Недействующий

     

Проект

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от _____________ года N ________

О расследовании причин аварийных ситуаций при теплоснабжении и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации



В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст.4159; 2011, N 23, ст.3263; N 30 (ч.1), ст.4590; 2012, N 50, ст.7359; N 26, ст.3446) Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении.

2. В Правилах расследования причин аварий в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 года N 846 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 44, ст.5243; 2011, N 50, ст.7385), подпункты "а" пункта 4 и "д" пункта 5 признать утратившими силу.

3. Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору в 6-месячный срок утвердить:

форму акта о расследовании причин аварийной ситуации при теплоснабжении и порядок его оформления;

форму отчета об аварийных ситуациях при теплоснабжении и порядок его заполнения.

4. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 6 месяцев после дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

     

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от "___" _________ 2013 года N __

     

     

Порядок расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении



1. Настоящий Порядок определяет правила проведения расследования причин аварийных ситуаций на источниках тепловой энергии, тепловых сетях и теплопотребляющих установках потребителей тепловой энергии (далее - объекты).

Для целей настоящего Порядка под аварийной ситуацией понимается технологическое нарушение, приведшее к разрушению или повреждению сооружений и (или) технических устройств (оборудования), неконтролируемому взрыву и (или) выбросу опасных веществ, отклонению от установленного технологического режима работы, полному или частичному ограничению режима потребления тепловой энергии.

В соответствии с настоящим Порядком осуществляется расследование аварийных ситуаций на источниках тепловой энергии, тепловых сетях и теплопотребляющих установках потребителей тепловой энергии, за исключением:

аварий, расследование причин которых осуществляется в соответствии с законодательством об электроэнергетике;

аварий и инцидентов, расследование причин которых осуществляется в соответствии с законодательством в области промышленной безопасности;

аварийных ситуаций приведших к несчастным случаям на производстве, которые расследуются в соответствии с трудовым законодательством.

2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей, расследует причины аварийных ситуаций при теплоснабжении, которые привели к:

прекращению теплоснабжения потребителей в отопительный период на срок более 24 часов;

повреждению оборудования, которое привело к выходу из строя котельных или тепловых сетей на срок 3 суток и более;

повреждению зданий, строений или сооружений, приведших к прекращению теплоснабжения потребителей.

3. Расследование аварийных ситуаций, не повлекших последствия, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, осуществляется собственником или иным законным владельцем объекта, на котором произошла аварийная ситуация.

4. При возникновении аварийной ситуации собственник или иной владелец объекта обязан:

передать информацию о возникновении аварийной ситуации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей, органы местного самоуправления; принять меры по защите жизни и здоровья людей, окружающей среды, а также собственности организации и третьих лиц от воздействия негативных последствий аварийной ситуации;

принять меры по сохранению сложившейся обстановки на месте аварийной ситуации до начала расследования ее причин, за исключением случаев, когда необходимо вести работы по ликвидации аварийной ситуации и сохранению жизни и здоровья людей, а в случае невозможности сохранения обстановки на месте аварийной ситуации обеспечить ее документирование (фотографирование, видео- и аудиозапись и др.) к началу проведения работ по локализации и ликвидации аварийной ситуации, обеспечить сохранность указанных материалов;

осуществить мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварийной ситуации на объекте;

содействовать федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей при расследовании аварийных ситуаций в случаях, установленных в пункте 2 настоящего Порядка;

организовать расследование причин аварийной ситуации в случаях, установленных в пункте 3 настоящего Порядка;

принять меры по устранению и профилактике причин, способствовавших возникновению аварийной ситуации, указанные в акте расследования.

5. Персонал организации, владеющей на праве собственности или ином законном основаниями объектом, на котором возникла аварийная ситуация, осуществляет передачу информации о возникновении аварийной ситуации, указанной в пункте 2 настоящего Порядка, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей, органы местного самоуправления, незамедлительно, а в случаях, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, - в течение 8 часов с момента возникновения аварийной ситуации.

6. Передача информации осуществляется посредством факсимильной связи и (или) по электронной почте либо, при отсутствии такой возможности, устно по телефону с последующим направлением такой информации в письменном виде.

7. Информация о возникновении аварийной ситуации должна содержать:

наименование организации;

наименование и место расположения объекта;

дату и местное время аварийной ситуации в формате "ДД.ММ в ЧЧ:ММ";

обстоятельства, при которых произошла авария, в том числе схемные, режимные и погодные условия;

наименование отключившегося оборудования;

основные технические параметры оборудования (тепловая мощность, паропроизводительность);

сведения об оборудовании, не включенном после аварийной ситуации (вывод в ремонт, демонтаж);

причину отключения, повреждения и (или) перегрузки оборудования (при наличии такой информации);

сведения об объеме полного и (или) частичного ограничения теплоснабжения, с указанием категории потребителей, количества граждан-потребителей (населенных пунктов), состава отключенного оборудования;

хронологию ликвидации аварийной ситуации с указанием даты и местного времени в формате "ДД.ММ в ЧЧ:ММ", в том числе включения оборудования, отключившегося в ходе аварийной ситуации и восстановления теплоснабжения потребителей.

