СОГЛАШЕНИЕ

о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с коррупцией

Вступило в силу 25 апреля 2007 года

Генеральные прокуратуры (прокуратуры) Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины, в дальнейшем именуемые Сторонами,

будучи обеспокоены масштабами и тенденциями распространения коррупции и стремясь совместными усилиями обеспечить эффективное противодействие этому негативному явлению,

исходя из стремления обеспечить гарантированную законодательством государств Сторон защиту прав и свобод граждан, интересов общества и государства,

руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права в области борьбы с коррупцией, а также основополагающими документами Содружества Независимых Государств,

желая развивать и совершенствовать взаимодействие и повышать эффективность сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Цели Соглашения

1. Стороны, руководствуясь национальным законодательством, международными обязательствами своих государств и настоящим Соглашением, в пределах своей компетенции осуществляют сотрудничество в целях совершенствования борьбы с коррупцией, усиления защиты прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества и государства, выработки согласованной стратегии и совместных мер в этой сфере.

2. Настоящее Соглашение не затрагивает вопросов оказания правовой помощи и выдачи.

Статья 2

Понятия, используемые в настоящем Соглашении

Для целей настоящего Соглашения Стороны применяют следующие понятия:

коррупционное правонарушение - не влекущее уголовной ответственности нарушение существующего порядка несения службы и исполнения своих профессиональных обязанностей, допущенное лицами, которые национальным законодательством государств Сторон отнесены к категории должностных лиц или приравненных к ним, если такое нарушение содержит признаки коррупции, а равно невыполнение ими запретов, правил, установленных национальными нормативными правовыми актами;

коррупционное преступление - совершение лицами, которые национальным законодательством государств Сторон отнесены к категории должностных лиц или приравненных к ним, умышленного уголовно наказуемого деяния с использованием своего статуса, статуса представляемого ими органа, должностных полномочий или возможностей, вытекающих из данного статуса и полномочий, если такое деяние содержит признаки коррупции.

Статья 3

Критерии отнесения преступлений к категории коррупционных

Стороны для целей настоящего Соглашения согласились определить совокупность следующих критериев отнесения преступлений к категории коррупционных:

совершение деяния, отнесенного национальным законодательством государств Сторон к преступлениям;

совершение преступления лицом, которое в соответствии с национальным законодательством государства Стороны определено как должностное, или иным лицом в форме подкупа;

наличие у должностного лица корыстных побуждений или иной личной заинтересованности;

преступное использование своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей.

Статья 4

Коррупционные деяния

1. Стороны для целей настоящего Соглашения согласились считать коррупционными следующие деяния (преступления и/или правонарушения):

получение взятки;

дача взятки;

злоупотребление властью или служебными полномочиями;

служебный (должностной) подлог;

хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, а равно присвоение или растрата чужого имущества, совершенные с использованием своего служебного положения.

2. В качестве коррупционных признаются иные преступления, предусмотренные национальным законодательством государств Сторон, при условии соответствия критериям, установленным в статье 3 настоящего Соглашения, а также иные правонарушения, предусмотренные национальным законодательством.

Статья 5

Формы сотрудничества

Стороны в рамках настоящего Соглашения осуществляют сотрудничество в следующих формах:

1. Обмен статистической, научно-методической и иной информацией в сфере борьбы с коррупцией, в том числе о:

практике законодательного и иного нормативного правового регулирования вопросов борьбы с коррупцией;

практике работы органов прокуратуры в сфере борьбы с коррупцией;

преступлениях коррупционной направленности, имеющих транснациональный характер.

2. Разработка и принятие согласованных мер в целях повышения эффективности прокурорского реагирования на нарушения законодательства о борьбе с коррупцией.

3. Проведение совместных проверок заявлений, сообщений и иной информации о коррупционных деяниях, имеющих транснациональный характер.

4. Оказание содействия в проведении проверок заявлений, сообщений и иной информации о коррупционных деяниях.

5. Обмен опытом организации и осуществления прокурорской деятельности в сфере борьбы с коррупцией, включая подготовку научно-методических рекомендаций, проведение семинаров, научно-практических конференций.

6. Подготовка и повышение квалификации сотрудников органов прокуратуры.

7. Проведение совместных научных исследований в сфере борьбы с коррупцией.

Статья 6

Порядок сношений

Стороны при выполнении настоящего Соглашения осуществляют сотрудничество непосредственно или через Секретариат Координационного совета генеральных прокуроров государств - участников Содружества Независимых Государств.

