(с изменениями на 29 декабря 2023 года)
(в ред. постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.03.2017 N 97, от 18.05.2017 N 218, от 21.08.2017 N 441, от 30.10.2017 N 580, от 28.12.2017 N 687, от 18.01.2018 N 17, от 18.06.2018 N 240, от 16.07.2018 N 295, от 27.08.2018 N 349, от 31.10.2018 N 453, от 07.12.2018 N 552, от 27.12.2018 N 631, постановлений Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 23.05.2019 N 310, от 26.09.2019 N 550, от 03.12.2019 N 696, от 30.12.2019 N 770, от 20.05.2020 N 298, от 24.08.2020 N 522, от 29.12.2020 N 802, от 01.03.2021 N 94, от 31.08.2021 N 527, от 14.12.2021 N 744, от 31.03.2022 N 176, от 15.06.2022 N 372, от 09.11.2022 N 736, от 14.03.2023 N 142, от 05.06.2023 N 347, от 03.10.2023 N 649, от 29.12.2023 N 920)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 23.10.2023 N 692.
____________________________________________________________________
В целях защиты населения и территории Кемеровской области - Кузбасса от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также террористических проявлений, укрепления безопасности условий жизни населения и деятельности предприятий в Кемеровской области - Кузбассе Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:
(в ред. постановлений Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 20.05.2020 N 298, от 31.08.2021 N 527)
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Кемеровской области - Кузбасса "Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на территории Кемеровской области - Кузбасса" на 2017 - 2025 годы.
(в ред. постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 21.08.2017 N 441, от 27.08.2018 N 349, постановлений Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 26.09.2019 N 550, от 20.05.2020 N 298, от 24.08.2020 N 522, от 31.08.2021 N 527, от 09.11.2022 N 736)
2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области - Кузбасса (по вопросам безопасности и правопорядка) Догадова В.А.
(п. 3 в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 30.12.2019 N 770)
4. Постановление вступает в силу с 01.01.2017.
Губернатор
Кемеровской области
А.М.ТУЛЕЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА "ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА" НА 2017 - 2025 ГОДЫ
(в ред. постановлений Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 20.05.2020 N 298, от 24.08.2020 N 522, от 29.12.2020 N 802, от 01.03.2021 N 94, от 31.08.2021 N 527, от 14.12.2021 N 744, от 31.03.2022 N 176, от 15.06.2022 N 372, от 09.11.2022 N 736, от 14.03.2023 N 142, от 05.06.2023 N 347, от 03.10.2023 N 649, от 29.12.2023 N 920)
(в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 09.11.2022 N 736)
(в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 31.08.2021 N 527)
Наименование государственной программы | Государственная программа Кемеровской области - Кузбасса "Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на территории Кемеровской области - Кузбасса" на 2017 - 2025 годы (далее - Государственная программа) |
(в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 09.11.2022 N 736) | |
Директор Государственной программы | Заместитель Губернатора Кемеровской области - Кузбасса (по вопросам безопасности и правопорядка) |
Ответственный исполнитель (координатор) Государственной программы | Департамент по чрезвычайным ситуациям Кузбасса |
Исполнители Государственной программы | Департамент по чрезвычайным ситуациям Кузбасса, Министерство здравоохранения Кузбасса, Министерство социальной защиты населения Кузбасса, Министерство образования Кузбасса, Министерство культуры и национальной политики Кузбасса, Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кузбасса, Администрация Правительства Кузбасса (управление делами Администрации Правительства Кузбасса), Департамент лесного комплекса Кузбасса |
(в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 09.11.2022 N 736) | |
Наименование подпрограмм Государственной программы | Организация деятельности и управление в системе защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций; обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона; обеспечение пожарной безопасности; подготовка населения и организаций к действиям в чрезвычайной ситуации в мирное и военное время; антитеррор; система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"; развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (далее - АПК "Безопасный город") |
