ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 1 февраля 2018 года № 82-р

О внесении изменения в бюджетный прогноз Нижегородской
области на долгосрочный период (2017 - 2028 годы),
утвержденный распоряжением Правительства
Нижегородской области от 31 января 2017 года № 82-р



Внести в бюджетный прогноз Нижегородской области на долгосрочный период (2017 - 2028 годы), утвержденный распоряжением Правительства Нижегородской области от 31 января 2017 года № 82-р, изменение, изложив его в новой редакции, согласно приложению к настоящему распоряжению.


     Врио Губернатора                                               Г.С.Никитин

     


ПРИЛОЖЕНИЕ
к распоряжению Правительства
Нижегородской области
от 1 февраля 2018 года № 82-р


"УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Нижегородской области
от 31 января 2017 года № 82-р
(в редакции распоряжения Правительства
Нижегородской области
от 1 февраля 2018 года № 82-р)



Бюджетный прогноз Нижегородской области
на долгосрочный период (2017-2028 годы)


I. Условия формирования бюджетного прогноза и основные
итоги  реализации бюджетной, налоговой и долговой политики
Нижегородской области в 2016 году


Бюджетная и налоговая политика Правительства Нижегородской области в 2016 году была направлена на решение задач бюджетной консолидации в целях обеспечения устойчивости и сбалансированности консолидированного бюджета Нижегородской области.

Доходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2016 году получены в объеме 164,9 млрд. рублей и увеличились за 2014 - 2016 годы на 25,6 млрд.рублей или на 18,4%.

Расходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2016 году исполнены в объеме 168,8 млрд.рублей и увеличились за 2014 - 2016 годы на 18,8 млрд.рублей или на 12,5%.

Наибольший удельный вес в расходах консолидированного бюджета занимают расходы на отрасли социальной сферы - ежегодно более 65% в общем объеме расходов.

Правительством Нижегородской области обеспечено своевременное и в полном объеме исполнение всех принятых расходных обязательств, в том числе по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы с учетом повышения оплаты труда в рамках реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, по социальному обеспечению льготных категорий граждан, по выплате ежемесячных денежных выплат в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей до достижения ими возраста 3-х лет.

С привлечением средств федерального бюджета осуществлено строительство новых детских дошкольных учреждений и реконструкция старых, начата программа строительства новых школ в целях ликвидации второй смены, осуществлялась реализация мероприятий по развитию здравоохранения, сельского хозяйства, малого предпринимательства, по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года.

Продолжена реализация программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, обеспечения жильем отдельных категорий граждан.

Осуществлена поддержка реального сектора экономики посредством субсидирования процентных ставок по кредитам коммерческих банков инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные и инновационные проекты, предприятий сельского хозяйства, малого предпринимательства и других отраслей, а также посредством предоставления налоговых льгот и государственных гарантий Нижегородской области.

Реализуется эффективная долговая политика, в том числе посредством привлечения кредитных ресурсов в форме возобновляемых кредитных линий, краткосрочных кредитов из управления Федерального казначейства по Нижегородской области, а также бюджетных кредитов из федерального бюджета.

Обеспечено выполнение условий соглашений с Министерством финансов Российской Федерации, заключенных при получении бюджетных кредитов из федерального бюджета, по достижению необходимого уровня долговой нагрузки на бюджет, в том числе по рыночным долговым обязательствам.

Главным условием формирования бюджетного прогноза на долгосрочный период являются поставленные на федеральном уровне задачи бюджетной консолидации, а также снижения долговой нагрузки на региональный бюджет, что требует обеспечения стабильного роста собственных доходов, взвешенного подхода к расходованию бюджетных средств и установлению жестких бюджетных ограничений.

Также важнейшим условием организации бюджетного процесса в современных условиях является обеспечение открытости и доступности информации о бюджете, а также повышение заинтересованности граждан в обсуждении целей и результатов использования бюджетных средств.


II. Основные подходы к формированию бюджетной, налоговой
 и долговой политики на долгосрочный период


Бюджетная политика Правительства Нижегородской области сохраняет преемственность бюджетной политики предыдущего планового периода и ориентирована в первую очередь на реализацию основных задач, определяемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, а также Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127.

Основными направлениями бюджетной политики будут являться:

- обеспечение сбалансированности и долгосрочной устойчивости консолидированного и областного бюджетов Нижегородской области, в том числе за счет  сдерживания роста расходов, а также  реализации мер, направленных на ограничение уровня государственного долга;

- повышение эффективности и оптимизация бюджетных расходов за счет концентрации финансовых ресурсов на реализации приоритетных направлений государственной политики, повышения эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Нижегородской области, предоставления мер социальной поддержки населению области исходя из применения критериев нуждаемости, повышения результативности предоставления субсидий юридическим лицам;

- повышение качества оказываемых государственных услуг, в том числе за счет установления государственных заданий на оказание государственных услуг в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями услуг, повышения ответственности государственных учреждений за невыполнение государственного задания, вовлечения организаций, не являющихся государственными учреждениями, в процесс оказания государственных услуг;

- повышение эффективности государственного управления, в том числе за счет повышения эффективности и результативности реализуемых в Нижегородской области государственных программ, повышения качества финансового менеджмента в органах исполнительной власти и государственных учреждениях, повышения эффективности и качества осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

- создание условий для исполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними полномочий, а также создание стимулов для повышения качества управления муниципальными финансами.

