренного населения региона проживают в сельской местности. В сфере образования от общего количества педагогических работников 2,6% составляют представители КМНС.

В системе образования автономного округа сформирована сеть образовательных организаций с этнокультурной составляющей, включающая дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования.

По данным муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, в 2017 - 2018 учебном году изучение хантыйского (казымский, сургутский, ваховский диалекты), мансийского, ненецкого национальных (родных) языков КМНС, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, введено в:

(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 08.06.2018 N 282-рп)

10 детских садах для 263 детей (Березовский, Кондинский, Белоярский, Нижневартовский, Ханты-Мансийский районы) (2016 - 2017 учебный год - 10 детских садов - 266 детей);

(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 08.06.2018 N 282-рп)

28 школах, включая филиалы для 1668 человек (Белоярский, Березовский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Сургутский, Кондинский, Октябрьский, Ханты-Мансийский районы) (2016 - 2017 учебный год - 28 школ - 1870 человек);

(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 08.06.2018 N 282-рп)

4 организациях дополнительного образования для 91 человека (г. Ханты-Мансийск, Березовский район) (2016 - 2017 учебный год - 3 организации дополнительного образования - 240 человек).

(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 08.06.2018 N 282-рп)

Литературу КМНС изучают:

(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 08.06.2018 N 282-рп)

221 ребенок в 9 детских садах (2016 - 2017 учебный год - 266);

(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 08.06.2018 N 282-рп)

1272 обучающихся в 25 общеобразовательных организациях (2016 - 2017 учебный год - 1542).

(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 08.06.2018 N 282-рп)

Образовательные программы муниципальных образовательных организаций включают до 10 учебных предметов, курсов этнокультурного содержания: родной язык, родная литература, краеведение, география Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, экология Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, охотоведение и рыболовство, культура народов Севера, история Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, национальные виды спорта, декоративно-прикладное искусство.

С 2013 года 5 дошкольных образовательных организаций (Березовский, Белоярский районы) реализуют проект "Языковое гнездо" с целью внедрения программы раннего изучения родного языка. В 2018 году в проекте принимают участие 139 дошкольников, 7 работников детских садов, владеющих хантыйским и мансийским языками.

(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 08.06.2018 N 282-рп)

Образовательные организации разрабатывают и внедряют модели организации учебно-воспитательного процесса, учитывающие особенности КМНС, способствующие сохранению национального самосознания и успешной социализации обучающихся.

Подготовка профессиональных кадров, владеющих родным языком, осуществляется в:

автономном учреждении среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж";

федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Югорский государственный университет".

Ежегодно среди обучающихся образовательных организаций проводятся региональные конкурсные мероприятия, направленные на формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к культурно-историческому духовному наследию обско-угорских народов, природному и культурному окружению.

С целью выявления одаренных детей, глубины знаний родного языка и литературы среди обучающихся проводится олимпиада школьников Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по родным языкам и литературе КМНС, состоящая из нескольких этапов - школьный, муниципальный и региональный.

В целях повышения престижа и статуса учителя родного языка в обществе, развития профессионального мастерства, начиная с 2008 года, ежегодно проводится конкурс "Учитель родного языка и литературы коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", победитель которого участвует в мероприятии "Всероссийский мастер-класс учителей родных, включая русский, языков".

Научно-методическое сопровождение развития системы этнообразования в Югре осуществляют:

бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок";

автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования".

Закрепление, углубление знаний по родному языку, литературе и культурному наследию КМНС, а также формирование отношения к национальной культуре происходит через субъекты государственной культурной политики: органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные, научные организации, организации культуры, летние этнооздоровительные центры, организации спорта, общественные объединения и организации, иные организации, осуществляющие деятельность в области искусства, науки, образования, просвещения, воспитания, семейных отношений, работы с детьми и молодежью.

Язык является системообразующим элементом отнесения человеком себя к той или иной национальности, национальной культуре. При этом важное значение имеет информационная среда, в которой формируется личность.

Абзацы двадцать четвертый - двадцать седьмой утратили силу. - Распоряжение Правительства ХМАО - Югры от 08.06.2018 N 282-рп.

Раздел 3. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ

Цель Концепции - обеспечение права КМНС в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на изучение родного языка, литературы и культуры с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей, создание условий для активного использования родных языков КМНС в социальной практике.

Достижение цели предполагается на основе решения следующих задач:

1) создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей изучение и преподавание родного языка, литературы и культуры КМНС в образовательных организациях Югры, а также использование родного языка КМНС в социальной практике;

2) совершенствование методологии, методик и технологий преподавания родных языков, литературы и культуры КМНС;

3) развитие научно-методического сопровождения процесса обучения родному языку, литературе и культуре КМНС;

4) совершенствование системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в области преподавания родных языков, литературы и культуры КМНС;

5) создание печатных и электронных образовательно-информационных ресурсов по родным языкам, литературе и культуре КМНС;

6) развитие образовательных организаций с изучением родных языков, литературы и культуры КМНС;

7) создание информационно-коммуникативной среды для активного использования родного языка КМНС детьми и взрослыми.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»