Цели Государственной программы | Обеспечение и поддержание повседневной готовности органов управления территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, действующей на региональном уровне; обеспечение эффективного управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; обеспечение эффективного предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров, происшествий на водных объектах, а также ликвидации последствий террористических акций; обеспечение и поддержание повседневной готовности аварийно-спасательных сил и средств территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, действующей на региональном уровне; обеспечение и поддержание повседневной готовности пожарно-спасательных сил и средств территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, действующей на региональном уровне; обеспечение ликвидации последствий террористических акций; повышение безопасности населения Кемеровской области - Кузбасса и снижение социально-экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций и происшествий путем сокращения времени реагирования экстренных оперативных служб при обращениях населения по единому номеру "112"; повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач, а также контроль за устранением последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений с интеграцией под управлением системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" действий информационно-управляющих подсистем дежурных, диспетчерских служб для их оперативного взаимодействия |
Задачи Государственной программы | Обеспечение функционирования системы управления силами и средствами гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности; обеспечение повседневного функционирования спасательных формирований Кемеровской области - Кузбасса; оснащение спасательных формирований Кемеровской области; организация своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях; совершенствование системы управления и оперативного реагирования в чрезвычайных и кризисных ситуациях; повышение эффективности защиты населения от чрезвычайных ситуаций; повышение достоверности оценки опасных природных и техногенных факторов и прогноза возникновения чрезвычайных ситуаций; развитие системы информирования и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, создание возможности централизованного оповещения населения в тех районах Кемеровской области - Кузбасса, где ранее это технически не было возможным; создание территориального компонента Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в чрезвычайных ситуациях; создание системы обеспечения оперативной сейсмологической информацией Правительства Кемеровской области - Кузбасса; оснащение противопожарной службы Кемеровской области; обеспечение повседневного функционирования противопожарной службы Кемеровской области; повышение эффективности защиты населения от чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами; обеспечение высокого уровня подготовки кадрового состава в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности; организация своевременного оповещения и оперативного информирования граждан об угрозе террористических акций; выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности; укрепление материально-технической базы и оснащение оборудованием, препятствующим осуществлению террористического акта, объектов особой важности, повышенной опасности, жизнеобеспечения и мест массового пребывания граждан; совершенствование антитеррористической пропаганды; обеспечение деятельности системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и организация информирования населения; формирование коммуникационной платформы для органов местного самоуправления с целью устранения рисков при обеспечении общественной безопасности и безопасности среды обитания на базе межведомственного взаимодействия; разработка единых функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, ориентированным на идентификацию потенциальных точек уязвимости, прогнозирование, реагирование и предупреждение угроз безопасности населения; обеспечение информационного обмена между участниками всех действующих программ соответствующих федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера; обеспечение информационного обмена на федеральном, региональном и муниципальном уровнях через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера; создание дополнительных инструментов на базе муниципальных образований для оптимизации работы существующей системы мониторинга состояния общественной безопасности; построение и развитие систем ситуационного анализа причин дестабилизации обстановки и прогнозирования существующих и потенциальных угроз для обеспечения безопасности населения |
Срок реализации Государственной программы | 2017 - 2025 годы I этап - 2017 - 2022 годы II этап - 2023 - 2025 годы |
(в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 05.06.2023 N 347) | |
Объемы и источники финансирования Государственной программы в целом и с разбивкой по годам ее реализации | Всего - 10 018 638,1 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2017 год - 432 295,1 тыс. руб.; 2018 год - 561 981,5 тыс. руб.; 2019 год - 1 147 229,6 тыс. руб.; 2020 год - 743 487,5 тыс. руб.; 2021 год - 628 628,2 тыс. руб.; 2022 год - 808 789,6 тыс. руб.; 2023 год - 3 308 238,5 тыс. руб.; 2024 год - 1 270 554,1 тыс. руб.; 2025 год - 1 117 434,0 тыс. руб.; из них: областной бюджет - 9 732 514,7 тыс. руб., в том числе: 2017 год - 432 295,1 тыс. руб.; 2018 год - 561 981,5 тыс. руб.; 2019 год - 1 120 036,6 тыс. руб.; 2020 год - 740 888,5 тыс. руб.; 2021 год - 628 628,2 тыс. руб.; 2022 год - 808 789,6 тыс. руб.; 2023 год - 3 121 637,6 тыс. руб.; 2024 год - 1 227 483,5 тыс. руб.; 2025 год - 1 090 774,1 тыс. руб.; местный бюджет - 286 123,4 тыс. руб., в том числе: 2017 год - 0,0 тыс. руб.; 2018 год - 0,0 тыс. руб.; 2019 год - 27 193,0 тыс. руб.; 2020 год - 2 599,0 тыс. руб.; 2021 год - 0,0 тыс. руб.; 2022 год - 0,0 тыс. руб.; 2023 год - 186 600,9 тыс. руб.; 2024 год - 43 070,6 тыс. руб.; 2025 год - 26 659,9 тыс. руб. |
