Недействующий

     

Вносится Правительством
Российской Федерации

     

Проект N 301629-6

     

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

     

О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации



Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст.2954; 2002, N 30, ст.3029; 2003, N 50, ст.4848; 2004, N 30, ст.3091; 2007, N 31, ст.4008; 2009, N 52, ст.6453; 2011, N 30, ст.4598, N 50, ст.7362) следующие изменения:

1) в абзаце втором части первой статьи 280 слова "до трехсот тысяч" заменить словами "от ста тысяч до трехсот тысяч", слова "лишением свободы на срок до трех лет" заменить словами "лишением свободы на срок до четырех лет";

2) в статье 282:

а) в абзаце втором части первой слова "принудительными работами на срок до двух лет" заменить словами "принудительными работами на срок до четырех лет";

б) в абзаце пятом части второй слова "от ста тысяч до пятисот тысяч" заменить словами "от трехсот тысяч до пятисот тысяч";

3) в статье 282_1:

а) абзац второй части первой изложить в следующей редакции:

"наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.";

б) абзац второй части второй изложить в следующей редакции:

"наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года.";

в) абзац второй части третьей изложить в следующей редакции:

"наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.";

4) в статье 282_2:

а) абзац второй части первой изложить в следующей редакции:

"наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.";

б) абзац второй части второй изложить в следующей редакции:

"наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.".

Президент
Российской Федерации

     

     

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"



Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" разработан в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, направленными на нейтрализацию угроз национальной безопасности, связанных с деструктивной деятельностью религиозных организаций на территории Российской Федерации.

Законопроектом предлагается усилить уголовную ответственность за преступления, предусмотренные статьями 280, 282, 282_1 и 282_2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).

Так, увеличиваются штрафные санкции практически по всем составам вышеуказанных статей УК РФ с учетом тяжести совершенного деяния.

Увеличиваются сроки лишения свободы за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; за публичное или с использованием средств массовой информации возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по половым, расовым, национальным, языковым, религиозным признакам, социальной принадлежности; за организацию и участие в экстремистском сообществе, в том числе с использованием своего служебного положения, а также за организацию и участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Также увеличивается продолжительность срока принудительных работ, назначаемых судом за публичное или с использованием средств массовой информации возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по половым, расовым, национальным, языковым, религиозным признакам, социальной принадлежности, участие в деятельности экстремистских сообществ и организаций и за организацию деятельности экстремистской организации.

Предлагаемые изменения обусловлены тем, что борьба с преступлениями экстремистского характера, особо опасными для общества и государства, является одной из приоритетных задач российского государства на современном этапе.

Деструктивные процессы, происходящие в настоящее время как в мире в целом, так и на территории России, возникая в форме экстремистских проявлений, в случае недостаточного государственного реагирования быстро трансформируются в свою наиболее опасную форму - активные преступные действия террористического характера.

Экстремизм угрожает государственному суверенитету и подрывает конституционно провозглашенный Российской Федерацией принцип светского государства, устанавливающий запреты на возбуждение религиозной ненависти и вражды, а также пропаганду религиозного превосходства.

Статистика по преступлениям экстремистской направленности свидетельствует о ежегодном росте этого вида преступлений.

Так, по данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в судах первой инстанции в 2010 году рассматривалось 183 дела по преступлениям, предусмотренным статьями 280, 282, 282_1 и 282_2 Уголовного кодекса Российской Федерации, в 2011 году - 217 дел, а за шесть месяцев 2012 года - 144.

Число лиц, привлеченных к уголовной ответственности по указанным статьям, составило 255 человек за 2010 год, за 2011 год - 253 человека, за шесть месяцев 2012 года - уже 156 человек.

Число осужденных по данным статьям также постепенно увеличивается.

Данные Верховного Суда Российской Федерации, касающиеся преступлений экстремистской направленности, предусмотренных статьями 280, 282, 282_1 и 282_2 УК РФ, также свидетельствуют о росте числа лиц, осужденных за экстремистские преступления в 2011 году, по сравнению с 2009 годом на 55%.

Все преступления, ответственность за которые предусмотрена вышеуказанными статьями, относятся к преступлениям против основ конституционного строя и безопасности государства, и наказание за их совершение должно быть сопоставимо с их общественной опасностью.

Вместе с тем отдельные уголовно-правовые санкции за преступления экстремистской направленности неадекватны степени общественной опасности данных деяний.

Преступления, предусмотренные частью первой статьи 280, частью первой статьи 282, частью второй статьи 282_1 и статьей 282_2 УК РФ, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, вследствие чего возможности органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, и органов, осуществляющих предварительное расследование по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений данного вида, а также применению к подозреваемым и обвиняемым меры пресечения, существенно ограничены.

Так, по преступлениям небольшой тяжести не допускается прослушивание телефонных переговоров (часть четвертая статьи 8 Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности").

Мера пресечения в виде заключения под стражу лицам, совершившим преступления небольшой тяжести, может быть избрана в исключительных случаях, перечень которых является исчерпывающим (часть первая статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации), что влечет дополнительные сложности в раскрытии и доказывании обстоятельств преступления и создает условия для уклонения виновных лиц от следствия и суда.

Лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления небольшой тяжести истекло два года (статья 78 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации). Между тем преступления экстремистской направленности зачастую носят латентный характер и выявляются по прошествии значительного количества времени после их совершения.

Также следует учесть, что степень общественной опасности организатора и руководителя экстремистского сообщества или организации, в отношении которой судом принято решение о ее ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности выше, чем общественная опасность деяний рядовых участников подобных сообществ и организаций.

В связи с этим ответственность за организацию и руководство экстремистскими сообществами и организациями должна быть выше. Это потребует перевода указанных преступлений в категорию тяжких, в то время как участие в данных сообществах и организациях будет квалифицироваться как преступление средней тяжести.

Вышеуказанные изменения позволят использовать в отношении лиц, причастных к совершению преступлений, предусмотренных статьями 280, 282, 282_1 и 282_2 УК РФ, весь арсенал средств и методов оперативно-разыскной деятельности.

Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не повлечет за собой дополнительных затрат из федерального бюджета.

Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"



Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" в части усиления ответственности за преступления экстремистской направленности не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"



Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" в части усиления ответственности за преступления экстремистской направленности не повлечет за собой изменение актов федерального законодательства.

Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"


Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" в части усиления ответственности за преступления экстремистской направленности не повлечет за собой изменение нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт ГосДумы России

www.duma.gov.ru

по состоянию на 22.06.2013

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»