8. Решение о расследовании причин аварийной ситуации принимается не позднее 24 часов с момента получения информации о возникновении последствий аварийной ситуации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей, в случаях, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, или собственником или иным законным владельцем объекта, на котором произошла аварийная ситуация, - в случаях, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.

В случае, если в момент возникновения аварийной ситуации невозможно определить, приведет ли аварийная ситуация к последствиям, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, решение о расследовании причин аварийной ситуации принимается собственником или иным законным владельцем объекта, на котором произошла аварийная ситуация. Если в процессе развития аварийной ситуации возникли последствия, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, то собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, направляет в течение 8 часов с момента наступления указанных последствий уведомление об их наступлении в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей, органы местного самоуправления.

9. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей, принимает решение о расследовании причин аварийной ситуации и создает комиссию по расследованию причин аварийной ситуации (далее - комиссия).

В состав комиссии, кроме должностных лиц указанного органа включаются уполномоченные представители:

а) органов местного самоуправления поселений, городских округов;

б) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере теплоснабжения (за исключением производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также передачи тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в том числе произведенной источниками тепловой энергии в случае, если такие источники тепловой энергии входят в схему теплоснабжения, включающую источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии);

в) в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций - федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

г) единой теплоснабжающей организации (по согласованию).

Комиссия вправе также привлекать к расследованию представителей государственной жилищной инспекции, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, научных и экспертных организаций, заводов-изготовителей, а также организаций, выполнявших подрядные, проектные и конструкторские работы в отношении объектов, на которых произошла авария или на которых произошли отклонения от установленных технологических режимов работы вследствие произошедшей аварийной ситуации.

10. Расследование причин аварийной ситуации начинается незамедлительно после принятия решения о расследовании и заканчивается в срок, не превышающий 20 дней со дня начала расследования.

В случае необходимости срок проведения расследования причин аварийной ситуации может быть продлен, но не более чем на 45 дней, при этом общий срок расследования не может быть более 65 дней.

11. В ходе расследования причин аварийной ситуации устанавливаются причины и предпосылки возникновения аварийной ситуации, круг лиц, действия (бездействие) которых привели к ее возникновению, а также разрабатывается перечень противоаварийных мероприятий по устранению причин аварийной ситуации и предотвращению возникновения аварийных ситуаций на объектах (далее - противоаварийные мероприятия).

12. При расследовании причин аварийной ситуации выявляются и устанавливаются условия их возникновения, в том числе:

а) обстоятельства, предшествовавшие аварийной ситуации, в том числе действия (бездействие) теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, повлекшие возникновение аварийной ситуации;

б) соблюдение требований нормативных правовых актов в сфере теплоснабжения, а также технических регламентов;

г) своевременность принятия мер по устранению последствий аварийной ситуации и дефектов оборудования, повышению его надежности, повышению качества и соблюдению сроков проведения ремонтных работ, испытаний и профилактических осмотров, контролю за состоянием оборудования, а также по соблюдению технологической дисциплины при производстве ремонтных работ;

д) соблюдение нормативных сроков восстановления теплоснабжения потребителей.

13. Для выявления причин аварийной ситуации в ходе расследования проводятся следующие необходимые действия:

а) сохранение послеаварийной обстановки (по возможности);

б) изъятие и передача по акту приема-передачи регистрограмм, записей оперативных переговоров и иных необходимых документов;

в) описание послеаварийного состояния указателей положения защитных устройств и блокировок;

г) сбор документации по техническому обслуживанию отказавшего (поврежденного) оборудования;

д) осмотр, фотографирование послеаварийной обстановки, в случае необходимости - видеосъемка, составление схемы и эскиза места аварийной ситуации;

е) опрос очевидцев аварийной ситуации, руководителей организаций, на объектах которых произошла авария, оперативного персонала, а также получение объяснений (в письменной форме) опрошенных лиц;

ж) выяснение обстоятельств, предшествовавших аварийной ситуации, а также установление причин их возникновения;

з) выяснение характера нарушения технологических процессов и условий эксплуатации оборудования;

и) оценка действий оперативного персонала и руководителей организаций, на объектах которых произошла авария, по предупреждению возникновения и предотвращению развития аварийной ситуации;

к) проверка соответствия действий оперативного персонала нормативным и техническим требованиям;

л) выявление нарушений установленных норм и правил эксплуатации объектов;

м) оценка соблюдения установленных требований промышленной безопасности;

н) проверка соответствия объекта и (или) технологического процесса проектным решениям;

о) проверка соответствия использования оборудования установленной области его применения;

п) проверка наличия и исправности средств защиты персонала;

р) проверка наличия технической документации по эксплуатации объекта.

14. При проведении расследования причин аварийной ситуации комиссия:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»