Проект N 79403-6
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и в статью 9 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"
В статью 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 4, ст.251; 2003, N 9, ст.805; 2005, N 19, ст.1750; 2007, N 7, ст.834; 2009, N 19, ст.2279; 2010, N 23, ст.2788; 2011, N 29, ст.4292; N 50, ст.7343) внести следующие изменения:
а) в абзаце первом пункта 1 после слов "коммунально-бытового назначения" дополнить словами ", за исключением объектов, указанных в статье 30.1.";
б) абзац первый пункта 4 изложить в следующей редакции:
"4. Обязательным условием приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, за исключением объектов, предусмотренных статьей 30.1., является сохранение их назначения в течение срока, установленного решением об условиях приватизации, но не более чем пять лет со дня перехода прав на приватизируемое имущество к его приобретателю в порядке приватизации.";
в) дополнить статьей 30.1. следующего содержания:
"Статья 30.1. Особенности приватизации объектов электросетевого хозяйства, а также источников тепловой энергией, тепловых сетей
1. Объекты электросетевого хозяйства, а также источники тепловой энергии, тепловые сети могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены настоящим Федеральным законом, при условии их обременения обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации и их эксплуатации (далее - инвестиционное и эксплуатационное обязательство).
Условия инвестиционных и эксплуатационных обязательств в отношении отнесенных к объектам электросетевого хозяйства, а также источников тепловой энергии, тепловых сетей, являющихся сложными вещами, распространяются на все их составные части.
2. Условия инвестиционных и эксплуатационных обязательств определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации:
в отношении объектов электросетевого хозяйства - в соответствии с инвестиционной программой субъекта электроэнергетики, утверждаемой в соответствии с положениями Федерального закона "Об электроэнергетике";
в отношении источников тепловой энергии, тепловых сетей - в соответствии с инвестиционной программой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, утверждаемой в соответствии с положениями Федерального закона "О теплоснабжении";
в отношении объектов электросетевого хозяйства, а также источников тепловой энергии, тепловых сетей - предоставление потребителям товаров, работ, услуг в соответствии с установленными показателями надежности и качества по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение срока, установленного решением об условиях приватизации, но не менее 20 лет со дня перехода прав на приватизируемое имущество к его приобретателю в порядке приватизации, за исключением случаев, когда прекращение или приостановление предоставления потребителям товаров, работ, услуг предусмотрено законодательством Российской Федерации.
3. Инвестиционное и эксплуатационное обязательство оформляется в порядке, установленном положениями настоящего Федерального закона, а также положениями Федерального закона "Об электроэнергетике" и Федерального закона "О теплоснабжении" в отношении инвестиционных программ, и его условия подлежат включению в качестве существенных условий в договор купли-продажи объекта электросетевого хозяйства, а также источников тепловой энергии, тепловых сетей или имущественного комплекса унитарного предприятия, в составе которого приватизируется объект электросетевого хозяйства, а также источник тепловой энергии, тепловые сети.
Государственная регистрация ограничений (обременений), установленных инвестиционными и эксплуатационными обязательствами, осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав собственности на объект электросетевого хозяйства, а также источников тепловой энергии, тепловых сетей, выявленный объект электросетевого хозяйства, а также источника тепловой энергии, тепловые сети или имущественный комплекс унитарного предприятия, в составе которого приватизируется объект электросетевого хозяйства, а также источник тепловой энергии, тепловые сети.
4. Инвестиционное и эксплуатационное обязательство должно содержать требования к содержанию объекта электросетевого хозяйства, а также источников тепловой энергии, тепловых сетей, порядку и срокам проведения строительства, реконструкции и (или) модернизации, эксплуатации, а также иные работы обеспечивающие сохранность такого объекта требования.
Требования к подготовке инвестиционных и эксплуатационных обязательств, их содержанию и выполнению, меры по контролю за их выполнением, а также требования к подтверждению собственником объекта электросетевого хозяйства, а также источников тепловой энергии, тепловых сетей выполнения этих обязательств определяются в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, Федерального закона "О теплоснабжении" и Федерального закона "Об электроэнергетике".