Статья 7

Запрос об оказании содействия

1. Сотрудничество в рамках настоящего Соглашения осуществляется на основании запросов заинтересованной Стороны об оказании содействия или по инициативе Стороны, предполагающей, что такое содействие представляет интерес для другой Стороны.

2. Запрос об оказании содействия составляется в письменной форме и должен содержать:

а) наименование органа, запрашивающего содействие, и запрашиваемого органа;

б) изложение существа дела (материала);

в) цель и обоснование запроса;

г) описание содержания запрашиваемого содействия;

д) любую другую информацию, которая может быть полезна для надлежащего исполнения запроса.

3. Запрос об оказании содействия должен быть подписан Генеральным прокурором или его заместителем и удостоверен гербовой печатью.

4. В случаях, не терпящих отлагательства, запрос об оказании содействия, оформленный в соответствии с правилами настоящей статьи, может быть предварительно передан запрашиваемой Стороне с использованием технических средств передачи текста с последующим направлением оригинала почтой.

Статья 8

Исполнение запроса

1. При исполнении запроса применяется законодательство государства запрашиваемой Стороны. По просьбе запрашивающей Стороны может быть применено законодательство ее государства, если это не противоречит национальному законодательству и/или международным обязательствам государства запрашиваемой Стороны.

2. Запрашиваемая Сторона принимает все необходимые меры для обеспечения своевременного и полного исполнения запроса.

Запрашивающая Сторона незамедлительно уведомляется об обстоятельствах, препятствующих исполнению запроса или существенно задерживающих его исполнение.

3. Запрашиваемая Сторона вправе обратиться с просьбой о предоставлении дополнительной информации, необходимой для надлежащего исполнения запроса.

4. Запрашиваемая Сторона в возможно короткие сроки информирует запрашивающую Сторону о результатах исполнения запроса.

5. Если компетентный орган запрашивающей Стороны устанавливает, что необходимость в исполнении запроса отпала, то он незамедлительно уведомляет об этом компетентный орган запрашиваемой Стороны.

Статья 9

Взаимодействие при исполнении запроса

Запрашиваемая Сторона может разрешить уполномоченным представителям запрашивающей Стороны присутствовать при исполнении запроса для оказания необходимого содействия, если это не противоречит законодательству государства запрашиваемой Стороны.

Статья 10

Отказ в оказании содействия

1. Запрашиваемая Сторона может отложить исполнение запроса или связать его исполнение с соблюдением условий, определенных в качестве необходимых, после консультаций с запрашивающей Стороной. Если запрашивающая Сторона согласна на оказание ей содействия на предложенных условиях, то она должна соблюдать эти условия.

2. В оказании содействия в рамках настоящего Соглашения отказывается полностью, или частично, если запрашиваемая Сторона полагает, что исполнение запроса может повлечь нарушение прав и законных интересов человека и гражданина, нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку либо противоречит национальному законодательству, международным обязательствам или другим существенным интересам ее государства.

3. Запрашивающая Сторона письменно уведомляется о полном или частичном отказе в оказании содействия с указанием причин отказа, перечисленных в пункте 2 настоящей статьи.

Статья 11

Использование результатов запроса

1. Результаты исполнения запроса не могут быть использованы без согласия предоставившей их Стороны в иных целях, чем те, в которых они запрашивались и были предоставлены.

2. Запрашивающая Сторона может использовать результаты исполнения запроса в иных целях только с письменного согласия запрашиваемой Стороны.

Статья 12

Конфиденциальность информации

1. Каждая из Сторон принимает необходимые меры для обеспечения конфиденциальности информации, полученной от другой Стороны, если предоставившая эту информацию Сторона считает нежелательным ее разглашение.

2. Запрашиваемая Сторона в соответствии с национальным законодательством обеспечивает такую степень закрытости информации, о которой просит запрашивающая Сторона.

В случае невозможности обеспечения конфиденциальности при исполнении запроса запрашиваемая Сторона информирует об этом запрашивающую Сторону, которая принимает решение о том, следует ли исполнять запрос на таких условиях.

3. Для передачи третьей стороне сведений, полученных одной Стороной на основании настоящего Соглашения, требуется предварительное письменное согласие Стороны, предоставившей эти сведения.

Статья 13

Расходы

Стороны самостоятельно несут расходы, возникающие в ходе выполнения настоящего Соглашения, если в каждом конкретном случае не будет согласован иной порядок.

Статья 14

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»