МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 18 марта 2019 года N 162/пр

Об утверждении методических рекомендаций по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды"

В соответствии с подпунктами "е" и "ж" пункта 8, подпунктами "г" и "д" пункта 9 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, предусмотренных приложением N 15 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710,

приказываю:

Утвердить прилагаемые методические рекомендации по подготовке государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и муниципальных программ (подпрограмм) формирования современной городской среды в рамках федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" в составе государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

Министр

В.В.Якушев

УТВЕРЖДЕНЫ

приказом Министерства строительства

и жилищно-коммунального хозяйства

Российской Федерации

от 18 марта 2019 года N 162/пр

Методические рекомендации по подготовке государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и муниципальных программ (подпрограмм) формирования современной городской среды в рамках федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" в составе государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"

1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях оказания методологического содействия субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления в реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" (далее - федеральный проект).

2. Настоящие Методические рекомендации рекомендуется использовать при разработке государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и муниципальных программ (подпрограмм) формирования современной городской среды (далее соответственно - региональные программы, муниципальные программы), принятие и реализация которых является одним из условий предоставления субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплекса мероприятий, предусмотренных Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, предусмотренными приложением N 15 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710 (далее - Правила предоставления федеральной субсидии), и направленных на развитие городской среды в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, а именно благоустройство территорий функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) (далее - общественные территории), дворовых территорий и строительство, реконструкцию (модернизацию) объектов капитального строительства в рамках мероприятий по благоустройству общественных территорий (далее соответственно - строительство, объекты капитального строительства), в том числе осуществление строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства.

3. Требования к региональным и муниципальным программам установлены Правилами предоставления федеральной субсидии.

4. Разработку региональных и муниципальных программ рекомендуется осуществлять исходя из следующих условий:

полноты и достоверности информации;

прозрачности и обоснованности решений органов местного самоуправления о включении территорий муниципального образования, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования (далее - объекты благоустройства) в муниципальную программу;

приоритета комплексности работ при проведении благоустройства;

эффективности расходования федеральной субсидии путем обеспечения высокой степени готовности к реализации региональной программы на стадии ее формирования.

5. Общие рекомендации при формировании региональных и муниципальных программ.

5.1. Для качественного формирования региональных и муниципальных программ рекомендуется учитывать при их разработке положения Правил предоставления федеральной субсидии, паспорта национального проекта "Жилье и городская среда" и паспорта федерального проекта.

5.2. При формировании региональных программ рекомендуется осуществить следующие мероприятия на уровне муниципальных образований (в том числе в порядке подготовки к формированию муниципальных программ):

а) анализ состояния территориального развития на территории субъекта Российской Федерации, в том числе определение перспективы развития муниципальных образований;

б) формирование адресных перечней, перечней работ и определение приоритетов развития субъекта Российской Федерации с учетом полученной информации;

в) постановку муниципальным образованиям задачи по анализу к определенному сроку текущего состояния территории муниципальных образований: проведение инвентаризации и составление документов (в том числе в электронном виде), описывающих все объекты благоустройства, расположенные на территории муниципального образования, их техническое состояние, типологизацию указанных объектов, а также структуру собственности земельных ресурсов и объектов благоустройства (по видам собственности)), нанесение описываемых объектов благоустройства на карты;

г) постановку муниципальным образованиям задачи по описанию к определенному сроку существующих проблем, выявленных на основании проведенного анализа, формулированию предложений по их решению;

д) проведение экспертного анализа полученных материалов, в том числе с привлечением соответствующих муниципальных образований, и выработка по его результатам предложений по мероприятиям для включения в региональную программу;

е) проведение общественного обсуждения проекта региональной программы.

Порядок общественного обсуждения проекта региональной программы, порядок и сроки представления, рассмотрения и оценки предложений граждан, организаций к проекту региональной программы, порядок и сроки представления, рассмотрения и оценки указанных предложений рекомендуется утверждать одним распорядительным документом, с выделением таких порядков в виде соответствующих структурных единиц.

К указанным порядкам рекомендуется также прилагать унифицированные формы, по которым заинтересованные лица (граждане, организации) могут представить соответствующие предложения.

В соответствии с методическими рекомендациями по созданию и развитию региональных центров компетенций по вопросам городской среды (далее - региональные центры компетенций), утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 1 февраля 2019 года N 73/пр, мероприятия по разработке региональных и муниципальных программ рекомендуется осуществлять совместно с региональными центрами компетенций, а также с привлечением специализированных организаций и экспертов в вопросах формирования комфортной городской среды.

Региональный центр компетенций - организация, созданная для проектного, экспертного, информационного и методологического содействия муниципальным образованиям в формировании комфортной городской среды в субъекте Российской Федерации.

