ПРИКАЗ
от 3 августа 2015 года N 293-од
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа министерства образования и науки Самарской области от 10.08.2020 N 346-од.
____________________________________________________________________
(в редакции Приказа министерства образования и науки Самарской области от 12.10.2015 N 395-од)
В целях обеспечения участия профессионального сообщества педагогов в управлении процессами развития содержания профессионального образования, совместного использования интеллектуальных, учебно-методических ресурсов профессиональных образовательных организаций региона приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об учебно-методических объединениях в системе среднего профессионального образования Самарской области.
2. Опубликовать настоящий Приказ в средствах массовой информации.
3. Настоящий Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Министр
образования и науки
Самарской области
В.А.ПЫЛЕВ
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
(в редакции Приказа министерства образования и науки Самарской области от 12.10.2015 N 395-од)
1. Настоящее Положение об учебно-методических объединениях в системе среднего профессионального образования Самарской области (далее - Положение) разработано на основании Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и определяет порядок создания и организации деятельности учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования Самарской области (далее - учебно-методические объединения), управления ими, а также основные направления деятельности учебно-методических объединений.
2. Учебно-методические объединения создаются министерством образования и науки Самарской области (далее - министерство) в целях участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО), примерных образовательных программ среднего профессионального образования, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования (далее - образовательные программы), в обеспечении качества и развития содержания среднего профессионального образования.
3. Учебно-методическое объединение создается по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки (далее - укрупненная группа), относящейся к соответствующей области образования. Наименование укрупненной группы включается в наименование учебно-методического объединения.
4. Министерством определяется организация, на базе которой создается учебно-методическое объединение (далее - ответственная организация), председатель учебно-методического объединения.
5. Предложение по кандидатуре председателя учебно-методического объединения вносится в министерство ответственной организацией.
6. Ответственная организация формирует и утверждает состав учебно-методического объединения, обеспечивает организационно-техническое сопровождение деятельности учебно-методического объединения.
7. В состав учебно-методических объединений на добровольных началах входят педагогические работники, научные работники и другие работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций, действующих в системе образования (далее - члены учебно-методического объединения), в том числе представители работодателей.
8. Учебно-методическим объединением при необходимости создаются методические, экспертные и иные советы, секции, рабочие группы, отделения:
по образовательным программам среднего профессионального образования;
по направлениям подготовки и специальностям;
по обеспечению деятельности учебно-методического объединения.
9. Председатель учебно-методического объединения осуществляет общее руководство деятельностью учебно-методического объединения и представляет его по вопросам, относящимся к сфере деятельности учебно-методического объединения.
10. Председатель учебно-методического объединения может иметь заместителя (заместителей).
11. В случаях добровольного сложения полномочий председателем учебно-методического объединения, невозможности осуществлять полномочия председателя учебно-методического объединения в связи с нетрудоспособностью, а также утраты доверия к председателю учебно-методического объединения в установленном настоящим Положением порядке определяется новый председатель учебно-методического объединения.
12. Срок полномочий председателя учебно-методического объединения составляет 3 года.
13. Учебно-методическое объединение принимает решения на своих заседаниях, которые проводятся не реже одного раза в шесть месяцев. Заседание учебно-методического объединения правомочно, если в его работе участвуют более половины его членов. Решения принимаются простым большинством голосов членов учебно-методического объединения, участвующих в заседании.
14. В работе учебно-методического объединения могут принимать участие приглашенные представители органов государственной власти, юридические и физические лица, а также иностранные юридические лица и иностранные граждане.
15. Координацию деятельности учебно-методических объединений осуществляет Координационный совет учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования Самарской области (далее - Координационный совет), деятельность которого регулируется Положением о Координационном совете учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования Самарской области (приложение к настоящему Положению).
16. Учебно-методическое объединение проводит конференции, семинары, совещания и иные мероприятия по вопросам совершенствования системы среднего профессионального образования, участвует в организации и проведении олимпиад и иных конкурсных мероприятий.