5. В случае нарушения собственником и (или) законным владельцем установленных настоящим Федеральным законом обязательных условий приватизации органы государственной власти Российской Федерации (органы местного самоуправления) вправе обратиться в суд с иском об изъятии посредством выкупа такого объекта (объектов) по стоимости объекта (объектов), определяемой по результатам проведения оценки объекта (объектов) в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", за вычетом убытков, причиненных потребителям вследствие нарушения обязательных условий приватизации.".
Статью 9 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст.7358) изложить в следующей редакции:
"1. Отчуждение объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, переуступка прав пользования ими и внесение таких объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности не допускается.".
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и в статью 9 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" (далее - проект Федерального закона) предусматривает внесение отдельных изменений в Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В настоящее время законодательством не предусмотрен запрет на приватизацию объектов электросетевого хозяйства, а также источников тепловой энергии, тепловых сетей, за исключением отдельных случаев, предусмотренных статьей 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Целью законопроекта является установление обязательных условий приватизации объектов электросетевого хозяйства, а также источников тепловой энергии, тепловых сетей, при условии их обременения обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации, а также эксплуатации.
Законопроектом вводится обременение в виде инвестиционного и эксплуатационного обязательства, которое распространяется на предполагаемые к приватизации объекты электросетевого хозяйства, а также источники тепловой энергии, тепловые сети.
Условия инвестиционного и эксплуатационного обязательства определяются:
в отношении объектов электросетевого хозяйства - в соответствии с инвестиционной программой субъекта электроэнергетики, утверждаемой в соответствии с положениями Федерального закона "Об электроэнергетике";
в отношении источников тепловой энергии, тепловых сетей - в соответствии с инвестиционной программой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, утверждаемой в соответствии с положениями Федерального закона "О теплоснабжении".
В частности, условиями приватизации предусматривается необходимость предоставления потребителям товаров, работ, услуг по регулируемым ценам (тарифам), сохранения назначения объектов приватизации, строительства, реконструкции и (или) модернизации объектов приватизации и (или) создания объекта (объектов), технологически связанного с объектами приватизации.
Условия инвестиционного и эксплуатационного обязательства включаются в качестве существенных условий в договор купли-продажи объекта электросетевого хозяйства, а также источников тепловой энергии, тепловых сетей или имущественного комплекса унитарного предприятия, в составе которого приватизируется объект электросетевого хозяйства, а также источник тепловой энергии, тепловые сети.
Кроме того, законопроектом закрепляется положение, что в случае нарушения собственником и (или) законным владельцем указанных обязательных условий приватизации органы государственной власти Российской Федерации (органы местного самоуправления) вправе обратиться в суд с иском об изъятии посредством выкупа такого объекта (объектов) по стоимости объекта (объектов), определяемой по результатам проведения оценки объекта (объектов) в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", за вычетом убытков, причиненных потребителям вследствие нарушения обязательных условий приватизации.
Также законопроектом предусмотрено, что отчуждение объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, переуступка прав пользования ими и внесение таких объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности не допускается.
Вода является ресурсом, который имеет первостепенное значение в жизни каждого человека, и не имеет заменителей. Полагаем, что приватизация объектов водоснабжения и водоотведения не может осуществляться без учета данного тезиса.
Также полагаем целесообразным ввести указанное ограничение на приватизацию, поскольку частные предприятия, владеющие объектами водоснабжения и водоотведения на праве собственности, не демонстрируют значительных улучшений качества и надежности при предоставлении своих услуг по сравнению с предприятиями, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, приватизация объектов водоснабжения и водоотведения не отвечает стратегическим задачам и национальной безопасности, а также непосредственно не ведет к повышению качества, надежности и доступности данных услуг водоснабжения и водоотведения.
Введение ограничения на приватизацию объектов водоснабжения и водоотведения позволит стимулировать развитие государственно-частного партнерства в виде концессии и долгосрочной аренды, что позволит создать благоприятную среду для развития водопроводно-канализационного хозяйства Российской Федерации.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт ГосДумы России
www.duma.gov.ru
по состоянию на 23.04.2013