В целях организации процесса комплексного благоустройства по результатам оценки текущего состояния сферы благоустройства в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, в том числе оценки состояния дворовых территорий, рекомендуется составить итоговый документ, содержащий инвентаризационные данные о территории и расположенных на ней элементах (далее - паспорт благоустройства территории), который позволит оптимизировать как процесс ухода за территорией и ее содержания, так и дальнейшего развития территории (например, осуществить проектирование и строительство детских площадок, размещение мест отдыха, выделение дополнительных мест для парковки). Паспорт благоустройства территории рекомендуется разрабатывать по результатам натурного обследования территории и расположенных на ней элементов. В паспорте благоустройства территории рекомендуется указать границы и общую площадь территории, присутствующие и планируемые к размещению объекты благоустройства и их характеристики (в том числе общий уровень благоустройства - состояние дорожного покрытия, освещенность территории, наличие и состояние малых архитектурных форм). Паспорт благоустройства территории рекомендуется сопровождать картографическими материалами (то есть нанести объекты благоустройства на карту). Состав и форму паспорта благоустройства территории субъектам Российской Федерации (органам местного самоуправления) рекомендуется определять самостоятельно.

5.3. Формирование муниципальных программ рекомендуется осуществлять с учетом следующих этапов и положений утвержденных региональных программ или их проектов (если к моменту начала работы по формированию муниципальной программы региональная программа не будет утверждена):

а) выявление реальных потребностей различных групп населения;

б) проведение градостроительного анализа, который подразумевает рассмотрение формирующих городское пространство каркасов, элементы которых частично накладываются друг на друга. Например, пространственного (улицы, площади), ландшафтного (бульвары, скверы, парки набережные), исторического (объекты исторического и культурного наследия), социокультурного (учреждения культуры и иные объекты, привлекающие посетителей), коммерческого (предприятия торговли и услуг). Градостроительный анализ может осуществляться путем привлечения профессиональных экспертов в области городской среды, а также преподавателей и студентов высших учебных заведений в рамках учебных практик, обсуждение уполномоченными органами местного самоуправления с привлечением экспертов и заинтересованных лиц из числа представителей общественности и хозяйствующих субъектов;

в) анализ текущего состояния территории муниципального образования: проведение инвентаризации и составление документов (в том числе в электронном виде), описывающих все объекты благоустройства, расположенные на территории муниципального образования, их техническое состояние, типологизация указанных объектов, а также структуру права собственности на земельные участки и объекты благоустройства (по видам собственности);

г) описание существующих проблем, выявленных на основании проведенного анализа, формирование предложений по их решению, систематизированных в проекте адресного перечня территорий, на которых будут создаваться благоустроенные общественные пространства (далее - адресный перечень);

д) проведение общественного обсуждения разработанного адресного перечня и организация приема предложений по дополнению указанного списка от заинтересованных лиц.

Порядок общественного обсуждения проекта муниципальной программы, порядок и сроки представления, рассмотрения и оценки предложений граждан, организаций к проекту муниципальной программы, порядок и сроки представления, рассмотрения и оценки указанных предложений рекомендуется утверждать одним распорядительным документом (с выделением указанных порядков в виде структурных единиц).

Доработку адресного перечня рекомендуется осуществлять по итогам обсуждения.

При формировании муниципальной программы рекомендуется в первоочередном порядке включать в нее все возможные действия по повышению комплексной характеристики городской территории и ее частей, характеризующей уровень комфорта повседневной городской жизни для различных слоев населения качества городской среды (далее - повышение качества городской среды), не требующие специального финансирования, как, например, ликвидация вывесок, нарушающих архитектурный облик зданий, введение удобной нумерации зданий, разработка правил уборки территорий, прилегающих к коммерческим объектам (предприятия торговли и услуг).

6. Рекомендации по выбору территорий для включения в муниципальную программу.

6.1. При формировании адресного перечня рекомендуется формировать его таким образом, чтобы в первоочередном порядке в него включались территории, благоустройство которых будет иметь наибольший эффект с точки зрения создания удобств для горожан, повышения привлекательности города для гостей и развития предпринимательства.

6.2. Выбор территорий рекомендуется осуществлять с учетом мнения жителей соответствующих территорий, которые вносят свои предложения и участвуют в обсуждении территорий, предлагаемых экспертами или органами местного самоуправления.

6.3. При выборе территорий рекомендуется руководствоваться следующими критериями, соответствие которым повышает их привлекательность как места для создания общественного пространства:

а) востребованность территории - наличие уже существующих пешеходных потоков и сервисов для жителей, существование постоянно действующих факторов, способствующих притоку посетителей на данную территорию (например, наличие памятников исторического и культурного наследия, объектов социальной или транспортной инфраструктуры). Степень востребованности территории у населения может выявляться различными методами, в том числе путем подсчета посетителей с помощью счетчиков в контрольных точках, анализа больших массивов данных (данных сотовых операторов, геотегов и прочих), опроса общественного мнения, моделирования транспортных потоков, агрегирования косвенных показателей интенсивности перемещений. Функциональное назначение выбранных для благоустройства территорий может быть различным, например, транзитный маршрут, парк, улица с торговыми объектами. При этом возможно изменение функционально-планировочной и объемно-пространственной структуры, например, расширение тротуаров и изменение скоростного режима с целью превращения улицы из транзитного коридора в популярное у горожан место отдыха и общения;