17. Основными направлениями деятельности учебно-методических объединений являются:
подготовка предложений по проектам ФГОС СПО;
осуществление методического сопровождения реализации ФГОС СПО;
подготовка предложений по оптимизации перечня специальностей и направлений подготовки среднего профессионального образования;
организация разработки и проведения экспертизы проектов примерных образовательных программ среднего профессионального образования, основных профессиональных образовательных программ (далее - ОПОП) и учебно-методического обеспечения подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в соответствии с требованиями ФГОС СПО, профессиональными стандартами/квалификационными требованиями работодателей, национальными и международными требованиями WorldSkills, в том числе в формате дуального обучения;
обеспечение научно-методического и учебно-методического сопровождения разработки и реализации образовательных программ;
экспертно-консультативная поддержка и координация деятельности методических служб профессиональных образовательных организаций Самарской области по обобщению и распространению опыта инновационной педагогической деятельности в региональной системе образования, в том числе опыта организации образовательного процесса на основе активных и интерактивных форм и методов работы, в форматах дуального и дистанционного обучения, опыта использования современных мультимедийных, аудиовизуальных и технических средств обучения и др.;
проведение мониторинга реализации ФГОС СПО по результатам государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования;
участие в разработке и (или) экспертизе фонда оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся и для итоговой (государственной итоговой) аттестации;
участие в независимой оценке качества образования, общественной и профессионально-общественной аккредитации;
участие в разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников Самарской области по вопросам среднего профессионального образования;
участие в разработке и обсуждении профессиональных стандартов;
разработка типового перечня учебно-лабораторного оборудования и наглядных пособий;
организация работы по формированию позитивного отношения профессионального педагогического сообщества к процессам инновационного развития, созданию условий для непрерывного профессионального развития педагогов;
поддержка и организация конкурсного движения (среди обучающихся и педагогических работников профессиональных образовательных организаций) и развития научно-технического творчества студентов.
18. Учебно-методическое объединение имеет право в соответствии с законодательством Российской Федерации:
распространять информацию о своей деятельности (информация о деятельности учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования Самарской области размещается на официальном сайте ГБОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов Центра профессионального образования Самарской области (www.cposo.ru);
запрашивать в профессиональных образовательных организациях информацию, необходимую для решения задач деятельности учебно-методических объединений.
вносить в министерство предложения по вопросам государственной и региональной политики и нормативного правового регулирования в сфере образования, содержания образования, кадрового, учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;
участвовать в выработке решений органов государственной власти по вопросам функционирования системы среднего профессионального образования;
участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов и иных документов по вопросам среднего профессионального образования;
оказывать информационную, консультационную и экспертную помощь в рамках своих компетенций;
рекомендовать к изданию методические материалы;
предлагать кандидатуры педагогических работников профессиональных образовательных организаций для участия в конкурсах профессионального мастерства регионального и всероссийского уровней, ходатайствовать о поощрении членов учебно-методического объединения, педагогических работников профессиональных образовательных организаций за выдающиеся результаты инновационной деятельности, активное участие в значимых для региона мероприятиях, проектах, акциях и т.п.
19. Учебно-методическое объединение направляет ежегодно, не позднее 1 марта, отчет о своей деятельности за предшествующий календарный год в министерство и Координационный совет, а также направляет иную информацию о своей деятельности по запросу министерства.
ПОЛОЖЕНИЕ О КООРДИНАЦИОННОМ СОВЕТЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
(в редакции Приказа министерства образования и науки Самарской области от 12.10.2015 N 395-од)
1.1. Координационный совет учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования Самарской области (далее - Координационный совет) является научно-методическим органом при министерстве образования и науки Самарской области (далее - министерство), осуществляющим координацию деятельности учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования Самарской области (далее - учебно-методические объединения).
1.2. В своей деятельности Координационный совет руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законодательством Самарской области, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
1.3. Информация о деятельности Координационного совета и учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования Самарской области размещается на официальном сайте ГБОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов Центра профессионального образования Самарской области (www.cposo.ru).
2.1. Основными задачами Координационного совета являются:
формирование региональной системы методического обеспечения реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО);
обеспечение взаимодействия, согласованности стратегии и методов работы учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования Самарской области;
разработка по поручению министерства единых подходов к составлению научно-методической и методической документации;
изучение и распространение опыта работы учебно-методических объединений и профессиональных образовательных организаций;
разработка предложений и рекомендаций по вопросам обеспечения качества и развития содержания среднего профессионального образования, организации введения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования;
подготовка предложений о внесении изменений в действующее законодательство по вопросам среднего профессионального образования;
мониторинг, анализ и рекомендации к использованию моделей и механизмов лучших педагогических и управленческих практик (на региональном уровне и уровне профессиональной образовательной организации);
подготовка рекомендаций по составлению основных профессиональных образовательных программ на основе примерных;
рекомендации по разработке и использованию программ подготовки и повышения квалификации педагогических работников по вопросам среднего профессионального образования;