Недействующий

     

Проект

     

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от "____" _________ 20__ года N _______

Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда и перечня документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда



В соответствии со статьей 216.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст.2878; 2011, N 27, ст.3880; N 30 (ч.1), ст.4590), частью 1 статьи 24 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" и пунктом 5.2.14 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст.3528),

приказываю:

1. Утвердить:

Порядок проведения государственной экспертизы условий труда согласно приложению N 1;

перечень документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда, согласно приложению N 2.

2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования за исключением абзаца седьмого пункта 15 Порядка проведения государственной экспертизы условий труда, который вступает в силу с 1 января 2016 года.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра С.Ф.Вельмяйкина.

Министр
М.А.Топилин

     

     

Приложение N 1
к приказу Министерства труда и
социального развития
Российской Федерации
от "____" _________ 20__ года N _______

     

Порядок проведения государственной экспертизы условий труда

     

     

I. Общие положения



1. Порядок проведения государственной экспертизы условий труда устанавливает требования к проведению государственной экспертизы условий труда.

2. Государственная экспертиза условий труда проводится в отношении:

- результатов специальной оценки условий труда;

- правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

- фактических условий труда работников.

3. Государственная экспертиза условий труда осуществляется:

1) в связи с представлением территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в связи с проводимыми мероприятиями по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства о специальной оценке условий труда, в том числе осуществляемыми на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков;

2) в связи с обращением работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей и их объединений, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и их территориальных подразделений, иных страховщиков (далее - заявитель);

3) на основании определений судебных органов.

4. В случае если заявителем является работник, то государственная экспертиза условий труда проводится в отношении условий труда на его рабочем месте (рабочих местах).

5. Государственная экспертиза условий труда в отношении результатов специальной оценки условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по труду:

по основанию, указанному в подпунктах 1 и 3 пункта 3 настоящего Порядка, - бесплатно;

по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 3 настоящего Порядка, - за счет средств заявителя.

6. Государственная экспертиза условий труда в отношении предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, его территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по труду бесплатно.

7. Заявитель имеет право:

получать от должностного лица органа государственной экспертизы условий труда, в должностные обязанности которого входит ее проведение (далее - государственный эксперт), и органа государственной экспертизы условий труда разъяснения по порядку проведения государственной экспертизы условий труда;

обращаться к государственному эксперту и органу государственной экспертизы условий труда с требованием об устранении нарушений настоящего Порядка;

представлять пояснения, замечания, предложения по вопросам, связанным с проведением государственной экспертизы условий труда.

8. Разногласия по вопросам проведения государственной экспертизы условий труда, несогласие заявителя, организаций, проводивших специальную оценку условий труда, с результатами государственной экспертизы условий труда рассматриваются уполномоченным Правительством Российской Федерации органом (организацией) (далее - арбитражный орган) с участием федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

9. Разногласия по вопросу государственной экспертизы условий труда в отношении результатов специальной оценки условий труда рассматриваются:

по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 3 пункта 3 настоящего Порядка, - бесплатно;

по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 3 настоящего Порядка, - за счет средств заявителя.

Разногласия по вопросу государственной экспертизы условий труда в отношении предоставления работникам компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда рассматриваются бесплатно.

II. Порядок подачи и регистрации заявлений о проведении государственной экспертизы условий труда

10. Для проведения государственной экспертизы условий труда заявитель направляет в орган государственной экспертизы условий труда заявление о проведении государственной экспертизы условий труда (далее - заявление).

11. В заявлении указывается:

полное наименование заявителя (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя (для физических лиц);

почтовый адрес заявителя, адрес электронной почты;

объект государственной экспертизы условий труда в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка;

наименование и индивидуальный номер рабочего места (рабочих мест) работодателя, профессии (должности) работника (работников), занятого на данном рабочем месте, с указанием структурного подразделения работодателя (при наличии), в отношении которого должна проводиться государственная экспертиза условий труда;

сведения о ранее проведенных государственных экспертизах условий труда;

сведения об оплате государственной экспертизы условий труда в случае ее проведения в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 настоящего Порядка

При проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда в заявлении дополнительно должны быть указаны сведения об организации (организациях), привлеченных работодателем для проведения специальной оценки условий труда.

