Недействующий

     

Проект

     

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

от 9 января 2013 года

Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации

     

Глава 1. Общие положения

     

     

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, законодательством Российской Федерации об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливает основы правового регулирования отношений в области социального обслуживания населения, и определяет:

- 1) правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания;

- 2) полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания;

- 3) права и обязанности получателей услуг по социальному обслуживанию;

- 4) права и обязанности поставщиков услуг по социальному обслуживанию.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на юридических лиц независимо от организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание, а также на граждан Российской Федерации, иностранных граждан, беженцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (далее - граждане).

3. Благотворители и добровольцы осуществляют социальное обслуживание в соответствии с законодательством о благотворительной деятельности.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании


Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе


Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

- 1) трудная жизненная ситуация - обстоятельство (совокупность обстоятельств), признанное по основаниям, определенным настоящим Федеральным законом, как объективно нарушающее или способное нарушить нормальные условия жизнедеятельности гражданина, привести в положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья, последствия которого он не может преодолеть самостоятельно и требующее, на основе определения индивидуальной нуждаемости, предоставления социального обслуживания;

- 2) социальное обслуживание - деятельность, направленная на предоставление гражданину, признанному находящимся в трудной жизненной ситуации, услуг по социальному обслуживанию в целях нормализации условий жизнедеятельности и (или) повышения степени самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей;

- 3) услуга по социальному обслуживанию - действие (действия) в области социального обслуживания по оказанию постоянной, регулярной, периодической либо разовой помощи гражданину, признанному находящимся в трудной жизненной ситуации в целях нормализации условий жизнедеятельности и (или) повышения степени самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей (далее - социальная услуга);

- 4) поставщик услуг по социальному обслуживанию - юридическое лицо независимо от организационно-правовых форм, индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по социальному обслуживанию (далее - поставщик социальных услуг);

- 5) получатель услуг по социальному обслуживанию - гражданин, которому для преодоления трудной жизненной ситуации предоставляется социальная услуга (далее - получатель социальных услуг);

- 6) стандарт социальной услуги - описание основных требований к срокам, условиям, качеству и результативности предоставления социальной услуги;

- 7) индивидуальная нуждаемость в социальных услугах - потребность гражданина в социальных услугах, необходимых для преодоления трудной жизненной ситуации и (или) предупреждения причин ее возникновения;

- 8) персональное сопровождение - социальная услуга, предоставляемая получателям социальных услуг со значительными выраженными ограничениями жизнедеятельности, в целях повышения их реабилитационного, интеграционного и коммуникативного потенциала.

Глава 2. Основные принципы социального обслуживания

     

     

Статья 4. Основные принципы социального обслуживания населения


Основными принципами социального обслуживания населения являются:

- 1) соблюдение прав человека, уважение достоинства личности;

- 2) доступность социального обслуживания;

- 3) обеспечение социального сопровождения;

- 4) осуществление социального обслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости гражданина в социальных услугах;

- 5) направленность социального обслуживания на максимально возможное продление пребывания получателя социальных услуг в привычной, благоприятной социальной среде;

- 6) добровольность социального обслуживания или отказа от его предоставления;

- 7) конфиденциальность информации о получателях социальных услуг;

- 8) профилактическая направленность социального обслуживания.

Статья 5. Соблюдение прав человека, уважение достоинства личности

1. Социальное обслуживание осуществляется на основе признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека, в том числе в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

2. Социальное обслуживание основывается на уважении достоинства личности, носит гуманный характер, не допускает унижения чести и достоинства человека.

Статья 6. Доступность социального обслуживания населения

1. Гражданам, признанным находящимися в трудной жизненной ситуации, обеспечивается равный, свободный доступ к социальному обслуживанию вне зависимости от пола, расы, возраста, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства (места пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

2. Доступность социального обслуживания обеспечивается:

- 1) приближенностью социального обслуживания к месту жительства получателей социальных услуг и (или) транспортной доступностью поставщиков социальных услуг;

- 2) достаточностью количества поставщиков социальных услуг, соответствующих требованиям настоящего Федерального закона, для обеспечения потребности граждан в социальном обслуживании;

- 3) достаточностью финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

- 4) доступностью организаций социального обслуживания и предоставляемых ими социальных услуг для инвалидов и других маломобильных лиц, учитывающей ограничения их жизнедеятельности.

Статья 7. Обеспечение социального сопровождения

1. Социальное обслуживание предусматривает социальное сопровождение получателя социальных услуг.

2. Социальное сопровождение предполагает предоставление социальных услуг гражданам в трудной жизненной ситуации, в том числе требующих привлечения на основе межведомственного взаимодействия специалистов различных профилей (специальностей).