б) значимость территории - ключевая роль выбираемых территорий с точки зрения достижения целей, поставленных стратегией развития муниципального образования. Так, для муниципального образования, планирующего развитие туризма, это будут пространства, формирующие туристический маршрут, привязанный к главным городским достопримечательностям. Для муниципального образования, стратегическим направлением развития которого является развитие услуг в сфере образования - территории, прилегающие к учебным заведениям;

в) идентичность территории - возможность использовать свойственные только данному муниципальному образованию черты (например, специфическую планировку городского пространства, наличие уникальных ландшафтных объектов);

г) экономическая эффективность - возможность повышения налоговых поступлений в местный бюджет после благоустройства данной территории;

д) дальнейшее содержание территории - наличие лиц или организаций, способных поддерживать достигнутый уровень благоустройства;

е) связанность с другими выбранными для благоустройства территориями.

Созданная в результате реализации муниципальной программы сеть общественных пространств сформирует непрерывный пешеходный маршрут, объединяющий наиболее посещаемые места города.

7. Привлечение добровольцев (волонтеров) к участию в реализации мероприятий региональной и (или) муниципальной программ.

7.1. При формировании региональной и (или) муниципальной программ с целью привлечения добровольцев (волонтеров) к участию в реализации мероприятий региональной и (или) муниципальной программ рекомендуется включить в региональные и (или) муниципальные программы меры по созданию инфраструктуры добровольчества (волонтерства):

определение ответственного лица из числа сотрудников администрации муниципального образования для оказания методической, консультационной, информационной и организационной поддержки добровольцам (волонтерам) на системной основе;

определение объектов (дворовые и общественные территории) на территории муниципального образования для выполнения работ по благоустройству - осуществления предпроектного анализа, формирования видения и разработки дизайн-проекта благоустройства добровольцами (волонтерами), в том числе описание идеи благоустройства, основных проблем территории и мероприятий по их решению, функциональная модель территории, изучение инвестиционной привлекательности территории и предложений по ее улучшению, средовые визуализации, подготовка пояснительной записки, рекомендаций по событийному программированию, рекомендаций по обеспечению безопасности населения, цифровизации общественного пространства;

предоставление информации для выполнения работ по благоустройству (ситуационного плана, планируемого бюджета) и обеспечение согласования мероприятий по вовлечению жителей в процессы благоустройства;

привлечение добровольцев (волонтеров) к участию в мероприятиях по вовлечению населения в процессы благоустройства (в том числе в опросах, интервью, фокус-группах, проектных семинарах, мастерских, воркшопах);

организация вовлечения обучающихся образовательных организаций среднего, среднего специального и высшего образования в реализацию мероприятий муниципальной программы посредством стажировок и практик;

организация мероприятий по привлечению добровольцев (волонтеров) в реализацию региональной и (или) муниципальной программ (форумы, конкурсы, фестивали, лектории, общественный мониторинг качества объектов благоустройства и др.).

8. Состав основных мероприятий, а также показатели результативности региональной и (или) муниципальной программ.

8.1. В региональной и (или) муниципальной программах рекомендуется привести обоснование основных мероприятий с указанием целевых показателей и сроков их реализации.

8.2. Включение в региональную и (или) муниципальную программы основных мероприятий рекомендуется осуществлять исходя из необходимости комплексного решения задач и достижения целей, направленных на повышение уровня благоустройства территории муниципальных образований, субъекта Российской Федерации.

8.3. При формировании мероприятий муниципальной программы помимо мероприятий по благоустройству дворовых территорий, отобранных на основании предложений собственников помещений в многоквартирных домах, а также мероприятий по благоустройству общественных территорий, рекомендуется включать в нее иные мероприятия, направленные на обеспечение надлежащего состояния и эксплуатации элементов благоустройства на территории муниципального образования (организация уборка мусора, освещения, озеленения общественных территорий), и, соответственно, поддержание территории муниципального образования в надлежащем, комфортном для жителей состоянии.

Пример формулирования задач региональной и (или) муниципальной программ и основных мероприятий приведен в таблице N 1.

Таблица N 1

Задачи

Основные мероприятия

Основные показатели

Кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества

Реализация комплексных проектов благоустройства муниципальных образований

Количество обустроенных общественных пространств

городской среды на 30 процентов, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза

Реализация проектов победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях

Количество реализованных проектов победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях

Синхронизация выполняемых мероприятий по благоустройству с мероприятиями иных национальных и федеральных проектов

Значение индекса качества городской среды

Формирование перечня городов (агломераций), в которых приоритетное финансирование мероприятий, направленных на повышение качества городской среды, будет осуществляться в комплексе с мероприятиями иных национальных и федеральных проектов

Количество городов с благоприятной средой

Создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30 процентов

Обсуждение конкретных проектов создания комфортной городской среды

Доля граждан, принявших участие в решение вопросов развития городской среды от общего количества граждан в возрасте от 14 лет, на территории проживания которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды (%)

Проведение рейтингового голосования граждан, на территории проживания которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды, в ходе которого жители определяют приоритетные объекты для благоустройства

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»