В случае если заявителем является работодатель, то к заявлению прилагается отчет о результатах специальной оценки условий труда (далее - отчет) и другие документы, предусмотренные Перечнем документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда (далее - Перечень), являющиеся неотъемлемой частью заявления.

12. Заявление подлежит регистрации в органе государственной экспертизы условий труда.

III. Проведение государственной экспертизы условий труда и оформление ее результатов

13. После регистрации заявление и прилагаемые к нему документация и материалы передаются для проведения государственной экспертизы условий труда государственному эксперту.

Назначение государственного эксперта для проведения государственной экспертизы условий труда осуществляется руководителем органа государственной экспертизы условий труда.

Руководитель органа государственной экспертизы условий труда вправе создать для проведения государственной экспертизы условий труда экспертную комиссию, в состав которой включаются государственные эксперты.

14. Государственный эксперт (экспертная комиссия) проводит государственную экспертизу условий труда путем последовательной реализации следующих процедур:

рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документации и материалов в целях определения полноты представленных сведений и их достаточности для проведения государственной экспертизы условий труда;

экспертиза документации и материалов;

проведение (при необходимости) наблюдений, измерений и расчетов с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров);

составление заключения;

направление заключения заявителю;

внесение сведений в Федеральную государственную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда.

15. Государственный эксперт обязан обеспечивать объективность и обоснованность своих выводов, сохранность полученных документов и других материалов и конфиденциальность содержащихся в них сведений.

Государственный эксперт не вправе участвовать в проведении государственной экспертизы условий труда, если это может повлечь конфликт интересов или создать угрозу его возникновения.

16. В течение семи рабочих дней со дня регистрации заявления государственным экспертом (экспертной комиссией) определяется полнота представленных сведений и их достаточность для проведения экспертизы. При этом государственный эксперт (экспертная комиссия) принимает решение о проведении государственной экспертизы условий труда, либо об отказе в ее проведении, который направляется в указанный срок заявителю.

17. Основанием для отказа в проведении государственной экспертизы условий труда являются:

а) отсутствие в заявлении сведений, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка;

б) непредставление документации и материалов, предусмотренных Перечнем (в случае, если заявителем является работодатель);

в) отсутствие сведений об оплате рассмотрения разногласий в соответствии с абзацем 3 пункта 9 настоящего Порядка.

Отказ в проведении государственной экспертизы условий труда по другим основаниям не допускается.

Заявитель после устранения нарушений настоящего Порядка, послуживших причиной отказа, вправе повторно представить заявление.

18. Если материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены заявителем (за исключением заявителя - работодателя), орган государственной экспертизы условий труда самостоятельно запрашивает материалы у работодателя, в отношении рабочих мест которого проводится государственная экспертиза условий труда.

Работодатель в срок не позднее десяти рабочих дней с даты поступления запроса органа государственной экспертизы условий труда о предоставлении документации и материалов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда, направляет запрашиваемые документацию и материалы, либо письменно уведомляет о невозможности их представления с указанием причин.

19. В случае необходимости проведения инструментальных исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса, результаты которых оспариваются заявителем, государственный эксперт (экспертная комиссия) привлекает на основании гражданско-правовых договоров аккредитованные в установленном порядке испытательные лаборатории (центры).

20. Срок проведения экспертизы не должен превышать тридцати рабочих дней со дня регистрации заявления в органе государственной экспертизы условий труда.

При необходимости получения документов от работодателя, устранения недостатков в представленных документах заявителем, проведения дополнительных исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса, а также в случае невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса в течение срока, указанного в настоящем пункте, срок проведения государственной экспертизы условий труда может быть продлен органом государственной экспертизы условий труда, но не более чем на тридцать рабочих дней.

21. По результатам государственной экспертизы условий труда государственным экспертом (экспертной комиссией) составляется заключение.

В заключении указываются:

наименование органа государственной экспертизы условий труда с указанием почтового адреса, фамилии, имени, отчества (при наличии) руководителя, а также должности, фамилии, имени, отчества государственного эксперта (председателя экспертной комиссии);

номер и дата утверждения заключения;

основание для проведения государственной экспертизы условий труда с указанием даты регистрации заявления (представления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, определения суда);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»