- развитие и совершенствование системы финансового контроля, в том числе в сфере закупок;

- обеспечение открытости и прозрачности управления государственными финансами.

Налоговая политика Правительства Нижегородской области будет направлена на обеспечение поступления в консолидированный бюджет Нижегородской области всех доходных источников в запланированных объемах, а также дополнительных доходов, что будет достигаться за счет:

- увеличения налогового потенциала Нижегородской области  за счет налогового стимулирования деловой активности в регионе, привлечения инвестиций, реализации высокоэффективных инвестиционных и инновационных проектов;

- государственной поддержки приоритетных отраслей экономики и организаций малого и среднего бизнеса;

- взаимовыгодного сотрудничества с организациями, формирующими налоговый потенциал региона, в том числе в рамках заключенных соглашений между Правительством Нижегородской области и крупнейшими предприятиями области;

- дальнейшего совершенствования налогового администрирования, повышения уровня ответственности главных администраторов доходов за качественное прогнозирование доходов бюджета, активизации претензионно-исковой деятельности;

- проведения мероприятий по повышению эффективности управления государственной и муниципальной собственностью, природными ресурсами Нижегородской области, в том числе выявления земельных участков, используемых не по целевому назначению, а также невостребованных земельных участков (долей, паев) из земель сельскохозяйственного назначения для принятия мер по оформлению их в муниципальную собственность.

Долговая политика на 2017 - 2028 годы будет направлена на обеспечение устойчивого и сбалансированного исполнения областного бюджета и нацелена на сохранение безопасного уровня долговой нагрузки, безусловное выполнение принятых долговых обязательств области, что будет способствовать повышению рейтинга Нижегородской области.

Это будет достигаться за счет:

- поддержания объема государственного долга на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков;

- поддержания объема дефицита, объема государственного долга в пределах ограничений, установленных Соглашениями с Министерством финансов Российской Федерации, заключенными Правительством Нижегородской области в 2015 - 2017 годах при получении бюджетных кредитов из федерального бюджета и при их реструктуризации;

- активного использования механизма привлечения государственных ценных бумаг Нижегородской области как источника долгосрочного финансирования дефицита бюджета;

-  оптимизации структуры государственного долга с целью минимизации стоимости его обслуживания.

Изменения бюджетного прогноза Нижегородской области на долгосрочный период (2017 - 2028 годы) разработаны на основе базового варианта  параметров прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2028 года) с учетом итогов исполнения областного бюджета и бюджетов муниципальных районов и городских округов области за 2015 - 2016 годы и  ожидаемого исполнения областного бюджета и бюджетов муниципальных районов и городских округов за 2017 год.

При расчете показателей прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочную перспективу (до 2028 года) применялись следующие подходы:

- показатели на 2018 - 2020 годы соответствуют прогнозу на среднесрочный период (на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов);

- динамика прогнозных показателей реального сектора экономики на 2021 - 2028 годы рассчитана с учетом имеющегося прогноза развития Российской Федерации до 2030 года. При расчете основных показателей, формирующих налогооблагаемую базу (прибыли прибыльных предприятий и фонда оплаты труда) заложено сохранение их соотношения с ВРП, сложившееся в среднесрочном периоде.

Прогноз налоговых и неналоговых доходов рассчитан исходя из нормативов отчислений по уровням бюджетной системы, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Нижегородской области от 6 декабря 2011 года № 177-З "О межбюджетных отношениях в Нижегородской области".

Расходы областного бюджета на 2017 - 2028 годы спрогнозированы с учетом планируемого объема поступлений доходов областного бюджета, планируемой реструктуризации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета в 2015 - 2017 годах на период до 2024 года, и возможных  заимствований для  обеспечения покрытия дефицита областного бюджета на 2025 - 2028 годы исходя из условия не превышения общего объема долговых обязательств 50% доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.

Расчет расходов по государственным программам на 2021 - 2028 годы осуществлен в соответствии с объемами финансирования по принятым государственным программам, а также с учетом индексов потребительских цен, сформированных в рамках прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2028 года), но не выше потребности.

Показатели по проекту изменений бюджетного прогноза на 2017 год соответствуют уточненному бюджету на 2017 год, показатели на 2018 - 2020 годы соответствуют показателям областного бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

При разработке проекта изменений бюджетного прогноза на долгосрочный период (2017 - 2028 годы) соблюдены все требования Бюджетного кодекса Российской Федерации и бюджетного законодательства  Нижегородской области.