3. Социальное сопровождение предусматривает:

- 1) установление обстоятельств и условий, препятствующих самостоятельному удовлетворению основных жизненных потребностей гражданина;

- 2) комплексную оценку и коллегиальное решение об индивидуальной нуждаемости гражданина в социальном обслуживании с учетом способности гражданина преодолеть трудную жизненную ситуацию и (или) ее последствия собственными силами;

- 3) предоставление социальных услуг гражданину и (или) содействие в получении иных услуг;

- 4) мониторинг жизнедеятельности получателя социальных услуг и эффективности предоставляемых ему социальных услуг и (или) иных услуг.

Статья 8. Осуществление социального обслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости гражданина в социальных услугах

1. Социальное обслуживание осуществляется в соответствии с индивидуальной нуждаемостью гражданина в социальных услугах.

2. Индивидуальная нуждаемость в социальных услугах устанавливается на основе определения условий жизнедеятельности гражданина, признанного находящимся в трудной жизненной ситуации.

3. Индивидуальная нуждаемость гражданина в социальных услугах является основанием для определения видов, сроков, условий и стоимости предоставления социальных услуг.

Статья 9. Направленность социального обслуживания на максимально возможное продление пребывания получателей социальных услуг в привычной, благоприятной социальной среде


Социальное обслуживание с целью максимально возможного продления пребывания получателей социальных услуг в привычной, благоприятной для них социальной среде, обеспечивается по их просьбе либо просьбе их законных представителей путем приоритетного предоставления социальных услуг на дому.

Статья 10. Добровольность социального обслуживания или отказа от его предоставления

1. Социальное обслуживание осуществляется на основании добровольного информированного согласия гражданина либо его законного представителя на получение социальных услуг.

2. Добровольное информированное согласие гражданина либо его законного представителя на социальное обслуживание обеспечивается путем предоставления гражданину либо его законному представителю в доступной форме полной информации о видах, сроках, условиях, порядке предоставления, оплаты и стоимости социальных услуг, о поставщиках социальных услуг, в порядке, определяемом законодательством субъекта Российской Федерации.

3. Добровольное информированное согласие гражданина либо его законного представителя на социальное обслуживание осуществляется с целью принятия гражданином либо его законным представителем обоснованного, взвешенного, самостоятельного решения о предоставлении социального обслуживания.

4. Формой выражения добровольного информированного согласия гражданина либо его законного представителя на социальное обслуживание является письменное либо электронное заявление гражданина либо его законного представителя на предоставление социальных услуг.

5. Гражданин либо его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания или потребовать прекращения его предоставления в соответствии со статьей 25 настоящего Федерального закона.

Статья 11. Конфиденциальность информации о получателях социальных услуг

1. Не допускается разглашение сведений о получателях социальных услуг лицами, которым эти сведения стали известны при исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей. Разглашение сведений о получателях социальных услуг влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите персональных данных.

2. С письменного согласия получателя социальных услуг либо его законного представителя допускается передача сведений о получателе социальных услуг другим лицам, в том числе должностным лицам, в интересах получателя социальных услуг либо его законного представителя, в том числе в средства массовой информации, включая Интернет.

3. Предоставление сведений о получателе социальных услуг без согласия получателя социальных услуг либо его законного представителя допускается:

- 1) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;

- 2) в случае предоставления социальных услуг несовершеннолетнему, либо лицу, признанному в установленном порядке недееспособным (далее - недееспособный) для информирования родителей, иного законного представителя;

- 3) при обработке персональных данных в рамках межведомственного запроса, а также для регистрации субъекта персональных данных на порталах государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

Статья 12. Профилактическая направленность социального обслуживания

1. Профилактическая направленность социального обслуживания обеспечивается путем выявления и совершения действий по предотвращению обстоятельств, способных нарушить жизнедеятельность гражданина, привести его в положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья.

2. Профилактическая направленность социального обслуживания осуществляется путем реализации комплекса организационных, информационных, консультационных и иных мероприятий в составе региональных целевых программ социального обслуживания.

3. Профилактическая направленность социального обслуживания обеспечивается органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенциями, с привлечением заинтересованных негосударственных, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев.

4. Перечень мероприятий по профилактике трудной жизненной ситуации, а также порядок межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению профилактики трудной жизненной ситуации определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Глава 3. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания

     

     

Статья 13. Полномочия федеральных органов государственной власти в области социального обслуживания

1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области социального обслуживания относится:

- 1) защита прав и свобод человека в области социального обслуживания;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»