(в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 29.12.2023 N 920) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы | Реализация мероприятий Государственной программы будет способствовать: ежегодному сокращению материального ущерба от природных и техногенных катастроф на 5 процентов; ежегодному сокращению гибели людей от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 4 процента; снижению временного интервала обработки сейсмических событий к концу 2018 года до 16 минут; ежегодному сокращению количества погибших людей на пожарах на 2 процента; ежегодному сокращению количества пострадавших людей на пожарах на 2 процента; техническому перевооружению пожарной охраны, повышению обеспеченности пожарных подразделений пожарной техникой и пожарно-техническим вооружением в соответствии с нормами положенности на 2 процента; ежегодному выполнению плана комплектования учебных групп по подготовке населения и организаций к действиям в чрезвычайной ситуации в мирное и военное время на 95 процентов; ежегодному выполнению плана повышения технической оснащенности оборудованием, препятствующим осуществлению террористического акта, объектов особой важности, повышенной опасности, жизнеобеспечения и мест массового скопления граждан на 95 процентов; созданию единой информационной среды, обеспечивающей эффективное и незамедлительное взаимодействие всех сил и служб, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, а именно: центров управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований; служб скорой медицинской помощи; дежурных служб территориальных центров медицины катастроф; дежурных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации; дежурных служб территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации; дежурных служб линейных управлений, отделов и отделений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; дежурных служб территориальных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации; дежурно-диспетчерских служб объектов экономики; дежурно-диспетчерских служб "01"; дежурно-диспетчерских служб Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта и открытого акционерного общества "Российские железные дороги"; иных служб оперативного реагирования органов местного самоуправления, в функции которых входит обеспечение управления муниципальным хозяйством и инфраструктурой |
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности, организация и проведение мероприятий в области гражданской обороны являются важнейшими функциями государства в области национальной безопасности и обеспечения устойчивого развития страны.
Источниками событий чрезвычайного характера являются опасные природные явления, риски, возникающие в процессе хозяйственной деятельности, а также крупные техногенные аварии и катастрофы.
Данные о чрезвычайных ситуациях показывают, что последствия аварий, катастроф и стихийных бедствий становятся все более масштабными и опасными для населения, окружающей природной среды и экономики. Риск возникновения чрезвычайных ситуаций в России неуклонно возрастает и стал на два порядка выше, чем в высокоразвитых странах Европы и Америки.
Анализ данных о чрезвычайных ситуациях в России за последние годы показывает, что сохраняется устойчивая тенденция их роста. Особенно растет число чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в основном за счет увеличения количества чрезвычайных ситуаций, связанных с износом оборудования в системах жизнеобеспечения, на магистральных трубопроводах, промышленных объектах, в зданиях жилого и социально-бытового назначения.
Большую озабоченность вызывает положение на взрыво-, пожаро- и химически опасных объектах, крупных гидротехнических сооружениях и объектах транспорта. Не снижается количество чрезвычайных ситуаций природного характера, особенно гидрологического и метеорологического происхождения, лесных пожаров.
Учитывая тенденцию ежегодного возрастания масштабов чрезвычайных ситуаций, вызываемого ими ущерба, экономика страны в перспективе окажется не в состоянии восполнять потери от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. По различным оценкам, в России ежегодный ущерб от чрезвычайных ситуаций составляет около 3 процентов объема валового внутреннего продукта. Невосполнимые ежегодные потери в результате чрезвычайных ситуаций составляют более 600 человек погибших, около 3 тыс. человек пострадавших. Более 300 особо ценных объектов природного и культурного наследия российского и всемирного значения ежегодно уничтожаются.
Сегодня на территории Кемеровской области - Кузбасса функционируют 272 потенциально опасных и 49 критически важных объектов, 74 гидротехнических сооружения. Большая часть этих объектов представляет не только экономическую, оборонную и социальную значимость для Кемеровской области - Кузбасса и страны, но и потенциальную опасность для здоровья и жизни населения, а также окружающей природной среды. В зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на этих объектах проживают от 347,7 до 632,5 тыс. жителей Кемеровской области - Кузбасса.