III. Основные риски, возникающие в процессе реализации
бюджетного прогноза


Основными рисками, которые могут возникнуть в ходе реализации бюджетного прогноза, являются:

- недостижение прогнозируемых параметров социально-экономического развития области (динамики и объемов) валового регионального продукта, прибыли прибыльных организаций, фонда заработной платы, индекса потребительских цен, а также инвестиций в основной капитал;

- ухудшение общеэкономической ситуации в Российской Федерации и Нижегородской области, приводящее к уменьшению поступлений налоговых и неналоговых доходов областного бюджета;

- вносимые на федеральном уровне изменения в налоговое и бюджетное законодательство не в пользу субъектов Российской Федерации.

Так, с 2017 года на федеральном уровне приняты изменения по снижению ставки налога на прибыль организаций для субъектов Российской Федерации с 18% до 17%, потери бюджета Нижегородской области от этого только в 2017 году составили 2,2 млрд. рублей. Потери консолидированного бюджета от снижения норматива зачисления акцизов на нефтепродукты в 2017 году составили более 3,0 млрд. рублей. По налогу на имущество организаций в связи со снижением налоговой ставки в отношении железнодорожных путей общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью, выпадающие доходы бюджета оцениваются  в сумме около 700 млн. рублей в год.

Кроме того, проблемными для субъектов Российской Федерации остаются вопросы установления на федеральном уровне налоговых льгот по региональным и местным налогам, что приводит к сокращению доходной части региональных и местных бюджетов по имущественным налогам.

Так, за 2016 год по причине предоставления федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам бюджет Нижегородской области недополучил доходов на сумму 5,7 млрд. рублей. При этом потери бюджетов не компенсируются из федерального бюджета.

IV. Прогноз основных характеристик и основных параметров
консолидированного бюджета Нижегородской области
и областного бюджета


Прогноз основных характеристик и основных параметров консолидированного бюджета Нижегородской области и областного бюджета представлены в приложении 1 к бюджетному прогнозу Нижегородской области  на долгосрочный период (2017 - 2028 годы).

V. Предельные расходы на финансовое обеспечение
государственных программ Нижегородской области
 на период их действия


Предельные расходы на финансовое обеспечение государственных программ Нижегородской области на период их действия представлены в приложении 2 к бюджетному прогнозу Нижегородской области  на долгосрочный период (2017 - 2028 годы).


Приложение 1
к бюджетному прогнозу Нижегородской области
на долгосрочный период (2017 - 2028 годы)


Прогноз основных характеристик и основных параметров
консолидированного бюджета Нижегородской области
и областного бюджета на 2017-2028 годы

(млн. рублей)

 

Год периода прогнозирования

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

2026

2027

2028

Консолидированный бюджет Нижегородской области

Доходы всего, в том числе:

175 148,4

171 914,8

171 448,4

177 483,7

187 451,7

197 636,3

207 627,9

217 922,2

228 587,1

239 047,3

249 471,7

260 049,5

налоговые и неналоговые доходы

150 958,6

155 278,4

161 007,8

167 203,8

177 171,7

186 549,6

196 142,0

206 034,3

216 295,0

226 349,6

236 380,3

246 578,5

безвозмездные поступления

24 149,2

16 636,4

10 440,6

10 280,0

10 680,9

11 086,7

11 485,9

11 887,9

12 292,1

12 697,7

13 091,3

13 471,0

Расходы всего

184 197,0

171 803,9

171 261,6

175 730,2

183 783,3

193 967,9

203 959,5

214 253,8

233 183,0

249 393,9

260 458,3

269 743,3

Дефицит -/Профицит+

-9 048,6

111,0

186,8

1 753,5

3 668,4

3 668,4

3 668,4

3 668,4

-4 595,9

-10 346,5

-10 986,6

-9 693,8

Областной бюджет

Доходы всего, в том числе:

143 152,6

141 571,4

139 889,9

145 612,7

153 978,7

162 449,4

170 765,5

179 332,8

188 205,0

196 885,7

205 504,5

214 227,7

налоговые и неналоговые доходы

119 003,5

124 935,0

129 258,6

133 987,0

143 297,8

151 362,7

159 279,6

167 445,0

175 912,9

184 188,0

192 413,2

200 756,7

безвозмездные поступления

24 149,2

16 636,4

10 631,4

11 625,8

10 680,9

11 086,7

11 485,9

11 887,9

12 292,1

12 697,7

13 091,3

13 471,0

Расходы всего

145 502,5

141 460,5

139 703,1

143 859,2

150 310,3

158 781,1

167 097,1

175 664,4

192 800,9

207 232,2

216 491,2

223 921,5

в том числе расходы на обслуживание государственного долга

5 241,7

5 234,3

5 195,0

5 475,0

4 955,4

4 956,4

4 952,8

4 949,1

6 002,0

7 092,3

8 106,1

9 206,7

Дефицит- /Профицит+

-2 349,9

111,0

186,8

1 753,5

3 668,4

3 668,4

3 668,4

3 668,4

-4 595,9

-10 346,5

-10 986,6

-9 693,8

Государственный долг на конец очередного года

76 231,5

75 796,9

75 159,8

73 406,3

69 737,9

66 069,5

62 401,1

58 732,8

63 328,7

73 675,2

84 661,8

94 355,6

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»