Около половины территории Кемеровской области - Кузбасса покрыто лесами и имеет торфяные месторождения, что в засушливые периоды времени представляет угрозу возникновения сплошных лесных и торфяных пожаров на площади до 2,3 тыс. кв. километров.
Густая речная сеть по территории Кемеровской области - Кузбасса распределена равномерно. Всего в регионе классифицировано 32 110 рек общей длиной 76 469 километров, свыше 500 озер общей площадью 1 тыс. кв. километров и 9 больших водохранилищ. В случае активного снеготаяния могут образовываться зоны паводкового затопления общей площадью до 210 кв. километров.
Развитая сеть железных и автомобильных дорог позволяет сделать вывод, что при аварии на автомобильном и железнодорожном транспорте возможно возникновение чрезвычайных ситуаций, связанных с выбросом (разливом) аварийно химически опасных веществ (далее - АХОВ), взрывом горючих жидкостей и сжиженных газов, представляющих угрозу жизни и здоровью людей, фактически на всей территории Кемеровской области - Кузбасса. По железнодорожным магистралям Кемеровской области - Кузбасса ежедневно осуществляются перевозки АХОВ общим весом до 1,5 тыс. тонн. На железнодорожных станциях на тупиковых путях постоянно находится около 1 тыс. тонн АХОВ, взрыво- и пожароопасных веществ.
В результате разлива одной цистерны с АХОВ может возникнуть очаг химического заражения на площади до 10 кв. километров и глубиной зоны заражения до 15 кв. километров. В зоне возможного заражения может оказаться до 16 тыс. человек. При этом пострадать могут до 3 тыс. человек.
Кроме техногенных угроз источниками событий чрезвычайного характера на территории Кемеровской области - Кузбасса являются опасные природные явления и природные риски, возникающие в процессе хозяйственной деятельности.
На территории Кемеровской области - Кузбасса региональная система оповещения, включающая в себя технические силы и средства, направленные на получение и доведение сигнала оповещения до населения, создана в 1991 году и на данный момент ограниченно готова к функционированию. Система морально и физически устарела, некоторые ее элементы выработали установленные сроки эксплуатации и не обеспечивают надежный прием и передачу сигналов и информации оповещения, 86,9 процента населения охвачены электросиренами и мощными акустическими системами.
Ежегодно территория Кемеровской области - Кузбасса подвергается паводковым явлениям, нередко приводящим к ущербу. В зоне вероятного подтопления паводковыми водами находится более 65 населенных пунктов с численностью населения более 18 тыс. человек.
Определенную угрозу для населения и экономики Кемеровской области - Кузбасса представляют опасные природно-климатические явления: низкие температуры, снегопады, гололед, ураганные ветры.
Для части территории Кемеровской области - Кузбасса характерна природно-очаговая заболеваемость: сибирская язва, брюшной тиф, клещевой энцефалит, распространение сельскохозяйственных вредителей.
Социальную напряженность в обществе вызывают чрезвычайные ситуации, инициируемые авариями на объектах жилищно-коммунального хозяйства.
Вышеперечисленные факторы указывают на высокую вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Кемеровской области - Кузбассе.
В среднесрочной перспективе чрезвычайные ситуации остаются одним из важнейших вызовов стабильному социально-экономическому росту.
Учитывая многоплановость имеющихся угроз возникновения чрезвычайных ситуаций, необходимость координации усилий органов государственной власти Кемеровской области - Кузбасса и организаций при их ликвидации, Государственная программа станет инструментом координации и комплексного подхода к решению данной проблемы.
Выполнение мероприятий Государственной программы приведет к созданию условий для обеспечения более высокого уровня безопасности жизнедеятельности в Кемеровской области - Кузбассе.
Значительная часть территории Кемеровской области - Кузбасса по сравнению с прежними представлениями характеризуется повышенным уровнем сейсмического риска (1,45) с вероятностью возникновения землетрясений силой 6 - 7 баллов по шкале Рихтера. Развитие опасных геологических процессов природного и природно-техногенного характера усугубляет возможные разрушительные последствия землетрясений. Все это определяет необходимость обеспечения на территории Кемеровской области - Кузбассе сейсмической безопасности населения и устойчивости материально-технических объектов в пределах показателей приемлемого риска.